Евгения Лежнива
Пищевое поведение детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Пищевое поведение ребёнка с РАС
Правильное пищевое поведение – это комплекс привычек определенных представлений и вкусов. Оно включает в себя установки, формы поведения, привычки и эмоции касающиеся еды, которые индивидуальны для каждого человека.
Расстройства пищевого поведения относительно часто встречаются у детей с аутизмом. Самые распространенные проблемы приема пищи у детей с РАС можно условно разделить на две категории:
1. Высокая избирательность и ограниченность пищевого репертуара:
• Ест только жидкую или пюреобразную пищу.
• Питается критически ограниченным набором продуктов (например, только макаронами и булкой).
Темочки:
• Отказывается пробовать любой новый продукт либо пробует, но при этом пищевой репертуар не растет (например, ест только три продукта и, попробовав новый, может начать есть его вместо одного из прежних).
• Не ест непредпочитаемую пищу, даже когда голоден (1–2 дня и больше).
2. Трудности с организацией и пониманием социальных правил:
• Чрезмерная реакция на непредпочитаемую пищу.
• Не усаживается за стол, бегает, приходится гоняться за ним с ложкой, чтобы хоть немного накормить.
• Отказывается есть самостоятельно, даже когда голоден.
• Настаивает на единообразии (это касается столовых приборов, места, вида, сидения, подачи).
Алгоритм действий родителя при нарушении пищевого поведения ребенка:
1. Исключить либо подтвердить медицинские проблемы, которые могут быть причиной боли или дискомфорта ребенка, а значит, страха и избегания приема пищи. Если имеются проблемы медицинского характера, их решением должны заняться специалисты-медики (гастроэнтеролог, аллерголог, педиатр и другие).
2. Выявить сенсорные особенности ребенка, которые отрицательно влияют на прием пищи (слишком пресная или слишком соленая пища, неприятная текстура, резкий запах). Одним детям невыносимы вид и консистенция пюреобразных продуктов, они предпочитают грызть, хрустеть; другие, наоборот, едят только измельченные продукты. На пищевое поведение также могут влиять негибкость мышления и стремление к постоянству.
3. Еще один важный фактор – нарушение социальной коммуникации и взаимодействия. Родителю нужно знать, что у ребенка также могут отсутствовать навыки, необходимые для того, чтобы сообщить о пищевых предпочтениях, чтобы отказаться от чего-то приемлемым способом и объяснить причины отказа.
Практические приемы для коррекции нарушений пищевого поведения ребенка в домашних условиях:
1. Строгий режим питания без перекусов.
Для некоторых людей очень важно четкое время принятия пищи. Если эта особенность создает проблемы, то постарайтесь контролировать ситуацию и разрешите себе проявить гибкость, одновременно стараясь сохранить структуру для аутичного человека.
Например: Скажите, что обед будет в 12.15-12.30, или что сначала мы будем раскрашивать картинки, а потом будет ужин.
2. Введение ясной структуры и режима приема пищи (расписание в наглядной форме). Визуальные методы поддержки позволяют человеку усвоить информацию о продуктах, которые он ест, что также может придать ему уверенности и уменьшить тревожность. Это также может мотивировать его пробовать новые продукты.
Например: Составляйте визуальные меню на день/неделю, чтобы в конце обязательно была фраза "На этой неделе/сегодня я попробую… (название продукта или блюда)".
Составьте списки полезных и вредных продуктов и позвольте ребёнку выбрать по одному продукту из каждого списка.
3. Если разбить знакомство с новыми продуктами на простые шаги, то это может успокоить ребёнка и позволит ему почувствовать свой контроль над ситуацией.
Например:
Положите новый продукт на стол.
Затем положите новый продукт на тарелку.
Затем попробуйте убедить ребёнка его потрогать.
Затем попробуйте убедить ребёнка подержать его во рту.
Затем попробуйте убедить его полизать новый продукт.
Следующий шаг состоит в том, чтобы положить продукт в рот, но не глотать. Затем можно попросить ребёнка проглотить его.
4. Вознаграждение
Награды за положительное поведение могут научить ребёнка гордиться своими попытками пробовать новые продукты.
Например:
Предложите человеку новый продукт и его самую любимую еду. За каждую попытку съесть новое блюдо человек получает немного любимой еды.
Составьте таблицу поведения. Если ребёнок съел желательный объем еды, например, три картофелины за один раз, то он получает отметку в таблице.
5. Альбом еды
Альбомы еды иногда используются специалистами в качестве дневников достижений. В тетради помещаются журнальные фотографии и/или рисунки продуктов, которые любит или не любит человек. Любимые продукты помещаются на первой странице, а нелюбимые на последней. Постепенно изображения перемещаются в соответствии с попытками и упражнениями человека. Это хороший способ, который позволяет человеку наглядно видеть свой прогресс в привыкании к новой еде в своем рационе.
Побуждайте подавать/готовить еду с различной текстурой
Постепенное увеличение контактов человека с едой может создать положительные ассоциации в отношении тех или иных продуктов.
Например:
Готовить сэндвичи/фруктовые кебабы/пирог/начинку для пиццы.
6. Окружающая обстановка
Проведите оценку окружающей обстановки, в которой происходит принятие пищи, и обеспечьте изменения, которые уменьшат сенсорный дискомфорт ребёнка.
Например:
Он может предпочитать тихую комнату, а не шумную столовую.
Стул, на котором он сидит, может быть слишком жестким – добавьте подушку.
Выключите все звуки на заднем фоне – радио, стиральную машину и так далее.
7. Подражание
Некоторые дети лучше едят в компании взрослых или ровесников. Постарайтесь превратить еду в позитивный опыт. Человек скорее попробует новые блюда, если он видит, что другие люди тоже их пробуют.
8. Социальные истории
Социальные истории зарекомендовали себя как эффективный метод предоставлении фактической информации людям спектра. Социальная история может помочь человеку понять, почему мы едим, и какова функция еды.
Например:
Еда предоставляет нам топливо/силу, которая позволяет нам делать то, что нам нравится.
9. Переключение внимания
Некоторым людям помогает, если включить в качестве фона их любимую музыку/сказку. Это позволяет уменьшить давление, оказываемое на ребёнка, расслабить его и отвлечь внимание от трудностей с едой.
10. Использование специального интереса
Попробуйте мотивировать ребёнка попробовать новую еду с помощью специального интереса.
Например:
Съесть всю еду с тарелки, на которой нарисован паровоз, или съесть наггетсы в форме животных.
11. Моторное развитие
Поощряйте занятия, которые способствуют оральным моторным навыкам.
Например:
Питье через соломинку.
Свистки.
Выдувание мыльных пузырей.
Применение зубной щетки.
12. Социальное взаимодействие
Для некоторых именно необходимость социального взаимодействия с людьми является причиной избегания еды. Чтобы уменьшить беспокойство и/или тревожность человека, необходимо предоставить ему максимум информации о той или иной социальной ситуации.
Например:
С кем он будет сидеть за столом, кто будет сидеть рядом с ним?
О чем, скорее всего, пойдет речь во время разговора за столом?
Готовые идеи для беседы за столом.