Татьяна Александровна Трунова
Песочная терапия для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Р. s. фото размещены с разрешения родителей (законных представителей)
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ для дошкольников
Игры с песком (sand-play) – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия, как одно из направлений психологопедагогической арт-технологии, приобретает все большую актуальность при работе с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Песочная терапия для дошкольников» размещена в разделах
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. В песочной среде могут проигрываться реальные жизненные ситуации, проблемы, с которыми ребенок сталкивается в жизни. Он может здесь найти решение или изменить свое отношение к конфликтным ситуациям со сверстниками или взрослыми. Игра с песком полезна для развития мелкой моторики рук, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения, навыков самоконтроля и саморегуляции у детей.
Песочную терапию можно использовать, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. В условиях детского сада не только педагог-психолог может использовать песочницу, но и воспитатели.
Заниматься рисованием на песке могут дети с трех лет. И научить ребенка рисовать на песке не сложно, ведь это можно сделать через игру или сказку.
Не все дети могут работать с песком. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ для работы с песком: аллергия на пыль, легочные заболевания, мелкие частицы, кожные заболевания, порезы на руках, эпилепсия.
- Упражнение «Чувствительные ладошки»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок. Возьмите в ладошки песок и пересыпайте его из одной руки в другую, понаблюдайте за движением песчинок. Разровняйте песок на листе. Что вы чувствовали при «общении» с песком? Приятно вам было?
- Упражнение «Картина из загадок»
Цель: знакомство с различными приемами рисования на песке. Развитие мыслительных операций, воображения, мелкой моторики.
Злой колдун испортил нашу волшебную страну. Предлагаю вам разгадать загадки, для того чтобы вернут порядок в ней, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все.
(солнце)
- Рисуем в правом верхнем углу. Прием рисования – двумя руками кончиками пальцев. Прием рисования – из точек, примерно 7, тремя пальцами расчищаем на 2 стороны двумя руками.
Пушистая вата плывё т куда-то: чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)
- Рисуем с засыпкой, ребром большого пальца или кулачком, засыпаем песочком.
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной (радуга).
- Прием рисования с помощью трафарета.
Течёт, течёт - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит (речка).
- Прием рисования ребром ладони. Песок рассыпается по песочнице.
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она их главная еда (трава).
- Рисуем кончиками пальцев двумя руками.
Упражнение «Встреча»
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
Ребенок закапывает пальцы обеих рук в песок. Педагог/психолог закапывает руки в песок : «У тебя есть пальчики, у меня есть пальчики, пришла пора им встретиться, готовим чемоданчики». Пальчики ползут под песком и встречаются.