Папки-передвижки

Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога с дошкольниками с ТНР

Ольга Сажина
Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога с дошкольниками с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

На сегодняшний момент, для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС). Одной из задач ФГОС ДО является «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». А в Концепции дошкольного образования предусматривается не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников.

Публикация «Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога с дошкольниками с ТНР» размещена в разделах

Одним из способов реализации выделенных задач являются здоровьесберегающие технологии, без осуществления которых невозможен полноценный педагогический процесс в условиях современного детского сада [5].

Трудно переоценить психолого – педагогические аспекты использования песка– это и замечательные сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно – игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования [4].

Терапия песком выступает в трех качествах:

1. Как ведущий метод коррекционного воздействия (при нарушениях эмоционально- волевой сферы);

2. Как вспомогательное средство (активизация ребенка, усовершенствование его сенсомоторных навыков, снижение эмоционального напряжения);

3. Как превентивное, здоровьесберегающее средство.

Так что же такое здоровьесберегающие технологии?

«Здоровьесберегающая технология – это система мер, взаимосвязь всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития».

В психолого- педагогической практике главными задачами данной технологии являются : обеспечение соответствующих условий для обучения, развития, оздоровления детей, повышение двигательной активности и умственной работоспособности, сохранение здоровья детей, снятие эмоциональной напряженности и создание позитивного эмоционального состояния [5].

Данная технология необходима дошкольникам с речевыми нарушениями, так как это особая категория детей с особенностями психофизического развития (ограниченными возможностями здоровья) у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.

Как правило, данная категория детей отличается от сверстников по уровню физического и нервно – психического развития. Им присущи: возбудимость, эмоциональная неустойчивость, быстрая смена настроения, нервно – психическая истощаемость, двигательная расторможенность, отсутствие длительных волевых усилий, трудности приспособления к детскому коллективу, чувство страха [2].

Поэтому специалистам и воспитателям коррекционных групп приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психо - физическое состояние ребенка. Решение этой проблемы – это использование занятий с элементами песочной терапии.

Различные виды индивидуальных и групповых занятий с использованием приемов песочной терапии могут существенно повысить эффективность коррекционной работы с детьми данной категории в условиях дошкольной образовательной организации [3].

Интерактивная песочница выступает как инструмент для полноценного и разностороннего развития детей. В интерактивной песочнице, так, как и в обычной, основное значение имеет песок. Однако, она оснащена современным оборудованием и программным обеспечением, которое создает на песке эффект дополненной реальности, то есть - это синтез современных компьютерных технологий и традиционных технологий песочной терапии. Кроме того, использование игр с песком способствует развитию следующих психических процессов:

• мышления, внимания, памяти, речи;

• релаксация, сопровождение адаптации, снижение уровня тревоги;

• развивающие занятия, подготовка к школе, развитие воображения;

работа над взаимоотношениями в семье или социальной группе;

работа со страхами, агрессией.

Игротерапия в песке позволяет формировать целостность картины мира, расширять кругозор, развивать познавательно – исследовательскую деятельность. Проводимые игры развивают координацию движения рук, захват, мелкую моторику. Например, для развития мелкой моторики выполняются задания:

- пересыпание из ладони в ладонь; захватывание песка разными способами (по щепоткам, несколькими пальцами); надписи на песке пальцами или карандашами;

- поиски определенного предмета и прочее [6].

В песочнице можно составлять рассказы и истории со своим игровым персонажем, проигрывать и рассказывать сказки по ролям. Обыгрывая в песке жизненные ситуации, дети стремятся к спокойному, плодотворному общению, учатся взаимовыручке и выражению своих чувств и эмоций в безопасной форме. [1].

Пескотерапия – это современная методика, созданная ученицей психотерапевта К. Юнга, Дорой Калфф, в которой игры с песком необходимы для гиперактивных, эмоциональных и беспокойных детей. Таким образом, игры с песком дают возможность развития эмоционального интеллекта и обогащения опыта ребенка, профилактика и коррекция его психических состояний [5].

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка!» [5].

По мнению Зинкевич - Евстигнеевой, для дошкольников обыгрывание своего опыта и чувств в песке является наиболее оздоравливающим видом деятельности. Необходимо так же отметить, что песочница позволяет ребенку создать ту среду, в которой он чувствует себя комфортно и защищенно. Играя в песочнице ребенок имеет возможность реально «прожить» всевозможные волнующие его ситуации вместе с персонажами своих игр; а это в свою очередь позволяет обогатить как чувственный, так и практический опыт ребенка [1].

Итак, игры с песком имеют большое значение для развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, поддерживают психическое здоровье ребенка.

Таким образом, использование элементов песочной терапии в психопрофилактических целях не только оправдано, но и целесообразно. И разработка различных форм ее использования именно в этом контексте является перспективой в нашей дальнейшей работе.

Список использованной литературы

1. Грабенко Т. М., Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб. : Детство-Пресс, 2002.

2. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб, ООО Изд. Детство - пресс, 2015г.

3. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — М. : Речь, 2003.

4. Мариелла Зейц Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница : [адаптированный перевод с англ. ] – М. : ИНТ, 2010 – 94 с. : ил. Редактор русского издания И. А. Качанова.

5. Новикова Н. А., Голиусова Ю. И. Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 99-101.

6. Пичугина И. И. Интерактивная песочница : методическое пособие / И. И. Пичугина. – Челябинск: ИП Мякотин И. В., 2016 – 56 с. : ил. Агенство CIP Челябинской ОУНБ.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Инновационный опыт педагога-психолога ДОУ «Коррекционные занятия со старшими дошкольниками по подготовке к обучению в школе» Тема: «Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к обучению в школе» Актуальность и перспективность:.

Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками»Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками» «Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью»Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью» Цель:Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии. Задачи: • - расширять знания.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога с дошкольниками с ТНР
Опубликовано: 15 февраля 2022 в 14:55
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога с дошкольниками с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сажина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД