Ольга Гранкина
План-конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения «К нам приходит мышка»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект логопедического занятия
по формированию звукопроизношения :
«К нам приходит мышка в гости»
в подготовительной группе для детей с ТНР
Конспект составила учитель-логопед МАДОУ МО «Детский сад «Сказка»
Гранкина Ольга Борисовна
г. Краснодар
2022 г.
Публикация «План-конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения „К нам приходит мышка“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мышь. Все о мышках для детей
- Темочки
Цель: формирование звуковой культуры речи, развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мышления и памяти.
Задачи приоритетной образовательной области: «Речевое развитие» :
- способствовать формированию умения владеть речью, как средством общения и культуры;
- закрепить знания детей о звуках, совершенствовать умение различать гласные и согласные звуки, знать их характерные признаки.
- развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух и осознание словесного состава речи;
- формировать связанную речь, правильно использовать в речи грамматические формы, умение воспринимать на слух тексты различных жанров детской литературы, выслушивать других детей.
Задачи ОО в интеграции: «Познавательное развитие» :
Формировать познавательные действия, развивать любознательность и познавательную мотивацию. Развивать воображение и творческую активность.
«Социально-коммуникативное развитие» : развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, совершенствовать диалогическую и развивать монологическую речь. Воспитывать гуманистическую направленность поведения: эмоциональную отзывчивость.
«Физическое развитие» :
Формировать целенаправленность и саморегуляцию в двигательной сфере; Развивать координацию движений, координацию речи с движением. Развивать мелкую моторику обеих рук.
«Художественно-эстетическое развитие» : Развивать мелкую моторику, зрительное воображение, самостоятельную творческую деятельность; учить создавать сюжет на основе воспринятого литературного текста.
Предпосылки учебной деятельности: Совершенствовать познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, произвольность психических процессов, самостоятельно находить способы решения новых задач. Формировать умения выслушать, понять, запомнить и принять учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения и последовательно выполнять учебные действия.
Материал к занятию :
Запись голосов животных (собака, кошка, мышка, игрушка мышка, кошка, ёжик, погремушка, бубенчики, звонок, игральный кубик, лабиринт «Мышка», цветные карандаши, жевательные конфеты.
Ход занятия:
1. Вводная беседа:
- Как думаете, для чего вы пришли в логопедическую группу?
Правильно, для того, чтобы научиться хорошо и чётко говорить?
- А как вы думаете, что нужно прежде всего, чтобы научиться правильно говорить?
- Верно, надо научиться слушать. Давайте сейчас посидим тихонько и послушаем, что происходит вокруг.
2. Игра: «Тишина» (дети сидят тихо и внимательно вслушиваются)
Чтобы всё вокруг услышать,
Посидим мы тихо, тихо.
И поймём, что тишина,
Тоже звуками полна.
- Расскажите, пожалуйста, что вы услышали. Вы слышали, как разговаривают дети в группе, как проехала машина, как кто-то стучит. Как вы догадались о том, что происходит? Вы всё это видели?
- Верно, вы не видели, но за то слышали. Как же называется то, что мы слышим?
- Конечно, это звуки. Звук невозможно увидеть, его можно только услышать. А чем мы слышим звуки?
- Правильно, ушами. Значит, мы можем сказать, что уши помогают нам научиться говорить.
3. - Давайте поиграем в игру «Угадай, что звучит?» послушаем и попробуем угадать, что же звучало. (бубенцы, погремушка, ладошки). За ширмой ребёнок играет на муз. инструменте, а остальные дети угадывают звуки.
- А сейчас я посмотрю, как вы умеете слушать и различать звуки. Когда будут звучать бубенчики – надо будет хлопать в ладошки, а когда маракас – топать ножками.
А сами мы можем производить звуки?
- Конечно, произведите мне какой-нибудь звук. (топают, хлопают, стучат по столу.) Молодцы.
Но так звучать могут разные предметы: столы, стулья, двери, даже живые существа. Но есть такие звуки, которые произносит только человек, это звуки речи. Давайте произнесём звук «А», вам что то стало понятно? («А» - смотря с какой интонацией вы произносите эти звуки – может быть плачет ребёнок, или стонет больной).
- Нет, верно, потому что редко когда одним звуком можно что-то объяснить или рассказать.
Для того, чтобы люди могли понимать друг друга, надо произнести несколько звуков, и поставить их в такой последовательности, чтобы получилось слово.
Давайте произнесём два звука «А», «У». Что вы поняли? Правильно, кто-то заблудился, и нужна помощь.
А если мы, скажем их в другой последовательности «У» «А», то поймём, что это плачет малыш.
Хорошо, мы поняли, что ушки нам помогают научиться хорошо говорить, а что же ещё помогает правильно произносить звуки? Верно, язычок. От того, как он будет двигаться, зависит чёткость нашей речи. Но вот наши язычки не всегда правильно двигаются, не слушаются нас, поэтому и звуки звучат нечётко, неправильно. Что же должен делать язычок, чтобы двигаться правильно? Верно, он должен выполнять гимнастику для язычка.
- Ой, мне показалось, или действительно кто-то издаёт звуки? Как вы думаете, кто это?
(Звучит звукозапись голоса мышки, логопед выносит игрушку-мышку). это мышка, маленькая, беленькая. Ей так хочется поиграть с нами. Поиграем?
Коммуникативная игра: «Мышка»
Вот приходит мышка в гости
Привязала бант на хвостик.
«Динь-динь, дона-дона,
Ребята, вы дома?»
- Как здорово, что вы все дома, сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите, что я вам принесла. Это мешочек с разными игрушками. Нужно достать из мешочка игрушку и выполнить упражнение, которое делает эта игрушка. (Выполняется артикуляционная гимнастика). Видите, как язычок трудится. Чтобы научиться правильно говорить.
- Но и этого недостаточно, чтобы правильно говорить, надо научиться правильно дышать. Кто это притаился под пенёчком?
- Да это же ёжик, слышите, как он обнюхивает всё, нашёл что-то.
Это фонарик. Послушайте, что приключилось с ёжиком.
Ёж фонарик не включил
Из лесной гнилушки —
И на ёлку наскочил
Ночью на опушке.
Теперь ёжик везде и всюду ходит с фонариком. Как же его включить? Наверное этот фонарик не простой, а волшебный. Что же нужно сделать, чтобы он засветился?
- Верно, подуть в него. Давайте подуем и посмотрим, видите. загорелся, а если ещё подуть? Смотрите – погас. Это волшебный фонарик.
Слушайте, опять кто-то голос подаёт. Это кошка. Она принесла нам полную корзинку колючих шариков, очень похожих на ежика. Что с ними делать?
- Правильно, кошка очень игривая и хочет поиграть с шариками, шарики надо катать ладошками, ручки нам тоже помогают учиться говорить.
Пальчиковая игра «Кошка на ладошке».
По ладошке, по дорожке
Бродит маленькая кошка.
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет,
Коготки подточит,
Мышка не проскочит. «Ал!»
- Как здорово, у нас столько помощников, мы не сказали ещё про голос. Если он нам не будет помогать, то нас никто и не услышит. Давайте скажем звук «А» тихо. Не слышно? А громко. Вот теперь нас хорошо слышно.
Кстати, я забыла, звук «А» гласный, потому что мы его произносим громким голосом, громогласно. Гласные звуки, они какие, что умеют делать? (петь, кричать, долго тянуться).
В одной стране жили гласные звуки, они очень красиво пели, но их никто не мог видеть. Однажды в эту страну прибыл знаменитый волшебник, он услышал пение гласных звуков и сказал : «Как чудесно поют эти певцы, познакомьте меня с ними».
- «Не можем – сказали местные жители. Мы их никогда не видели, только слышали». Тогда волшебник решил подарить звукам красные плащики, и поселить в домиках – буквах в азбуке. Стали звуки жить в своих домиках – буквах, и теперь, кто хотел, мог их видеть. Мы тоже можем их видеть и даже складывать и читать из них слова.
Работа на доске: выделение звуков «А» и «У» из состава слова, их характеристика,
Игры: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Составь схему слова», «Найди слово по его схеме».
- Как мы сегодня славно потрудились, пора и отдохнуть.
Слышится писк мышки. – Что случилось? По-моему, мышка просит о помощи. Мышка увидела конфетку, и хотела её достать, но попала в лабиринт. Давайте поможем ей выбраться из лабиринта (дети получают листы с лабиринтами «Конфетка»).
После выполнения задания Мышка благодарит детей и угощает их жевательной конфетой.
- Спасибо, вы меня выручили, и я угощаю вас конфетками,
Это непростые конфеты, а жевательные. Они помогают нам развивать жевательные мышцы. Чтобы лучше говорить. Вот сколько у нас помощников. Спасибо им.