Екатерина Владимировна Сиряк
Письменная речь (советы педагогам и родителям)
▼ Скачать + Заказать документы
Письменная речь – словесное общение при помощи письменных текстов (письмо, чтение). С началом обучения в школе некоторые дети с трудом овладевают процессом чтения и письма.
Процесс чтения у детей сопровождается большим количеством ошибок стойкого характера: забывают буквы, пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В письменных работах у детей наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, нет границ предложения и др. Дети нередко отказываются выполнять письменные задания, постепенно у них может развиться чувство собственной ущербности, депрессия.
Ниже представлены несколько упражнений по коррекции дисграфии:
1) Упражнение "Корректурная правка". Для этого упражнения нужна книжка или страница с печатным текстом с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика (п-б, к-г, м-л, п-т и др.)
2) Упражнение "Пишем вслух". Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых долей». То есть, "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком". Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т. е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Однако независимо от того, есть эта привычка или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово.
3) "Пропущенные буквы". Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например: С_лн_е_ о_ве_ает з_мл_. Ж_р_ат ру_ей_и. За_ел_не_а ро_а. М_ в_де_и г_а_а. Ве_ну в_тре_ай. Реб_ти_ки п_ве_ил_ с_воре_ни_и. По_сю_у _еб_чу_ п_и_ы. Солнце освещает землю. Журчат ручейки. Зазеленела роща. Мы видели грача. Весну встречай. Ребятишки повесили скворечники. Повсюду щебечут птицы.
4) «Кто внимательнее?» (самостоятельная работа) • «Перепечатать» буквы, которые состоят: - из одного элемента (О, С); - из двух элементов (У, Г, З, Р и т. д.); - из трех элементов и т. д. • «Перепечатать» с доски буквы, которые «смотрят» : - прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т. д.); - вправо (Б, В, Г, Е и т. д.); - влево (З, Л, У, Ч и т. д.); - «открыты» (А, Б, Г и т. д.); - «закрыты» (В, О).
Примеры заданий для работы с компьютером.
1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Предлагаются следующие виды заданий: - разделить записанные без пробелов между словами предложения, определить количество слов и пробелов между ними, грамотно оформить предложение, впечатать заглавную букву и точку; уМашибылмишка девочкалюбиласвоегомишку онасшилаемуштанишкивгорошек - сократить распространенное предложение на одно–два–три слова до грамматической основы; На улице шел холодный дождь. Шел дождь. - распространить предложение на одно–два–три слова; Мальчик бегает. Мальчик быстро бегает. Маленький мальчик быстро бегает. - изменить порядок слов в предложении; Маша пошла в лес за грибами. Маша пошла за грибами в лес. - изменить одно слово в предложении; Бабушка вяжет платье. Бабушка шьет платье. - «вычеркнуть» (удалить) неверное по смыслу предложение; Наступила осень. Птицы улетают на юг. Распускаются почки. Идет дождь. - объяснить причины и цели указанного в предложении действия; составить из двух предложений одно; - исправить ошибки в предложении; - дифференцировать написание предлога и приставки. Работая с этим файлом, дети учатся: - вводить заглавную букву, пробел, точку, запятую, вопросительный и восклицательный знаки; - удалять, вставлять и перемещать знаки, слова, предложения; - исправлять ошибки.
2. Коррекционная работа на лексическом уровне. Предлагаются следующие виды заданий: - подобрать имена прилагательные к именам существительным (составить словосочетания); Яблоко (большой, большая, большое). Яблоко большое. - угадать по именам прилагательным имена существительные; Большой, косолапый, коричневый - медведь - подобрать глагол к имени существительному и наоборот (составить предложение); Рыба (ходит, ползет, летит, плывет). Рыба плывет. - образовать единственное и множественное число имен существительных; Дом – дома, яйцо – яйца, ухо – уши. - образовать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; Чашка – чашечка, жук – жучок. - образовать сложные слова; - выбрать из ряда слов синонимы (антонимы) к заданному слову; - составить словосочетания со словами-омонимами, с многозначными словами.
Работа с буквами
• Называние букв, написанных на карточках правильно и зеркально.
• Выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания на том, как расположены их элементы.
• Ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение на столе, придумывание с ними слов.
• «На что похожа буква?» Рисование букв по ассоциации, например, «П» - ворота, перекладина, «Г» - вешалка, «Ч» - стул.
• Дермалексия - узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе.
• Обведение букв по трафарету.
• Придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции.
Работа со слогами
• Придумывание слов, содержащих заданный слог в определенной позиции (начало, середина, конец слова).
• Составление слоговых схем.
• Составление слога по картинкам (например, при изображении мака и одуванчика слог образуется из первых звуков этих слов «мо»).
• Составление слогов из букв разрезной азбуки.
• Изменение порядка звуков в слоге (назвать получившийся слог).
• Выбор из слогового ряда только тех слогов, которые начинаются на гласный звук.
• Выбор из предложенного ряда только слогов, заканчивающих гласным звуком.
Работа со словами
• Отгадывание ребусов.
• Подбор слов в смысловой ряд (назвать признак предмета, обобщающее слово).
• Деление слов на слоги с выделением ударного слога.
• Подбор слов к звукослоговым схемам.
• Подбор родственных слов к заданному слову.
• Составление слова по начальным звукам других слов («мука, яблоко, чашка» - «мяч»); по последним звукам («рыба, сон, азбука, каштан, капуста, нос» - «ананас»).
• Составление цепочки слов, отличающихся одним звуком («зайка - майка - чайка - гайка - сайка - лайка - шайка»).
• Чтение слов в обратном порядке («сон - нос»).
• Составление из двух слов одного («пар и воз - паровоз»).
• Подбор синонимов и антонимов к заданному слову.
• «Чехарда» (чтение слов сложной слоговой структуры наоборот).
Работа со словосочетаниями
• Подбор прилагательных (признаков предмета) к заданному слову.
• Подбор существительных к прилагательным.
• Работа с прилагательными, у которых пропущены окончания.
• Сочетания существительных с глаголами: подбор глаголов к заданному существительному («Что можно сделать с морковью?»- «Съесть, посадить, выкопать, порезать, потереть, сварить, вымыть» и т. д.);
• подбор существительного к заданному глаголу с предлогом («прийти к …», «уйти от …»); подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного («Женя нарисовал», «Женя нарисовала»).
• Сочетание существительного с числительным.
Работа с предложением
1. Составление предложений по схемам.
2. Выделение границ предложений в тексте.
3. Соединение разорванных частей предложений «Падает липкий. Снег громко лает. Шарик». - «Падает липкий снег. Громко лает Шарик»).
4. Составление предложений с заданным количеством слов.
Работа с текстом
• Чтение деформированных предложений, в которых существительные заменены картинками.
• Составление двух текстов из набора предложений.
• Составление рассказа по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам.
• Работа с деформированным текстом, в котором нарушена последовательность изложения.
• Сочинение сказок, рассказов.