Марина Сёмочкина
План-конспект занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Книжные мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1) Познакомить детей с историей бумаги; формировать первичные представления о свойствах бумаги: мнётся, рвется, размокает. («Познавательное развитие»)
2) Развивать эмоциональную отзывчивость. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. («Социально-коммуникативное развитие»)
Публикация «План-конспект занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности „Книжные мастера“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Книга. Все материалы по теме книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
3) Развивать диалогическую форму речи, словарь детей. («Речевое развитие»)
4) Стимулировать к самостоятельной конструктивной деятельности. («Художественно-эстетическое развитие»)
5) Формировать потребность в двигательной активности. («Физическое развитие»)
Методы и приемы:
- практические: эксперимент, конструирование
- наглядные: рассматривание
- словесные: беседа, вопросы
Материалы и оборудование: сундучок с книжными листочками; камень, глиняная дощечка, береста, образцы видов бумаги; мелки; ёмкость с водой; на каждого ребёнка прямоугольный лист бумаги, клей.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно-исследовательская Решение проблемных ситуаций, экспериментирование
Игровая Игровая ситуация
Двигательная Физкультминутка
Коммуникативная Беседы, вопросы
Конструирование
Изготовление книги
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 -Входит домовёнок Кузя с сундучком, предлагает послушать сказку; из сундучка достаёт остатки книги- потёртые от времени листочки.
Дети здороваются.
Рассматривают старые книжные листочки, убеждаются, что книга испорчена, читать её нельзя. Мотивация детей к предстоящей деятельности.
2 -Постановка проблемы: куда записывать новые сказки?
- Воспитатель выясняет у детей, из каких материалов можно сделать книгу.
Сопереживают домовёнку. Отзываются на его просьбу о помощи – нужно изготовить новую книжку, чтобы Кузя смог записать в неё свои сказки.
Дети предлагают варианты ответов (картон, бумага, ткань)
Принимают и осознают цель.
Выясняются начальные представления детей о книгах.
3 -показывает камень, рассказывает, что раньше люди вместо бумаги использовали камень – высекали на нем буквы; предлагает детям подумать и сказать, удобно ли на нем писать, почему?
-показывает второй предмет- глиняные дощечки, предлагает сравнить с камнем.
-знакомит с берестой – в Древней Руси писали на бересте, предлагает из неё сделать обложку для книги.
-рассказывает о первой бумаге из Китая, обращает внимание на современные листы бумаги. Спрашивает детей, как используют бумагу.
Берут камень в руки, рассматривают, рассуждают, отвечают на вопросы, делают вывод: камень твёрдый, тяжелый, неудобный для письма, книги из камня не получится.
Сравнивают, определяют свойства, делают вывод, что глина легче камня, писать на ней удобнее, но она хрупкая, из неё нельзя сделать книгу.
Дети пробуют сложить бересту – береста ломается, хрупкая, для книги не подходит.
Рассматривают листы бумаги, отвечают на вопросы (на бумаге пишут, рисуют; из неё делают тетради, альбомы для рисования, газеты, журналы, книги).
Выполнение познавательно-исследовательских действий с камнем, глиняными дощечками, берестой, бумагой.
Познакомились с историей бумаги, выбрали
материал для изготовления книги.
4 -предлагает больше узнать о бумаге, провести опыт. «Бумага, её свойства и качества»
- обращает внимание на емкость с водой, что будет происходить с бумагой, если её намочить. Дети мнут бумагу- мнётся;
рвут её – бумага рвётся;
шуршит, шелестит. Бумага гладкая, тонкая, непрочная.
Под руководством взрослого кладут лист бумаги в воду, наблюдают за тем, как размокает бумага. Делают выводы – бумага боится воды, быстро намокает, рвется.
Получили наглядные представления о свойствах бумаги, расширили словарный запас.
5 - Проводит физкультминутку
Мы немножечко устали
И свободно быстро
дружно встали
Руки вверх мы поднимаем
А потом их опускаем
А потом их развернём
И к себе скорей прижмём
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни,
Раз, два, три, четыре, пять
Постучали, повертели
И работать захотели.
Выполняют движения в соответствии с текстом.
Дети отдохнули, удовлетворили потребность в движении.
6 - предлагает детям рассмотреть материалы и приступить к изготовлению книги, просит подумать детей, что и как нужно делать. Дети подбирают материал, обсуждают последовательность работы, складывают листы бумаги пополам, совместно с воспитателем склеивают книгу. Проявляют творческую активность.
7 -обращает внимание домовёнка на книгу, которую изготовили для него дети.
-просит детей рассказать Кузе о правилах обращения с книгами. Дети объясняют Кузе, как нужно обращаться с книгой - не рвать, не пачкать, не мочить, не сгибать листочки, потому что бумага – не прочный материал, быстро рвется и мнется, легко намокает. С книгой нужно быть очень аккуратным. Закрепление полученных знаний о свойствах бумаги.
8 - Кузя благодарит детей за книгу, за интересные знания о бумаге, обещает беречь книгу и прийти к детям с новой сказкой. Прощаются с домовёнком, приглашают его в гости, обещают помочь, если будет нужно. Желают ему написать интересные сказки. Получили удовлетворение от своей деятельности.