Папки-передвижки

Консультация «Песочная терапия»

лариса зуйкова
Консультация «Песочная терапия»
▼ Скачать + Заказать документы

«Песочная терапия»

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, мы передаем ему наши знания и опыт, события и законы окружающего мира. Интуитивно педагоги подошли к «песочной терапии», в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем английской терапии.

Публикация «Консультация „Песочная терапия“» размещена в разделах

Быть может, естественная потребность человека, возиться с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею.

Ведь песок состоит из мельчащих частичек, которые при соединении образуют любимую нами массу.

Именно на песке мы можем создать свой мир: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем.

Возможности данной методике довольно обширны.

Задачи «песочной терапии» согласуются с внутренним стремлением ребенка к самореализации. В этом «песочная терапия» ориентирована на то, чтобы помочь ему:

-Развить более позитивную Я-концепцию,

-Стать более ответственным в своих действиях и поступках,

-Выработать большую способность к самопринятию,

-В большей степени полагаться на самого себя,

-Овладеть чувством контроля,

-Развивать чувствительность к процессу преодоления трудностей,

Развивать самооценку и обрести веру в самого себя.

Цель такой терапии- дать возможность ребенку быть самим собой.

Песочные игры бывают трех видов:

-Моделирование игр- сказок,

- Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук,

- Иры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

Самое простое упражнение «Чувствительные ладошки».

-Положите ладони на песок, Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок? Погладьте песок между ладоней. Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Подобные упражнения можно использовать в начале занятия.

Это способствует развитию мелкой моторики рук, а следовательно, активизирует умственную деятельность.

-Вы заметили, что сухой песок- нежный, легкий, сыпучий. А смешанный песок с водой становится более темным и начинает приобретать качества земли. Ему можно придать форму.

Упражнение «Ручеек течет»-льем воду из лейки тонкой струйкой.

«Дождик моросит»-увлажняем песок.

Выполняя эти упражнения с детьми, проговариваем потешки, стихи о воде и дожде. Вода. Как и песок, имеет свойство успокаивать, снимать агрессию.

Поэтому ее применение в песочных играх целесообразно.

-Обратите внимание на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Что можно делать с мокрым песком? На мокром песке можно рисовать, например, лица, обучая ребенка графическим способом обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.

Существует похожая игра «Победитель злости».

С детьми лепим песочные шары, в которых сосредотачиваем плохое настроение, агрессию, страхи, затем разрушаем их (давая выход отрицательным эмоциям).

Выкладывая в песочнице ракушки, фигурки морских жителей, камушки, мы вместе с ребенком отправляемся в Подводное царство. Ребенок не только узнает что-то новое, но и высказывает, свое отношение к происходящему.

Можно также, используя конструктор, подручные материалы, бросовый материал, отправиться на планету Марс или на Луну. Песок очень подходит для таких путешествий.

Взяв соломенные фигурки, палочки, фигурки человечков, познакомить детей с историей Руси. Предложить построить замки, крепости, рвы для защиты от врагов. Дать детям почувствовать в какой обстановке и какой атмосфере жили наши предки.

Можно построить футбольное поле, используя коробки, фигурки человечков.

Показать, как зарождался футбол, познакомить с историей футбола, с правилами игры. Дети, принимая участие в игре, в полной мере ощутят интерес к этой игре, значение спортивных соревнований. Затем провести матч между командами детей.

Хорошо проводить исследовательскую работу на песке. Можно многое узнать о свойствах не только песка, но глины, земли, воды ит. д. Находить общее и отличие между: песком и землей,

Песком и глиной

Песком и камнями.

А если построить фантастический мир - здесь огромное поле деятельности. Можно использовать роботов, конструктор, кубы, всевозможный бросовый материал, какие – то замысловатые фигуры, что –то сделанное вместе с ребенком (например, фигуры из папье маше).

Очень хорошо использовать песок для запоминания звуков, разбирать слова на слоги.

Упражнение «Цветы на клумбе».

На клумбе здесь растут цветы необычной красоты.

Любуются все их цветеньем, вдыхают запах с наслажденьем.

На клумбе три бороздки проведем, названия цветов на слоги разобьем!

Один слог- на верхнюю сажаем, два слога- в центре оставляем,

Три слога- в третью грядку. Теперь по порядку.

После выполнения задания- вопросы:

-Опиши цветок по цвету, форме.

-Где растет этот цветок?

-Какие цветы больше нравятся вам?

Детям хорошо предложить составить рассказ о цветах, которые «выросли» на «клумбе».

Давайте украсим нашу «клумбу» Цветными заборчиками». Это упражнение способствует развитию сенсорного восприятия. На столе лежат счетные палочки разных цветов. Выберите зеленые палочки и постройте заборчик зеленого цвета. Из красных палочек постройте красный забор. Как вариант, детям можно предложить чередовать палочки по цвету.

Затем каждому ребенку предлагается выбрать из коллекции любую игрушку, которая больше понравиться, найти ей место в песочнице и внести ее туда.

Выставляя игрушки в песочнице, дети проговаривают предлоги и наречия с пространственным значением: около, у, перед, между, за.

В процессе проведения «песочной терапии» выделяют три стадии с песком:

Хаос, борьба, решение конфликта.

На стадии «хаоса» ребенок берет много игрушек, ставит их на песок, перемешивает с песком. Это отражает наличие тревоги, страха, недостаточно позитивного взгляда на мир. Через «хаос» происходит постепенное «проживание» психо -эмоционального состояния и освобождение от него.

Многократное повторение психотравмирующей ситуации, позволяет изменить эмоциональное отношение к ней.

Стадия «борьба» наблюдается у сложных детей. На песок бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обида, тревога. Фигурки в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война. Через некоторое время может появится герой, который наводит порядок, спасает всех, восстанавливает справедливость.

На стадии «разрешение конфликта» можно наблюдать мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Язык желаний и чувств ближнего часто является для нас иностранным. А

как быть маленькому человеку, незначительный словарный запас, которого не дает ему возможность рассказать взрослому о своих переживаниях? Бывает, что ребенок расстраивается и плачет от того, что не смог выразить то, что хотел. А в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя ответы, которые ему было сложно получить от взрослых. А мы, в свою очередь получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний мир ребенка.

Как должен вести себя педагог, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила:

-Присоединение к ребенку.

Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понят ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины.

-Искренняя заинтересованность.

Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный, открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в этом мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

-Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике.

Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи ребенку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Публикации по теме:

Консультация «Песочная терапия»Консультация «Песочная терапия» Что такое песочная терапия? "Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум" К. Г. Юнг Песок – загадочный материал.

Консультация для родителей «Песочная терапия» Ирина Полянская Песочная терапия (консультация для родителей) Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального.

Консультация для воспитателей «Песочная терапия: требования и противопоказания. Условия для создания песочных игр» Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые.

Песочная арт-терапия Песочная арт-терапия в детском саду Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб Вера в Детство.

Занятие «Песочная терапия» Видео Что такое детский сад? Я иду сюда впервые! Там игрушки для ребят - интересные такие! А еще они играют с камешками и водой, И песочком.

Песочная терапия для детей с ОВЗПесочная терапия для детей с ОВЗ Иры и упражнения с песком для детей с ОВЗ (нарушением интеллекта) [/b] «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» К. Д. Ушинский.

Песочная терапия в ДООПесочная терапия в ДОО Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение.

Песочная терапия «Зимние узоры на песке» Песочная терапия «Зимние узоры на песке» Заболотникова Клавдия Васильевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6.

Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей»Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей» Основоположником методики песочной терапии был К. Г. Юнг. Именно благодаря его теории «психического иммунитета» и способности сознания.

Песочная терапияПесочная терапия Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Песочная терапия»
Опубликовано: 19 июня 2018 в 20:11
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Песочная терапия»» (включая файлы) размещена пользователем лариса зуйкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД