Ольга Ткаченко
План информационно-исследовательского проекта в подготовительной к школе группе «Волшебная вода»
▼ Скачать + Заказать документы
План информационно - исследовательского проекта по познавательному развитию в подготовительной к школе группы по теме : «Волшебная вода»
Название проекта : «Волшебная вода»
Тип проекта :
• информационный;
• обучающий;
• исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный (30.11 – 04.12).
Участники проекта : воспитатели – воспитатели, дети, родители.
Цель проекта.
Публикация «План информационно-исследовательского проекта в подготовительной к школе группе „Волшебная вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Планирование, тематические недели
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
• воспитывать бережное отношение к воде, как источнику жизни на земле.
• развивать познавательную активность дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности;
• совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Образовательные –
1) закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах (прозрачная, без запаха, имеет вес, текучая, растворитель);
2) продолжать расширять знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в лед, в снег (превращение ее в твердое состояние);
3) дать элементарное представление о превращении воды в пар (ее переходе в газообразное состояние);
4) закрепить знания о значении воды в жизни живых существ и человека;
5) обобщить представления детей об агрегатном состоянии воды в разные времена года;
6) учить наблюдать простейшие связи круговорота в природе.
Развивающие:
1) развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость;
2) учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов;
3) формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей;
4) привлекать родителей к совместной деятельности (опыты по очистке воды в домашних условиях, экскурсии на родник, изготовление пособий, поделок, рисунков и т. д.);
5) повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом воспитании дошкольников.
Воспитательные –
1) воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща;
2) прививать любовь к родной природе, родникам - источникам чистейшей воды;
3) подводить к пониманию хрупкой красоты водоёмов края, формировать бережное отношение к использованию водных ресурсов.
Предполагаемый результат.
Данный проект, рассчитанный на детей подготовительной группы :
- поможет расширить знания и представления о воде;
- конкретизирует знания о свойствах воды;
- сформирует знания о значение воды в жизни человека;
- дети научатся анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы;
- поможет усвоить детям элементарные представления о некоторых свойствах воды через экспериментирование;
- повысит интерес к ОД, опытам, самостоятельному экспериментированию, к долгосрочным наблюдениям-экспериментам;
- способствует развитию связной речи, умению выстраивать сложные предложения, делать выводы.
-способствует воспитанию экологической культуры;
- способствует воспитанию бережного отношения к водным ресурсам, закреплению знания рек родного края.
Основные направления реализации проекта :
• ОД;
• образовательная деятельность в режимных моментах;
• самостоятельная деятельность детей;
• совместное творчество взрослых и детей;
• оснащение предметно – пространственной среды;
• работа с родителями.
Презентация проекта : представление и защита на педагогическом совете.
План реализации проекта
Этапы проведения
1. Подготовительный этап
1 этап – подготовительный.
Подбор музыкальных произведений по теме.
Подбор пословиц и поговорок о воде.
Подбор художественной литературы по теме.
Подбор энциклопедий, карт, схем.
Подготовка дидактического материала (загадки, пальчиковые игры, физические минутки по данной тематике, иллюстрационный материал).
Подготовка оборудования для опытов с водой.
Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
Пополнить развивающую среду.
Разработка конспекта образовательной деятельности по познавательному развитию (Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование) «Волшебная вода».
Создание презентаций «Что такое вода?», «Круговорот воды в природе».
Создание проблемных ситуаций (актуализация знаний о воде, свойствах воды).
Составление картотеки опытов с водой.
Консультации для родителей «Водоёмы Кубани», «Бережём водные ресурсы планеты», «Учим ребёнка беречь воду» и разработка заданий для родителей к проекту с целью : приобщить родителей к проектной деятельности, определить роль родителей в данном проекте.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды.
Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).
Знакомство с круговоротом воды в природе.
Познавательная игра «Где, какая вода бывает?».
Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»).
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой.
Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды».
Чтение сказки «Путешествие Капельки».
Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ».
2. Основной этап – практический.
Познавательное развитие:
Проведение ОД:
• «Здоровье – главная ценность человеческой жизни» «Познание» (Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения);
• «Волшебная вода» «Познание» (Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование);
• «Измерение жидких веществ условными мерками» ( цель: упражнять в измерении жидкости с помощью составной меры) «Математическое и сенсорное развитие».
Просмотр и обсуждение презентации:
• «Круговорот воды в природе».
Беседы с детьми: «Где «живет» вода?», «Круговорот воды в природе», «Если б не было воды», «Почему воду надо беречь?».
Показ видеофильма «Волшебная вода».
Наблюдения:
• за блеском мокрого пола, высыханием;
• за высыханием земли около растений;
• за тем, как сохнут мокрые вещи;
• за испарением воды в блюдце;
• за снегопадом;
• за снегом на прогулке (в тени и на солнечном участке; в солнечный день отметить гамму оттенков снега).
Рассматривание льда на лужах, сосулек.
Полюбоваться красотой зимней природы: искрящимися на солнце снегом, травинками, кустами и деревьями, покрытыми инеем или припорошенными снегом.
Опытно – экспериментальная деятельность:
Опыт «Лед – твёрдая вода».
Опыт «Окрашивание воды».
Опыт «Пар – тоже вода».
Опыт «Перенесём воду (с использованием соломинки, шприца, пипетки).
Опыт «Свойства льда».
Опыт «Фильтрация воды».
Опыт: «Вода может изменить свой цвет».
Опыт: «Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета».
Опыт: «Круговорот воды в природе».
Опыт: «Скорость растворения».
Эксперимент «Вода нужна растениям - посадка семян, черенков».
Эксперимент «Все ли вещества растворяются в воде?».
Эксперимент «Испарение воды. Откуда берется туман».
Эксперимент «Исчезновение воды».
Эксперимент «Образование облака».
Дидактические игры:
«Где снежинки?»;
«Знаешь ли ты правила безопасного поведения на воде?»;
«Что может быть горячим».
Настольно – печатные игры:
«Азбука безопасности»;
«Воздух, земля, вода»;
«Говорящий плакат «Азбука детской безопасности»;
«Лото разрезное «Зимние виды спорта»;
«Лото. Путешествие»;
«Правила поведения в природе»;
«У водоёма»;
Викторина «Я в беду не попаду!».
Речевое развитие:
Проведение ОД:
ОД «Развитие речи». Тема: «Научим Карлсона правильно питаться»
Дидактические игры:
«Скажи какой? Какая? Какое? Какие?»;
«Угадай по описанию»;
Художественно – эстетическое развитие:
Проведение ОД:
ОД «Лепка». Тема: «Зимние мотивы» (пластилиновая живопись)
ОД «Рисование». Тема: «Мы пошли во двор гулять» (по замыслу)
ОД «Чтение художественной литературы». Тема: Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег».
Чтение художественной литературы:
«Ворона и рак» Л. Толстой,
«Встреча зимы» И. Никитин.
«Горные ручьи» Д Максимович.
«Град» Г. Цыферов;
«Два Мороза» в обработке В. Одоевского;
«Два ручья» сказка шорцев;
«Дождик» Л. Квитко;
«Жила – была река» экологическая сказка Н. А. Рыжова. ;
«Зима» Г. Скребицкий,
«Мороз Иванович» в обработке В. Одоевского,
«Снегурочка» в обработке В. Одоевского,
«Хотела галка пить» Л. Толстой.
Выкладывание снежинки из риса.
Конкурс совместных рисунков: «Зимушка – зима на Кубани».
Прослушивание и пение музыкальных произведений из репертуара «Осенний утренник» и «Новогодний праздник».
Рисование по мокрому листу «Волшебная страна – подводное царство».
Рисование совместно с воспитателем «Берегите воду».
Развлечение «Викторина по сказкам (с образом воды и снега)».
Социально – коммуникативное развитие
Беседы с детьми:
«Безопасность на водоемах в зимний период».
«Горячие предметы на кухне» (кастрюли, плита, пар, вода).
«Как вести себя зимой на реке»
«Чистая вода – богатство страны»;
Рассматривание плакатов по безопасному поведению на замерзших водоемах
Сюжетно – ролевые
«В заповеднике зимой (фотоохота, ветлечебница)»;
«Зимний лес готовится к Новому году»;
«Зимняя рыбалка. Запекаем рыбу на костре», «Варим уху на берегу»;
«МЧС (Человек попал в беду, (Экстренный вызов)»;
«Отважные мореплаватели. Путешествие на ледоколе в Арктике»;
«Горный туризм зимой. Семья готовится к зимнему отдыху. Семья на горно – лыжном курорте в «Лаганаки», «Архыз», на «Красной поляне»;
«Семья. Зимняя прогулка (по городу, по лесу).
Трудовая деятельность.
Поручения:
«Напоим цветы водой»;
«Опрыскиваем комнатные растения»;
«Расти семечко»;
«Учимся следить за одеждой и обувью».
«Очищаем дорожки от снега (лопатками, метлами, вениками).
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Два Мороза»;
«Двое на снег (в кругу)»;
«Ловишки снежинки (звёздочки)»;
«Мороз Красный нос»;
«Найди себе укрытие под дождем»;
«Ручеек»;
«Снежная карусель».
Кубанские народные подвижные игры:
«Криничка»;
«Напои лошадку»;
«Широка Кубань – река» (Козлёнок);
«Курень» (Прячемся от дождя);
«Возле реченьки – Кубани» (Стёпа – баянист).
Игровые упражнения:
Игра в снежки.
Скольжение по ледяной дорожке.
Работа с семьями воспитанников
Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
Газета «Зимушка-зима»
Консультации: «Особенности детской одежды в кубанскую зиму», «Трудовые поручения зимой», «Осторожность на льду», «Нам нужны запасные варежки», «Осторожно, сосульки!»
Маршруты семейных путешествий: зимний отдых - «Горный туризм зимой в «Лаганаки», «Архыз», на «Красную поляну».
Маршруты семейных путешествий: посещение зимнего сквера, парка, леса.
Папка-раскладушка «Зимние наблюдения в природе», «Безопасность зимой».
Трудовое семейное поручение: очищаем дорожки, машину от снега.
Фотовыставка «Наша семья встречает зиму»
3 этап – заключительный.
Выставка детского творчества, рисунки детей совместно с воспитателем «Берегите воду».
Оформление фотовыставки «Мы экспериментаторы»
Презентация проекта «Волшебная вода» на педагогическом совете.
Проведение итогового занятия «Волшебная вода».
Создание картотеки «Опыты и эксперименты с водой»
Создание практического материала для родителей: памятки, рекомендации, буклеты, консультации.
Литература:
1) Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» - Санкт Петербург: Детство Пресс 2012.
2) Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» Дневник занимательных экспериментов для детей 6 – 7 лет – Детство Пресс.
3) Королёва Л. А. «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ», - Санкт Петербург: Детство Пресс, 2014.
4) Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет» - Волгоград.
5) Меркулова Т. В. «Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, 2010г.
6) Салмина Е. Е. «Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности» Детство
7) Самородова А. П., Теплякова Л. В. «Игры в экологическом воспитании детей в дошкольном возрасте», Тамбов, 2006г.
8) Скоролупова О. А. «Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода». Скрипторий Москва 2003г.
9) Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты– М., 2005.
ВЫВОДЫ.
В ходе работы над проектом у детей сформировались бережное и экономное отношение к водным ресурсам. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (начали задавать вопросы природоведческого характера, устанавливают причинно-следственные связи). Повысилась воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников