Кристина Гаврилюк
План-конспект индивидуального занятия на подготовительном этапе работы над звуком [С]
План-конспект индивидуального занятия на подготовительном этапе работы над звуком [С].
Тема: формирование артикуляторных навыков на подготовительном этапе по постановке звука [ С] .
Название: Приключения в зоопарке.
Задачи:
Формирование четкого акустического образа звука, развитие фонематического слуха.
Закрепление умения выполнять комплекс артикуляторных упражнений, необходимых для дальнейшей постановки звука [ С] .
Публикация «План-конспект индивидуального занятия на подготовительном этапе работы над звуком [С]» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Учить определять наличие звука [С] в ряду звуков.
Формирование правильного диафрагмального типа физиологического дыхания.
Развитие умения образовывать имена существительные (названия детеныше й животных) с помощью суффиксов -онок, -енок.
Обогащение словаря (развитие умения подбирать слова-антонимы).
Развитие общей моторики.
Воспитание стремления овладеть правильной речью.
Воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: плакат-схема «Зоопарк», игрушка фигурка слоник, картинки с изображениями животных : тигр, тюлень, кенгуру и кенгуренок, медведь и медвежонок, волка и волчонок, тигр и тигренок, белка и бельчонок, зебра, сова, слон, пес, сорока, лиса, носорог, киска.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуй, Имя ребенка! Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в зоопарк (логопед показывает плакат зоопарк и игрушку слонёнок). А это слоник, он будет гулять вместе с нами.
Слоник очень любит играть своим хоботом, как будто играет на трубе. Давай и мы с тобой попробуем?
2. Дыхательное упражнение «Трубач».
Логопед: Давай встанем, ноги на ширине плеч, кладем руки на бока. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох, произносить «у-у-у-х-х». Сделать 3–4 наклона в каждую сторону.
Логопед : Ну что, мы готовы отправиться на прогулку!
Логопед: Смотри, мы пришли к первому вольеру (передвигает фигурку слоника по карте зоопарка, здесь живут тюлени (логопед показывает картинку с изображением тюленя). А ты знаешь имя ребенка, тюлени любят хлопать в ладоши. А ты умеешь хлопать в ладоши?
Ребенок хлопает в ладоши.
3. Дидактическая игра на развитие фонематического слуха «Хлопни,если услышишь».
Логопед: Ну что ж попробуем сыграть в любимую игру тюленей «Хлопни, если услышишь звук [ С]». Давай вместе послушаем песенку слоника. Хлопни, если услышишь его этот звук в песенке. (Логопед закрывает рот листом бумаги, дает слуховой эталон звука. Упражнение выполняется стоя, ноги – на ширине плеч, руки на диафрагме. По команде логопеда ребенок выполняет глубокий вдох, не поднимая плеч, затем выдох. Ребенок выполняет упражнение самостоятельно по инструкции. Ребенок выделяет заданный звук хлопком в ладони.)
После того, как ребенок прослушал «песенку слонёнка», логопед простит ребенка выделить заданный звук хлопком в ладони
В звуковом ряду [ п, с, м, с, д, к, с, н, с, н, т, л];
В слогах [на, со, вы, во, са, па, да, са, су];
В словах [сок, дом, маска, самолет, руль, сом, рот, кусок, нос, ананас].
Логопед: Здорово! У тебя все получилось, давайте отправляться дальше?
(Ребенок передвигает фигурку слоника к следующему вольеру, логопед показывает изображение тигра.) Посмотри! Кто это?
Ребенок: Тигр.
Логопед: Правильно!
4. Артикуляционная гимнастика «Тигр».
Тигр широко нам улыбается. Давай улыбнемся как тигр. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, растянем губы до предела и удерживаем это положение. Зубы сомкнуты (Повторить 3 раза).
Наш тигр любит качаться на качелях. Давай и мы попробуем. Положи широкий кончик языка на нижнюю губу, подними на верхнюю губу (повторить 4-5 раз). Идем дальше и видим огромное дерево. А под деревом лежат орешки. Наши тигры помогут нам их собрать. Упрись в правую щечку твердым кончиком языка. Теперь в левую. Еще раз (Повторить 4-5 раз).
Молодец! Давай отправимся дальше по дорожке, что бы найти других зверей. Сделаем дорогу: положим широкий распластанный язык на нижнюю губу, и удерживаем его в таком положении под счет до 5.
Логопед: Животные зоопарка хотят проверить, насколько ты внимателен. Встань прямо, я буду читать тебе задание, а ты будь внимателен и выполняй. 5. Физкультминутка «Самолет»
Взлетная полоса
Отпускает в небеса
Пассажирский самолет,
А ведет его пилот. И. п. – о. с. потягивание, руки вверх, через стороны вниз.
Вот она – высота,
В синем небе – красота! Круговые движения локтями вперед, назад.
Облака цветные,
Звезды золотые, И. п. – о. с. руки вверх, подняться на носки, хлопок над головой.
Самолет вперед летит,
Солнышко нас веселит, И. п. – о. с. круговые движения прямыми руками вперед, назад.
Все у нас в порядке –
Делаем зарядку. Приседания, круговые движения ладонями впереди (мотор).
Логопед : Здорово, ты очень внимателен. Отправляемся дальше. (Ребенок передвигает фигурку слоника к следующему вольеру.) Наш Слонёнок говорит, что в этом зоопарке есть настоящий детски сад для животных. Давай посмотрим, кто в этот детский сад ходит. Посмотри на эти картинки и назови детеныша этого животного.
6. Дидактическая игра «Большой - маленький» :
Логопед показывает ребенку картинки с изображением кенгуру, медведя, волка, тигра, белки. Ребенок образует слова: кенгуренок, медвежонок, волчонок, тигренок, бельчонок.
Логопед: Отлично отправляемся дальше! (Ребенок передвигает фигурку слоника к следующему вольеру, логопед показывает картинку зебра.) Кто это?
Ребенок: Зебра, она полосатая.
Логопед: Правильно. Зебра любит играть в игру «Скажи наоборот», давай и мы попробуем сыграть в нее.
7. Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Мы будем подбирать слова противоположные по смыслу. Наример «Черный-белый, толстый-тонкий».
Логопед называет прилагательное, просит ребенка подобрать признак с противоположным значением:
Юг – север, тонкий –толстый, чужой - свой, голодный– сытый, слабый – сильный, трусливый - смелый, грустный – веселый, смех– слезы.
8. Загадки.
Логопед: Было сложно, но ты справился. Давай отправимся дальше. (Ребенок передвигает фигурку слоника к следующему вольеру, логопед показывает картинку сова.) Это птица сова, ее считают символом мудрости. Сова любит загадки и хочет загадать их нам.
Загадки:
Динь-дон! Динь-дон!
В переулке ходит … (слон).
Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный … (пес).
Верещунья, белобока,
А зовут ее … (сорока).
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (лису).
Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не … (киска).
На носу – огромный рог,
Перед вами … (носорог).
Логопед показывает картинки с изображением слона, собаки, сороки, лисы, кошки, носорога.
9. Дидактическая игра на развитие фонематического слуха «Найди место».
Логопед: А теперь давай сыграем в игру «Найди место». Я буду говорить кто нарисован на картинке, а ты должен хлопнуть, когда услышишь звук [ С].
Логопед произносит «Слон, пес, сорока, лиса, киска, носорог», ребенок хлопает в ладоши, когда слышит звук [ С].
10. Заключение, итог занятия.
Логопед: Вот и остался последний вольер, это вольер нашего слоника. Давай попрощаемся с ним.
Ребенок: До свидания, слоник.
Логопед: Тебе понравилось занятие?
Ребенок: Очень.
Логопед: Каких животных мы встретили сегодня?
Ребенок перечисляет всех животных опираясь на плакат с изображениями животных «Зоопарк» .
Логопед: Что тебе больше всего запомнилось?
Ребенок делится впечатлениями.
Логопед: Мне понравилось с тобой гулять по зоопарку! Ты хорошо справлялся со всеми заданиями, молодец! До встречи на следующем занятии.