Сапият Ипиева
Письменный отчет аттестуемого об использовании ИКТ. Здоровьесберегающие технологии. Игровая технология. ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
об использовании современных технологий в работе музыкального
руководителя Ипиевой Сапият Изамутдиновны.
Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее
эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника.
В своей работе я использую следующие образовательные технологии :
Публикация «Письменный отчет аттестуемого об использовании ИКТ, Здоровьесберегающие технологии, Игровая технология, ТРИЗ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Деятельность музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – является источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности –развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую следующие образовательные технологии :
1. информационно- коммуникативные технологии (ИКТ)
2. здоровьесберегающие технологии
3. технология проектной деятельности
4. технология «ТРИЗ»
5. игровая технология
1. Информационно- коммуникативные технологии (ИКТ).
Использование компьютера позволяет мне оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии дают мне больше возможности в преподнесении музыкального и дидактического матерьяла предусмотренного образовательной программой доу. Музыкальные занятия с использованием ИКТ усиливают познавательный интерес детей к музыке и активизирует внимание, так как появляются новые мотивы для усвоения предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении произведения. Музыкальные занятия становятся более содержательными, гармоничными и результативными.
Задачи музыкального воспитания осуществляются с помощью нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, музыкально -ритмических движений, пения, музыкально – дидактических игр,игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.
Таким образом в разделе «Слушание музыки» я использую компьютерные презентации которые делаю сама или нахожу в интернете. Они помогают обогатить процесс эмоционально – образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальные произведения, помогают надолго запомнить прослушанные произведения. Презентации необходимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты и фотографии привлекают внимание детей развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления.
Пение занимает ведущую роль в системе музыкально – эстетического развития и воспитания детей дошкольников. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых образовательных технологий. Так как условием хорошей дикции является, выразительного пения является понимания смысла слов, музыкального образа песни,поэтому я делаю иллюстрации к различным песням требующим пояснения к тексту. Например в песне про весну уточняем слово «капель» а к примеру в песне «Российский Дед Мороз» словосочетание «по непроторенным дорогам» в этом случае мы смотрим картины которые помогают гам понять смысл слов.
Музыкально - дидактические игры так же провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришел?», «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т д.
При обучении игры на музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижера. Посмотрев у детей появляется желание к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.
Использование ИКТ позволяет ярко,интересно и понятно знакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера.
Использование ИКТ также позволяет делится опытом с коллегами, размещая свои методические разработки на странице моего мини сайта в «Социальной сети работников дошкольного образования».
Ссылка на мой сайт:
https://www.maam.ru/users/
Владею программой PowerPoint.
При применении ИКТ не забываю о здоровье сберегающих технологиях,использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастными особенностями детей.
Я думаю что педагог владеющий технологиями ИКТ имеет другой новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникающих проблем при организации своей деятельности.
: 2. Здоровьесберегающие технологии
Цельюздоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Разнообразие содержания и форм работы с детьми, позволяют детям на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать следующие здоровьесберегающие технологии :
-дыхательная гимнастика;
-артикуляционная гимнастика;
-речь с движением или игры со словом.
Дыхательная гимнастика:
Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, помогает выработать силу и правильное распределение выдоха.
В начале обучения главная задача – научиться правильно дышать. Этому разделу я отводила особое внимание, продвигаясь вперед, периодически возвращаясь к нему, повторяя дыхательные упражнения, в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. На занятиях должен применяться комплекс упражнений для постановки дыхания.
Дыхательная гимнастика, способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служит охране его от заболеваний.
Примеры дыхательной гимнастики:
«пушинки» – легкий выдох, будто сдуваем пушинку;
«муха» или «пчела» – резкий выдох.
«маленький хомячок» – надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух.
Примеры артикуляционной гимнастики:
- работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т. д.);
- с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки, массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
- высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до все более далеко отстоящей поверхности.
- покусывание языка боковыми зубами;
- покусывание внутренней поверхности щек;
- круговые движения языком между зубами и щеками;
- цоконье и пощелкивание языком и мн. др.
"Зевота". Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызовите несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.
"Трубочка". Вытяните губы трубочкой. Повращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки, потянитесь губами до носа, потом - до подбородка. Повторить 6-8 раз.
"Смех". Во время смеха положите ладонь на горло, прочувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение можно ощутить при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно, ведь с точки зрения работы мышц не имеет значения, смеётесь вы по-настоящему или просто произносите "ха-ха-ха". Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение.
Речь с движением или игры со словами:
- стимулирует развитие речи;
- развивает пространственное мышление;
- развивает внимание, воображение;
- воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Игра-упражнение «У мишки дом большой»
Цель: развитие подражательных движений
У мишки дом большой, – дети поднимаются на носки, руки тянут
вверх.
У зайки домик маленький. – дети присаживаются на корточки, руки
опускают к полу.
Мишка наш пошёл домой, – шагают как мишки, переваливаясь.
А за ним и заинька. – прыгают на двух ногах - «зайчики».
3. Технология проектной деятельности
Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.
Мною разработаны и реализованы проекты «Ёлочка-красавица», «Сказка в музыке», «Театр и мы», «Симфония чувств». Имею положительные рецензии на проект «Симфония чувств», «Театр и мы».
На первом этапе формулирую проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Ввожу детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирую задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются:
- вхождение в проблему,
- вживание в игровую ситуацию,
- принятие задач и целей.
На втором этапе помогаю детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
На третьем этапе оказываю ребятам практическую помощь, а также направляю и контролирую осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
На четвёртом этапе готовлю презентацию по деятельности конкретного проекта и провожу её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Работая над творческим проектом «Сказка в музыке», с одной стороны, дети знакомятся с жизнью и с творчеством композитора П. И. Чайковского, с его музыкальными произведениями, с другой стороны - развиваются творческие способности детей. Не смотря на сложность данных музыкальных произведений, дети проявляют интерес и узнают музыкальные персонажи сказок в музыке. С воспитателем на занятиях художественного творчества дети рисовали рисунки по пройденному материалу. Так же, проект включал в себя подготовку к новогоднему утреннику.
Проект «Ёлочка-красавица» так же включал в себя подготовку к новогоднему утреннику.
В проекте «Симфония чувств» дети знакомятся с различными видами эмоций, которые могут передавать характер и настроение человека.
Начав использовать в своей деятельности проектный метод, я убедилась в его эффективности, что во многом обусловлено особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга. Решая поставленные задачи, воспитатель и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов.
В ходе реализации проектов я пришла к выводу, что использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания.
Эффективное использование метода проекта предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Поэтому в дальнейшем я планирую продолжить работу по созданию и реализации проектов.
4. Технология «Триз»
Технология использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»
Занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Технология ТРИЗ способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.
В разделе песенное, танцевальное, игровое творчество так же используется технология «Триз» (импровизация мелодии на заданный текст, сочинение и исполнение мелодии).
5. Игровая технология
Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребё нка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности.
На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр: сюжетно-ролевые, подвижные, настольные.
Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.
Я использую следующие виды музыкально-дидактических игр: для развития звуковысотного слуха, на развитие чувства ритма, на развитие тембрового слуха, на развитие памяти и слуха, на развитие детского творчества.
Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю: в процессе пения, в процессе слушания музыки, в процессе ритмических движений, в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
Основной задачей моей работы в этом направлении стало развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Как педагог, я обучаю ребенка театрализованной игре, моделям выражения различных эмоций, навыкам управления своей эмоциональной сферой и на каждом этапе овладения детьми знаниями, умениями и навыками ставлю определенные воспитательные задачи, направленные на коррекцию отдельных черт характера ребенка.
Прежде всего, я начинаю формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показываю сама, либо совместно с другими педагогами детского сада. На этом этапе формирую у ребенка позицию “зритель” (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо “артистам”, учу выражать основные эмоции (радость, удивление, интерес, страх, знакомлю с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой. Стараюсь научить детей свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и детьми, даю роли застенчивым детям, детям с речевыми трудностями, что позволяет самоутверждению и самосовершенствованию каждого ребенка.
Постепенно расширяю игровой опыт за счет освоения разновидностей театра. Самым доступным и любимым видом театра в нашем ДОУ является кукольный театр. В театральной зоне представлены несколько видов кукольного театра: настольный, пальчиковый, театр кукол Би-ба-бо, театр на фланели.
Таким образом, занимаясь с детьми театром, я стараюсь делать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки и эталоны поведения, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Использование различных педагогических технологий обогатил мой собственный опыт педагогической деятельности, явился эффективным средством развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость. Применение мной на музыкальных занятиях в комплексе передовых технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решениеглавной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.