Юлия Черкашина
План-конспект НОД в подготовительной логопедической группе (индивидуальная работа). Тема: «В гости к букве Р»
▼ Скачать +Заказ
Цели: автоматизация звука [Р]; развитие психомоторики.
Задачи:
Коррекционно-обучающие: закреплять умение определять наличие заданного звука в слове на вербальном и невербальном уровне; закреплять умение произносить звук [Р] в слогах, словах, связной речи; закреплять умение определять место буквы в слоге; закреплять навык чтения прямых и обратных слогов, слов; закреплять умение составлять рассказ по сюжетной картинке.
Публикация «План-конспект НОД в подготовительной логопедической группе (индивидуальная работа), Тема: „В гости к букве Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную и мимическую моторику, развивать мелкую и общую моторику (развитие целенаправленности и точности движений, развитие динамической координации движений, двигательной памяти, формирование точности движений при попадании в цель); развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные: воспитывать у ребёнка фактор взаимопомощи, инициативность, дать ему возможность ощутить радость по достижении результата проделанной работы.
Оборудование: кукла Буратино, демонстрационная буква «Р», ромашки из бумаги и картона (5 штук, кубик с артикуляционной гимнастикой, кубик настроения, дидактическая игра «Рыбалка» (удочка и картинки с магнитами, дидактический материал «Испорченные конфеты», дидактическая игра «Собери слово» (игровое поле с буквами, магнитная доска, фишка, маркер, сюжетная картинка «В гостях у буквы «Р», су джок, музыкальная презентация «Буратино».
Ход работы.
1. Орг. момент.
Ребёнок входит в кабинет. Логопед держит в руках куклу Буратино.
- Сегодня я хочу тебя познакомить с одним сказочным персонажем, хотя, я думаю, ты его уже знаешь. Это – Буратино.
- Наш Буратино скоро пойдёт в школу. Он уже научился говорить почти все звуки и подружился почти со всеми буквами. Вот только с буквой «Р» (логопед указывает на доску, где находится буква «Р») он никак не подружится, а ему это очень нужно, потому что звук [Р] есть и в его имени тоже. Давай произнесём: «Буррратино». (Буррратино.)
- Поэтому буква «Р» решила пригласить Буратино в гости и устроить ему небольшие испытания. Если Буратино справится со всеми заданиями, то он сможет попасть в гости к букве «Р» и поближе с ней познакомиться. Поможем ему?
2. Дидактическая игра «Ромашковое поле». Развитие артикуляционной моторики. Формирование целенаправленности и точности движений при попадании в цель.
Перед ребёнком «ромашковое поле».
- Отправился Буратино к букве «Р», а дорога к ней лежала прямо через поле, на котором росли волшебные ромашки.
- С какого звука начинается слово «ромашки»? (Со звука [Р].)
- Каждая ромашка хочет, чтобы вы с Буратино выполнили любимые упражнения буквы «Р». Все упражнения собраны на этом волшебном кубике. Бросай кубик в любую ромашку, и тогда увидишь, какое упражнение надо выполнить.
3. Дидактическая игра «Рыбалка». Развитие целенаправленности и точности движений. Закрепление умения определять наличие заданного звука в слове на невербальном уровне. Закреплять умение произносить звук [Р] в словах.
Логопед и ребёнок подходят к столу с игрой.
- Идёт дальше Буратино, видит – недалеко река протекает. Вспомнил тут Буратино, что буква «Р» любит рыбалку. (Логопед указывает на картинку «Р» на рыбалке».)
- С какого звука начинается слово «рыбалка»? (Со звука [Р].)
- Как оказалось, в этой реке можно поймать много разных картинок. Вот и решил Буратино поймать для буквы «Р» картинки в подарок.
- Помоги ему справиться с этим заданием, но помни, что буква «Р» любит только те картинки, в названии которых есть звук [Р].
Ребёнок ловит картинку и проговаривает её название.
Словарный материал: роза, рысь, кружка, виноград, сковорода, шар, помидор, грузовик, сарафан.
4. Дидактическая игра «Испорченные конфеты». Автоматизация звука [Р] в слогах. Закрепление навыка чтения прямых и обратных слогов. Закрепление умения определять место буквы в слоге. Развитие мелкой моторики.
Логопед предлагает ребёнку присесть.
- У нашего Буратино была удачная рыбалка, и поэтому настроение его стало очень весёлое. Он решил подшутить над буквой «Р» и угостить её пластилиновыми - ненастоящими конфетами. А потом передумал, да было уже поздно: все конфеты перепутались.
- Давай поможем ему найти настоящие конфеты. Конфета настоящая, если на ней написан слог с буквой «Р» в начале слога. Тогда читай слог и рисуй улыбку на лице Буратино. А если на конфете написан слог, где буква «Р» стоит в конце слога, то конфета – ненастоящая. Тогда читай слог и рисуй грустного Буратино (с перевёрнутой улыбкой).
5. Физкультминутка «Танцуй с Буратино». Развитие общей моторики (динамической координации движений, двигательной памяти).
- Давай мы снова выйдем на ромашковое поле и подвигаемся вместе с Буратино!
(Смотрите презентацию).
6. Дидактическая игра «Собери слово». Формирование ориентировки на плоскости. Развитие мелкой моторики. Обучение чтению слов.
Логопед и ребёнок садятся за стол.
- Да… Большой путь прошёл наш Буратино. Но вот перед ним ещё одно новое задание.
- Давай поможем ему собрать слова из букв, которые мы видим перед собой. Причём нужные буквы нужно записывать вот на эту доску. Готов?
Далее логопед произносит инструкции:
- Поставь фишку на клетку со звёздочкой. На какой букве оказалась фишка? (На букве «Г».)
- Запиши эту букву маркером на доске.
- Теперь отсчитай фишкой … На какой букве оказалась фишка? (На букве «А».)
- Запиши эту букву справа от буквы «Г».
Таким образом, ребёнок записывает слова «гараж», «ручка», читает их.
7. Дидактическая игра «Узнай настроение». Развитие мимической моторики с одновременным использованием элементов развития общей моторики. Формирование целенаправленности и точности движений при попадании в цель.
- Совсем небольшой путь осталось проделать Буратино, и вновь он пошёл по ромашковому полю. (Снова выходят.) Но он ещё не знал, что у этих волшебных ромашек, как и у нас, у людей, может меняться настроение. Они могут быть грустными и радостными, сердитыми и удивлёнными.
- Давай узнаем, какое сейчас настроение у этих ромашек.
- Бросай кубик прямо в ромашку, и он покажет её настроение.
Далее проводится игра:
Удивление – поднять брови, открыть широко рот и развести руки в стороны;
Сердитое – брови нахмурить книзу, вытянуть губы вперед «трубочкой» и потянуться за руками вперед;
Грустное – брови свели вместе кверху, округлили губы и руками показали обруч;
Радостное – брови подняли вверх, растянули губы в улыбке и подняли руки через стороны вверх, встав на носки.
8. Составление рассказа по картинке. Использование массажного шарика Су Джок.
Закрепление произношения звука [Р] в связной речи. Развитие внимания, мышления и мелкой моторики.
Логопед и ребёнок садятся за стол. Логопед показывает картинку.
- Вот и добрался Буратино в гости к букве «Р». Посмотри на эту картинку и расскажи, что же было дальше?
Ребёнок:
- За столом его ждали друзья буквы «Р»: Пьеро, Красная шапочка, Гарри Потер, Чебурашка, Петрушка и Артемон. Буква «Р» накрыла своим друзьям стол с разными угощениями. На столе были фрукты, торт и коробка с зефиром. Ещё на столе стояла сахарница. Все наливали себе чай из самовара.
Логопед:
- Посмотри на лица друзей. Как ты думаешь, какое у них настроение?
Ребёнок:
- Радостное, потому что они улыбаются!
Логопед:
- Давай напоследок расскажем небольшое стихотворение про этих замечательных друзей.
Берут Су Джок.
Буратине подружиться
С буквой «Р» мы помогли. Катают Су Джок между ладоней.
И сегодня в гости к букве
Все друзья её пришли:
Чебурашка Надевают кольцо на большой палец,
И Петрушка, Затем – на указательный,
Здесь Пьеро На средний,
И Артемон, На безымянный,
И, конечно, Буратино! На мизинец.
Букве «Р» большой поклон! Снова катают Су Джок между ладоней.
9. Подведение итогов.
- Буратино говорит тебе «спасибо» за оказанную ему помощь в выполнении заданий!