Наталья Ушакова
План-конспект мастер-класса «Игровые переменки-развивайся, играй, отдыхай!»
▼ Скачать +Заказ
План - конспект мастер- класса
«Игровые переменки – развивайся, играй, отдыхай!»
Автор - составитель: Ушакова Наталья Павловна
педагог доп. образования, педагог- организатор
ГБУ ДО ЦД (Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт- Петербурга
Дата проведения: 23 июня 2016 г.
Место проведения: АППО С-Пб
Продолжительность: 45 мин.
Целевая аудитория: обучающиеся курсов профессиональной переподготовки по направлению «Педагогика дополнительного образования» С-Пб АППО.
Публикация «План-конспект мастер-класса „Игровые переменки-развивайся, играй, отдыхай!“» размещена в разделах
Цель мастер-класса : повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании игровой деятельности при проведении динамичных переменок между занятиями.
Задачи:
Обучающие:
–освоение комплекса принципов и приёмов для проведения игровой деятельности с обучающихся;
- развитие представлений и классификации игр;
- формирование навыков проведения игровых перерывов.
Развивающие:
-развитие творческого подхода к смене деятельности обучающихся;
-формирование навыков активного взаимодействия участников мастер - класса между собой при проведении игровой деятельности;
- развитие навыков рефлексивной деятельности;
- развитие коммуникативных качеств педагогов, умение работать в коллективе;
Воспитательные:
- развитие внимательного и доброжелательного отношения к друг другу;
- развитие самооценки педагогов.
Планируемые результаты :
Предметные:
- овладения принципами и приёмами для применения игровой переменки среди обучающихся;
- освоение проведения игр.
Метапредметные:
- активное совместное участие в играх;
- оценка результатов практической деятельности;
- формирования и развитие творческого мышления, умение применять его в профессиональной деятельности.
Личностные:
- повышение самооценки педагогов;
-повышение внимания, отзывчивости по отношению к друг другу.
Необходимое оборудование, материалы:
Видеоэкран, компьютер, реквизит к игре «Вдохновение».
Структура мастер-класса :
Вводная часть:
Вступительное слово. Приветствие.
Краткое изложение содержания мастер-класса.
Основная часть
Рассказ об играх и их использовании.
Практика проведения игр.
Заключительная часть
Подведение итогов
Рефлексия
Ход мастер-класса.
Вводная часть:
Приветствие.
Сообщение темы мастер-класса «Игровые переменки – развивайся, играй, отдыхай!»
Игра – универсальная форма жизни ребёнка….
«Игровые переменки» - это весёлые и полезные перерывы между занятиями для обучающихся любого кружка, класса, творческого объединения. Полезный и весёлый отдых для школьников между занятиями не только способствует здоровому отдыху, но и полноценному развитию личности ребёнка. В зависимости между какими занятиями проходит игровая переменка подбирается и её содержание. Овладения навыками ведения игровой деятельности в формате игровых переменок актуально и подходит любому педагогу независимо от его уровня подготовки.
Участники слушают.
Основная часть.
Продолжительность игровой переменки –10-17 мин.
Структура переменки :
• эмоционально - сенсорная игра,
• подвижная или интеллектуальная игра,
• заключительная игра.
Рассмотрим данную классификацию игр, которую можно и применять для игровых переменок для своих обучающихся.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ
Это игры, основанные на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности ребенка (попутно, разумеется, способные решать обучающие задачи, задачи воспитания коммуникативных, волевых, креативных способностей и т. д.) К ним относятся игры-знакомства, игры на внимание, эмоционально-разогревающие игры. Такие игры необходимо включать в начало игровой переменки.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Они ориентированы на развитие нестандартного самостоятельного мышления, логики, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции. Сюда можно включить: викторину, загадки, буриме, вопросник, по формату игры «Что? Где?Когда?» и другие.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Эти игры носят полифункциональный характер, развивая чувство ритма, мысль, навыки общения, фантазию, волю, внимание, физические качества, координацию движений, выносливость, волю и т. д. Одна из важнейших их особенностей – вариативность и возможность усложнения. К данному виду игр можно отнести игры - соревнования, танцевальные игры, состязания и многие другие.
КРЕАТИВНЫЕ ИГРЫ
Они способствуют развитию ассоциативного, нестандартного, конструктивно-моделирующего взгляда на мир, воображения и фантазии, стремления к творчеству в процессе жизнедеятельности. В заключении игровой переменки лучше использовать яркие массовые и креативные игры. Например, игра- большой пазл, «ладошки», флеш моб и другие.
Игры могут быть использованы:
как средство релаксации, создания эмоционально приподнятой и комфортной обстановки (отдыхаем, играя)
как средство воспитания коммуникативных, волевых и прочих качеств личности (развиваем, играя)
как средство и форма досуговой деятельности (развлекаемся в игре)
как средство обучения (учить, играя)
ПРАКТИКА.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ.
Игры-знакомства
Игры на внимание
Эмоционально-разогревающие игры
Участники играют.
1. «Знакомство»
Игра-знакомство проводится как правило, на кругу и преимущественно на первых этапах работы с группой или появлении новых членов коллектива.
Цель: познакомить незнакомых людей, снять напряжение.
Игра - знакомство «Все и сразу»
Участникам необходимо одновременно прокричать все свои имена.
Участники называют имена.
Игра – знакомство «Поделись улыбкой»
Упражнения на сплочение группы, формирование доверия
Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один», смотрит и улыбается любому участнику игры; тот на кого он посмотрел, говорит «два» и с улыбкой смотрит на другого.
Участники играют в «Поделись улыбкой»
Игра - внимание «Снежный ком»
Все участники встают полукругом и лицом к залу. Первый в ряду должен назвать свое имя, следующий повторяет имя первого и добавляет свое, третий – повторяет два имени уже прозвучавших и тоже добавляет свое, и так до последнего из вас.
Участники называют имена.
Прозвучали имена всех членов команды, а мы с вами на время этого занятия – команда.
Теперь усложним задание – каждый должен назвать свое имя и добавить к нему одно слово - эпитет, которое может вас охарактеризовать.
Например - трудолюбивая Мария.
Эмоционально-разогревающая игра (позволяющие снять напряжение, отойти от шаблона отношений и деятельности, раскрепостить играющих) :
Игра учит доверию.
Разогревающая игра «Молекула»
Пока звучит музыка все участники игры двигаются по площадке словно молекулы. Как музыка останавливается, то необходимо объединится сначала по двое, далее в игре по трое, четверо.
Участники перемещаются по площадке.
2. Подвижная игра или танцевальная игра.
Игра «Паровозики»
Игра учит доверию.
Вы все стоят в группах по четыри человека. Сейчас каждая группа будет изображать паровозик. Первый человек – это тепловоз, он идет с открытыми глазами и ведет за собой «состав». Его задача – вырабатывать и задавать траекторию движения состава, следить, чтобы не было столкновения, потери вагонов. Остальные прицепляются сзади за пояс – это «вагоны», они движутся с закрытыми глазами. «Тепловоз» спустя некоторое время становиться сзади состава, а его место занимает следующий за ним участник. Все участники должны побывать в роли и «вагонов» и «тепловоза». Состав двигается с разной скоростью (с замедлением, ускорением).
Участники перемещаются паровозиками.
Обсуждение:
Какая позиция для вас была самой удобной?
Легко ли вам было, когда вами руководили?
Легко ли было самому руководить?
Смогли вы абсолютно довериться ведущему?
Участники обсуждают, отвечают на вопросы.
Подвижная игра «Сосиска- кетчуп- кока-кола»
На слово "Сосиска" - все делают шаг правой ногой; "Кетчуп" - все делают шаг левой ногой; "Кока-кола" - все делаю вращательное движение тазом в правую сторону.
Далее ведущий просит всех сделать один шаг в круг, таким образом, круг становится меньше. Далее все повторяется сначала. После того, как круг станет очень плотный, каждый игрок будет держать за талию не того, кто перед ним, а через одного.
Танцевальная игра.
Для следующей игры необходимо вам в своей команде взяться за руки образовать кольцо, то есть круг. Объявляю конкурс на самую танцевальную и активную команду. Ваша задача танцевать в кругу не отпуская рук. Музыка будет меняться, будьте внимательны.
Звучит фнг. Танц. игра «Танцевальный конкурс» (танц. музыка: твист, ламбада, хип-хоп, русско-народная, латина)
Участники танцуют.
Также в данном блоке можно включить интеллектуальную игру любого формата.
3. Заключительная игра.
Творческая игра «Ладошки». (Заключительная) Рефлексия
Творческие игры предполагают наличие заданий с "открытым ответом" (отсутствием единственно правильного решения, в процессе этого вида игр учащиеся самовыражаются средствами того или иного вида искусства или иной деятельности, а в результате таких игр должен рождаться некий уникальный, не запланированный изначально результат
Цель: научится слышать друг - друга, взаимодействовать вместе с другими членами команды.
Сейчас на ладошках вы напишите о том, какие эмоции, мысли вызвал у вас данный мастер-класс. Внимание – не должно быть повторов.
Свои ладошки мы поместим на «дерево Вдохновение» в виде украшения. Для того, чтобы работа шла эффективнее, мы введем элемент соревновательности - разделимся на две команды и каждой команде дадим по дереву.
Закончили? Назовите то, что написано на ладошках на вашем дереве.
Участники читают, что написали на ладошках.
Обсуждение:
Как тяжело было написать о том, что вам понравилось и вызвало вдохновение или наоборот не вызвало? Помогла ли вам работа в команде?
Участники отвечают на вопросы.
Заключительное слово ведущего.
На этом наш мастер-класс окончен. Надеюсь, мастер-класс был полезным для вас, и вы используете представленные игровые методики для работы с вашими детьми.
Литература:
1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. – М., 1998
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М., 1987.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2009
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка