Ольга Брюханова
Песочная терапия в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Наверняка каждый взрослый в детстве любил играть с песком — строил замки или целые города, прокапывал реки и тоннели, увлеченно искал или же наоборот прятал под песком клады. И совершенно не задумывался о том, что таким образом он выражал свои чувства и отношение к внешнему миру, искал выход из сложных ситуаций и, более того, с большой вероятностью находил их.
Помимо творческого процесса и прекрасной работы воображения, игры с песком позволяют создать мост от бессознательного к сознательному, от внутреннего мира к внешнему, от духовного к физическому.
Песочная терапия является одним из наиболее эффективных и популярных методов коррекционной работы логопеда с детьми в детском саду. Она основана на использовании песка и других материалов для создания неструктурированной среды, в которой ребенок может свободно играть, экспериментировать и выразить свои мысли и чувства.
Проблемы, которые решает песочная терапия для детей:
Проблемы с социальной адаптацией
Различные нарушения поведения
Страхи и ночные кошмары
Агрессивное поведение
Неврозы
Истерики и капризы
Плаксивость
Энурез
Задержки речи, заикания
Болезни психосоматического характера
Семейные проблемы, сложные жизненные ситуации
Развитие мелкой моторики
Коррекция развития детей с ДЦП и ОВЗ
Как проводить песочную терапию.
Процесс песочной терапии начинается с выбора правильных материалов. Основным инструментом является песок - предпочтительно натуральный и крупный, чтобы ребенку было удобнее работать. Также могут использоваться камни, ветки, мелкие фигурки, пластилин, стекло и многое другое. Важно, чтобы все материалы были безопасны и подходили для детей определенного возраста.
Важно отметить, что песочная терапия не является заменой стандартным методам коррекционной работы логопеда, таким как занятия артикуляционными упражнениями и дикционерными упражнениями, она требует индивидуального подхода к каждому ребенку и интеграции в общую коррекционную программу.
Благодаря играм с песком развивается у детей тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения; способствует расширению словарного запаса, помогает освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; позволяет
развивать фонематический слух и восприятие; способствует развитию связной
речи, лексико-грамматических представлений; помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Приёмы песочной терапии, которые можно использовать на коррекционных занятиях.
Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля.
Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок.
Посыпание, пересыпание песка из руки на руку или из ёмкости в ёмкость.
Само знакомство с песком очень полезно, когда человек берет в руки песок,
начинает пересыпать его, наблюдая за движением песчинок, разравнивает или
просто поглаживает, снимается стресс, общение с песком своеобразный медитативный процесс.
Поиск игрушек, спрятанных в песке.
Например, игру «Найди предмет» можно использовать при постановке или
автоматизации определённого звука, классификации предметов на заданный
звук и т. д.
Выкладывание на песке букв, цифр, композиций различными предметами:
фасолью, пуговицами, семечками, спичками, крупами, камушками и другим бросовым материалом.
Таким образом, средства и методы пескотерапии развивают интеллект ребенка, тактильную чувствительность, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация
ребенка к «занятиям»