Юлия Юрьевна Карачкова
План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми с ТНР «Россия — Родина моя!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Россия – Родина моя!»
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие, «Физическое развитие».
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Познавательное развитие
1. Обобщить и систематизировать знания детей о планете Земля, о стране Россия;
2. Закрепить знание детей о государственной символике: гербе и гимне, флаге РФ (о значении цветов Российского флага);
Публикация «План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми с ТНР „Россия — Родина моя!“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Планы
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
3. Развивать представление о том, что Россия – огромная многонациональная страна. Уточнить представления о народах проживающих в России.
4. Воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма, гордости за свою страну.
Речевое развитие
1. Поддерживать проявление субъективной позиции ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
2. Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности;
3. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, коммуникативные навыки;
4. Активизировать словарь прилагательных по теме «Родина»;
5. Формировать умение подбирать однокоренные слова к слову Родина.
Социально коммуникативное развитие
1. Обогатить положительными эмоциями опыт общения старших дошкольников в процессе проведения НОД.
Физическое развитие
1. Формировать интерес к двигательным упражнениям с речевым сопровождением.
Предварительная работа:
- беседы на темы «Наша страна – Россия», «Города нашей страны», беседы о российской символике;
- чтение и разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине;
- рассматривание глобуса, фотографий городов;
- рассматривание живописных произведений о Родине;
- д/и «Найди свой флаг», «Узнай наш герб»;
- сюжетно-ролевые игра «Путешествия по городу».
Материал: мультимедийное оборудование, глобус, аудиозапись государственного гимна, изображение президента РФ, герба и флага, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Игры: «Кто в какой стране живет?»; «Я начну, а ты продолжи»; «Собери картинку, назови национальность»
Коммуникативная Беседа о планете, о Родине, о символах страны
Отгадывание загадок и смысла пословиц
Двигательная Физкультминутка «Наша Родина – Россия» Динамическая пауза «Россия»
№ Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте, о чем говорится в ней?
Шар земной передо мной
Не такой он уж большой.
Я его верчу рукой.
Сразу край нашла лесной.
Рядом с ниточкой рекой.
Точка - город мой родной.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это глобус. Скажите, а что такое глобус?
Воспитатель: Какая удивительная планета Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы.
Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле. Вы, конечно, уже знаете, как называется наша страна?
Воспитатель: Правильно, у нашей страны удивительно красивое и звучное имя - Россия.
В нашей стране много всего самого прекрасного: необыкновенно красивая природа, замечательные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.
Воспитатель: Кто из вас может показать территорию России на карте.
Воспитатель: Россия - самая большая страна в мире. Наша Родина расположена на крупнейшем материке, который называется Евразия и омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим. Россия - самая большая страна в мире. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнце.
Ответы детей
Ребенок читает стих. В. Степанова.
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну - наш общий дом.
Дети отгадывают загадку высказывают свою точку зрения
2. Воспитатель: Посмотрите на карту. Как много стран на нашей планете. Давайте поиграем в игру.
Игра: «Кто в какой стране живет?»
Наша страна Россия, а мы живущие в России - россияне.
В Италии-
В Испании -
В Америке -
Во Франции -
В Германии -
В Китае -
В Грузии –
В Беларуссии-
Молодцы, как много стран и жителей мы назвали.
Ответы детей
Дети отвечают на вопросы
3. Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а ты продолжи» : Наша страна называется (Россия, наша страна очень (большая, огромная, в ней много (рек, озёр, лесов, городов, Люди, которые живут в нашей стране, называются (россияне). Наша страна огромная, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Главное богатство нашей страны- наш народ. Наша страна сильна дружбой народов, проживающих на её территории. Ребята, как вы думаете, люди каких национальностей живут в нашей стране? Назовите какие национальности проживают в России? (русские, татары, башкиры, чуваши, мордва, дагестанцы, чеченцы и т. д.) Игра «Собери картинку, назови национальность» Воспитатель: многонациональная наша страна и все люди живут в России дружно и счастливо. Выполняют задание, отвечают на вопросы Дети собирают разрезные картинки и называют национальности
4. Воспитатель: Россия – наша Родина. - Как вы думаете, что такое Родина?
Дети: - Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш д/с, наш дом. Родина у каждого человека одна.
Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?
Ответы детей
Ребё нок читает стихотворение:
У каждого листочка, У каждого ручья
Есть главное на свете- Есть Родина своя.
И там, где мы родились,
Где радостно живем,
Края свои родные мы Родиной зовем. Дети отвечают на вопросы
5. Воспитатель проводит физкультминутку
«Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы- высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец) Дети встают в круг Дети выполняют предложенные движения
6. Воспитатель: в каждой стране есть свой самый главный человек, который руководит ею. В одних странах — это король, в других — королева, а в третьих — к примеру, султан. Воспитатель: а кто самый главный в нашем российском государстве? (Президент) — Кто мне скажет, как его зовут? (В. В. Путин) Быть президентом — трудная, ответственная работа!
А теперь ответьте на такой вопрос. Какие три отличительные символа есть у любой страны, в том числе у Россия?
Дети: Гимн, герб, флаг.
Воспитатель: Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?
Воспитатель: Что означает каждый цвет?
Игра «Узнай флаг своей страны».
Воспитатель: Посмотрите а что это за символ?
Герб – это эмблема государства. А где можно увидеть герб? Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.
- На гербе изображён воин на белом коне и страшный дракон которого воин поражает своим копьем, что символизирует победу добра над злом, а этого воина зовут Георгий Победоносец.
А кто ещё изображён на гербе? (двуглавый орёл)
Воспитатель: Третий государственный символ – государственный гимн.
Воспитатель: А что такое гимн?
Воспитатель: Правильно, гимн - это торжественная песня. Гимн является официальным символом государства. Когда исполняется гимн?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, ребята, гимн исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный. Давайте вспомним, как надо слушать гимн.
Воспитатель: Правильно, таким образом, гражданин страны проявляет уважение к гимну своей страны. Давайте послушаем отрывок и внимательно вслушаемся в замечательные торжественные слова о России.
Звучит гимн России. Ответы детей
Дети: Белый - он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верит ей. Красный - цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.
Белый — мир, чистоту; синий — синее небо над землёй; красный символизирует храбрость, мужество, красоту
Ребёнок читает стихотворения В. Степанова:
У России величавой. На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад на восток. Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.
Дети выполняют предложенные задания
Дети находят флаг и герб нашей страны
7. Логопед приносит волшебный мешочек.
Логопед: ребята, вы узнали государственные символы нашей страны, но бывают символы и не официальные, как герб или флаг, но не менее подтверждающие принадлежность к стране. Какие не официальные символы есть у нас в России, вы попробуете разгадать с помощью загадок. (По мере отгадывания из волшебного мешочка достаются предметы, выкладываются на столе).
1. Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью — во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех — малютка, крошка.
А вместе все они … МАТРЁШКА
2. В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может громко зареветь,
А зовут его…. МЕДВЕДЬ
3. Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. БЕРЁЗА
4. Красота её скромна,
И лечебная она,
Белый лепесток,
Жёлтенький глазок! РОМАШКА
5. Ой, звенит она, звенит, всех игрою веселит,
А всего — то три струны ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка! Ну, конечно. БАЛАЛАЙКА
Л: молодцы, ребята, разгадали все загадки. Вот, ребята, эти предметы и есть неофициальные символы нашей страны, это то, с чем ассоциируется Россия. В любой другой стране, глядя на матрёшку, или балалайку, или березку, сразу вспомнишь о России. Ответы детей Дети отгадывают предметы по описанию
8. Л: наша Родина имеет звучное имя — Россия, за свое могущество и величавость. Про нашу Родину можно сказать еще очень много красивых слов, давайте вместе, передавая в руки друг друга вот это сердечко, расскажем, какая наша Родина — Россия? (милая, красивая, единственная, сильная, дорогая, хорошая, чудесная)
Л: слово «Родина» звучит так тепло, есть слова близкие по звучанию, например: родной, а вы знаете такие слова? (родненький, родимый, род, родовой, родня, народ, народный, родинка, родитель, рождение, родиться, родственный). Все слова, которые мы сейчас назвали — это слова — родственники, родственные.
Ответы детей Дети грамматически верно подбирают слова
9. Л: проводит динамическую паузу из комплекса «Стань буквой» по теме «Россия»
Дети рассказывают стихотворение о букве и телодвижением изображают буквы Дети верно изображают буквы
10. Л: Русский народ придумал очень много поговорок и пословиц о Родине и любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы.
Л: Чему учат нас эти пословицы? (Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов). Зачитывают друг другу разученные заранее пословицы
Дети:
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Жить - Родине служить
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Родина поучает – Родина выручает.
- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
-Тот герой кто за Родину горой. Дети верно анализируют пословицы
11. Итог занятия
Л: Наше занятие подошло к концу.
О чем мы сегодня говорили?
Что вам больше всего запомнилось.
Ребята когда вырастите, может быть, прославите Россию своими именами. Но если вы не станете знаменитыми учеными, космонавтами, артистами, а будите обычными врачами, учителями, рабочими, инженерами, которые добросовестно трудятся во благо Родины, то знайте: Россия гордиться вами, вашими делами и поступками!
Ответы детей Дети делятся своими впечатлениями и эмоциями
Литература:
1. Гербы стран мира. Фото всех гербов мира, World-Globe.ru, https://www.world-globe.ru/countries/arms/.
2. Солопова Н. В. Игра-викторина «Россия — Родина моя» для подготовительной группы, Образовательная социальная сеть nsportal.ru, https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/11/16/igra-viktorina-rossiya-rodina-moya-dlya-podgotovitelnoy.
3. Устинова М. П., конспект занятия «Моя родина — Россия», инфоурок, https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-moya-rodina-rossiya-4097431.html
4. Зеленова Н. Г. Мы живем в России : гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: подготовительная группа / Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. -Москва: Издательство Скрипторий 2010. –109с.
5. Как научить детей любить Родину : руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты занятий, методические рекомендации)/ сост. Ю. Е. Антонов и др. – Москва: АРКТИ, 2003. –168 с.
6. С чего начинается Родина? : опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Творческий центр Сфера, 2004. -192 с.