Елена Станкевич
Первый шаг к понимаю своего ребёнка — поиграть с ним
▼ Скачать + Заказать документы
«Я не понимаю своего ребёнка…», «Он меня не слышит…», «Не знаю, как договориться с дочерями…» - это фразы деловых и успешных людей, проводящих совещания, решающих серьёзные вопросы в бизнесе. Однако, в роли родителей, они чувствуют свою беспомощность и растерянность, когда речь заходит об их собственных детях. «Я не могу лишить премии своего ребёнка…», «Мой ребёнок говорит мне такое…Если бы мне такое сказал мой сотрудник, я бы по меньшей мере его уволил!», «Моя дочь не хочет мне подчиняться! Почему?». Потому, что дети из другой системы координат. Понимаете, в их мире – другие правила, они чувствуют и живут по-другому. Например, намного быстрее, чем мы! Общаясь с нами, они, как будто смотрят замедленное кино. Часто не понимают нас, особенно, когда мы говорим с ними на нашем взрослом языке, т. е., абстрактными, общими словами, забирая из садика: «Как дела?», - спрашиваем мы ребёнка, и видим недоумение в детских глазах. Этот вопрос ставит его в тупик. Нам, взрослым, надо учить язык детей и расшифровывать законы их бытия, а не тянуть в свой взрослый мир. Поэтому, нам, взрослым нужно сделать два простых шага: выучить детский язык и научиться играть с ними.
Публикация «Первый шаг к понимаю своего ребёнка — поиграть с ним» размещена в разделах
Первый шаг к понимаю своего ребёнка поиграть с ним
В русской культуре к детским играм относились очень серьё зно и даже на них гадали: если дети дружно лепили песочные пирожки, изображали крестьянские работы, то считали, что год будет мирным и урожайным. Ссоры во время игры, изображение похорон, игра в войну – расценивались, как предвестники неприятных событий, несчастий. С 7 лет, девочки и мальчики играли отдельно, потому что их начинали готовить к взрослой жизни, через обучение простейшим трудовым навыкам и они уже помогали родителям по хозяйству.
Если ребёнок не играет в игры, то это повод для родительского беспокойства. Дело в том, что для игры необходимы внутренние предпосылки, готовность сознания ребёнка : понимание игровых действий, воображение, подражание, состязательность, умение запоминать правила, следовать им. Отсутствие желания поиграть может быть связано с интеллектуальными нарушениями или нарушениями в эмоциональной сфере, и в этом случае нужно помогать ребёнку.
Что требуется для игры с ребёнком любого возраста?
1. Настрой родителя, который погружается в своё детское «Я», вспоминает себя в этом возрасте: эмоции, мысли, поступки…и становится ребёнком на время, начинает по-детски реагировать, переживать, действовать. Он становится ближе и понятнее ребёнку, так как диалог можно строить только с равным себе, и ребёнок начинает это делать. Уходит страх из отношений, возникает доверительность, желание общаться, интерес.
2. Понимание «зоны интересов» ребёнка. Во что он любит играть? Как он играет? Какие роли он выбирает в игре? Умеет ли проигрывать? Как же это понять? Просто начините играть с ним! Не надо говорить лишних слов и начинать издалека: «Знаешь, когда я был маленьким, ещё меньше, чем ты, это было в таком-то году, моё детство было безрадостным, не то, что у тебя, мои родители… а ещё соседка тётя Маша… и прочее…». Помню, мой муж, не знал, как успокоить маленькую дочь, которая никак не могла перестать плакать, тогда он просто надел детские колготки на голову и стал скакать по комнате. Удивлё нная дочь спросила: «Па, ты кто?», он ответил: «Я – зайчик! И попрыгал искать морковку!». «А мне дась морковку?» - попросила его дочь. «Если ты станешь зайчиком, то – дам!». Когда я зашла в комнату, папа и дочь, с колготками на голове искали в «тёмном лесу» «заросли» морковки. Вот так рождается игра, которую можно начать из любой ситуации, без всякой подготовки и обучения.
Чтобы определить зону интересов ребёнка, понаблюдайте за ним некоторое время, обратите внимание на игрушки, которые он чаще всего берёт в руки, загляните в его планшет, телефон, когда он погружён в игру и вы увидите, что выступает её содержанием. Я выступаю против компьютерных игр, где убивают, преследуют, разрушают, угоняют машины, бьют друг друга или врага, потому что видела их психологические последствия. Хотя есть дворовые игры, которые содержат элементы военных, например, «Казаки разбойники», «Войнушка» и проч., и мы играли в них в детстве. Но я не помню, чтобы у кого-то из детей развивалась психиатрическое заболевание после них.
3. Желание родителя играть. Найти время на игру, не залипать в социальных сетях, не отдавать его другим и чужим людям, а посвятить своему ребёнку. Это так легко, всего тридцать минут в день: рисовать, лепить, строить космические корабли, придумывать невероятные истории, мастерить, гонять мяч, собирать картонные модели и прочее.
Результаты такого внимания оставят островки любви и тепла в душе вашего ребёнка, а вам помогут выучить его язык и быть принятым в его мир, а значит, в ваше общее счастливое будущее.
Гармоничных вам отношений с детьми, дорогие подписчики!
Ваша- Елена Станкевич, к. п. н., доцент, клинический психолог