Ольга Сажина
Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога с дошкольниками с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний момент, для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС). Одной из задач ФГОС ДО является «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». А в Концепции дошкольного образования предусматривается не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников.
Публикация «Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в работе педагога-психолога с дошкольниками с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Одним из способов реализации выделенных задач являются здоровьесберегающие технологии, без осуществления которых невозможен полноценный педагогический процесс в условиях современного детского сада [5].
Трудно переоценить психолого – педагогические аспекты использования песка– это и замечательные сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно – игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования [4].
Терапия песком выступает в трех качествах:
1. Как ведущий метод коррекционного воздействия (при нарушениях эмоционально- волевой сферы);
2. Как вспомогательное средство (активизация ребенка, усовершенствование его сенсомоторных навыков, снижение эмоционального напряжения);
3. Как превентивное, здоровьесберегающее средство.
Так что же такое здоровьесберегающие технологии?
«Здоровьесберегающая технология – это система мер, взаимосвязь всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития».
В психолого- педагогической практике главными задачами данной технологии являются : обеспечение соответствующих условий для обучения, развития, оздоровления детей, повышение двигательной активности и умственной работоспособности, сохранение здоровья детей, снятие эмоциональной напряженности и создание позитивного эмоционального состояния [5].
Данная технология необходима дошкольникам с речевыми нарушениями, так как это особая категория детей с особенностями психофизического развития (ограниченными возможностями здоровья) у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.
Как правило, данная категория детей отличается от сверстников по уровню физического и нервно – психического развития. Им присущи: возбудимость, эмоциональная неустойчивость, быстрая смена настроения, нервно – психическая истощаемость, двигательная расторможенность, отсутствие длительных волевых усилий, трудности приспособления к детскому коллективу, чувство страха [2].
Поэтому специалистам и воспитателям коррекционных групп приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психо - физическое состояние ребенка. Решение этой проблемы – это использование занятий с элементами песочной терапии.
Различные виды индивидуальных и групповых занятий с использованием приемов песочной терапии могут существенно повысить эффективность коррекционной работы с детьми данной категории в условиях дошкольной образовательной организации [3].
Интерактивная песочница выступает как инструмент для полноценного и разностороннего развития детей. В интерактивной песочнице, так, как и в обычной, основное значение имеет песок. Однако, она оснащена современным оборудованием и программным обеспечением, которое создает на песке эффект дополненной реальности, то есть - это синтез современных компьютерных технологий и традиционных технологий песочной терапии. Кроме того, использование игр с песком способствует развитию следующих психических процессов:
• мышления, внимания, памяти, речи;
• релаксация, сопровождение адаптации, снижение уровня тревоги;
• развивающие занятия, подготовка к школе, развитие воображения;
• работа над взаимоотношениями в семье или социальной группе;
• работа со страхами, агрессией.
Игротерапия в песке позволяет формировать целостность картины мира, расширять кругозор, развивать познавательно – исследовательскую деятельность. Проводимые игры развивают координацию движения рук, захват, мелкую моторику. Например, для развития мелкой моторики выполняются задания:
- пересыпание из ладони в ладонь; захватывание песка разными способами (по щепоткам, несколькими пальцами); надписи на песке пальцами или карандашами;
- поиски определенного предмета и прочее [6].
В песочнице можно составлять рассказы и истории со своим игровым персонажем, проигрывать и рассказывать сказки по ролям. Обыгрывая в песке жизненные ситуации, дети стремятся к спокойному, плодотворному общению, учатся взаимовыручке и выражению своих чувств и эмоций в безопасной форме. [1].
Пескотерапия – это современная методика, созданная ученицей психотерапевта К. Юнга, Дорой Калфф, в которой игры с песком необходимы для гиперактивных, эмоциональных и беспокойных детей. Таким образом, игры с песком дают возможность развития эмоционального интеллекта и обогащения опыта ребенка, профилактика и коррекция его психических состояний [5].
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка!» [5].
По мнению Зинкевич - Евстигнеевой, для дошкольников обыгрывание своего опыта и чувств в песке является наиболее оздоравливающим видом деятельности. Необходимо так же отметить, что песочница позволяет ребенку создать ту среду, в которой он чувствует себя комфортно и защищенно. Играя в песочнице ребенок имеет возможность реально «прожить» всевозможные волнующие его ситуации вместе с персонажами своих игр; а это в свою очередь позволяет обогатить как чувственный, так и практический опыт ребенка [1].
Итак, игры с песком имеют большое значение для развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, поддерживают психическое здоровье ребенка.
Таким образом, использование элементов песочной терапии в психопрофилактических целях не только оправдано, но и целесообразно. И разработка различных форм ее использования именно в этом контексте является перспективой в нашей дальнейшей работе.
Список использованной литературы
1. Грабенко Т. М., Зинкевич - Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб. : Детство-Пресс, 2002.
2. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб, ООО Изд. Детство - пресс, 2015г.
3. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — М. : Речь, 2003.
4. Мариелла Зейц Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница : [адаптированный перевод с англ. ] – М. : ИНТ, 2010 – 94 с. : ил. Редактор русского издания И. А. Качанова.
5. Новикова Н. А., Голиусова Ю. И. Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 99-101.
6. Пичугина И. И. Интерактивная песочница : методическое пособие / И. И. Пичугина. – Челябинск: ИП Мякотин И. В., 2016 – 56 с. : ил. Агенство CIP Челябинской ОУНБ.