Ирина Ахтырская
Песочная терапия
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи
3. Планируемые результаты
4. Организационно-педагогические условия реализации
4.1. Комплексно-тематическое планирование
4.2. Количество часов по каждой теме
4.3. Учебный план
5. Материально – техническое обеспечение
6. Формы аттестации
7. Критерии освоения промежуточной аттестации
8. Методическое обеспечение.
1. Пояснительная записка
Публикация «Песочная терапия» размещена в разделах
В качестве важнейшего условия гармонического развития личности А. С. Выготский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения. В последние годы в системе воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка, но при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в “плену чувств”, поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Так как особенности личностного развития могут существенно ограничивать возможности ребенка в развитии познавательной и эмоциональной сферах, то необходима такая коррекционная программа, которая в игровой форме, не нарушая естественной активности ребенка, будет оказывать эффективную помощь. Познакомившись с системой работы и методическими рекомендациями в пособиях Т. А. Андреенко: «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками»; О. Ю. Епанчинцевой: «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»;Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой: «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры»; Н. В. Зеленцовой – Пешковой: «Элементы песочной терапии»; О. Б. Сапожниковой и Е. В. Гарновой: «Песочная терапия в развитии дошкольников»; М. А. Федосеевой: «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии»; О. Н. Каушкаль, И. Н. Чернышовой: «Познавательно – речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице» - я разработала Проект, направленный на коррекцию эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста, с использованием арт - терапевтических методов (в том числе- песочной терапии). Казалось бы, все очень просто: ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну: нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Если говорить о терапевтических качествах кинетического песка, то песочная терапия в детском саду — это та самая прекрасная возможность педагога для развития творческих склонностей в ребенке, а также его самовыражения, простой и действенный способ научить малыша выражать свои чувства, эмоции, переживания. Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. В сочетании с пальчиковой гимнастикой, драматизацией и мимическими этюдами, занятие позволяет гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, развивать все познавательные процессы и сенсомоторные навыки.
2. Цели и задачи
Цель проекта - развитие творческого потенциала детей арт-средствами: кинестичекий и цветной песок; стеклянные кристаллы, камни, цветотерапия, поролонотерапия)
Задачи:
• развитие творческих, созидающих возможностей личности;
• формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира;
• формирование позитивных коммуникативных моделей;
• творческая коррекция проблемных ситуаций;
• коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;
• повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность);
• развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);
• развитие навыков общения.