Незговорова Светлана
Консультация «1 класс — ожидания и реальность»
12 лет назад наш сын, всё лето с нетерпением ждал 1 сентября, когда пойдет в школу. Для него это было значительное, радостное событие. Он не будет ходить в детский сад, он будет взрослым!
Новый красивый костюм, белая рубашка, бабочка, рюкзак, цветы, праздничная линейка, первое знакомство с учительницей, первый урок, вечером дома продолжение празднования этого события всей семьей!
2 сентября. В рюкзаке 3-4 учебника, 3-4 тетрадки, дневник, пенал, сменная обувь. После уроков забрали сына из школы, обсудили, как прошёл день в школе, пообедали, часик отдохнули и приступили к выполнению домашнего задания. Затем сложили рюкзак на следующий день. Отпустили ребенка погулять во дворе.
Публикация «Консультация „1 класс — ожидания и реальность“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации для родителей первоклассников
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3 сентября. В рюкзаке 3-4 учебника, 3-4 тетрадки, дневник, пенал, сменная обувь. После уроков забрали сына из школы, обсудили, как прошёл день в школе, пообедали, часик отдохнули и приступили к выполнению домашнего задания. Затем сложили рюкзак на следующий день. Отпустили ребенка погулять во дворе.
4 сентября. …. Идём с сыном из школы. Он спрашивает: «Мама, а долго мне еще в школу ходить?» Я отвечаю: «Ещё одиннадцать лет, сынок!»…. Праздник закончился, начались суровые будни.
Именно в этот момент ребенок начинает осознавать, что быть взрослым – это не совсем то, как он себе представлял. Начинает хотеть вернуться в детский сад, регрессирует в поведении (всячески демонстрирует, что он еще маленький).
Наша старшая дочь в тот период пошла в 6-ой класс, поэтому наши ожидания, как родителей, от начала школьной жизни второго ребенка были более реалистичными, чем 6 лет назад. Но избежать сложности адаптационного периода нашего первоклассника нам, все равно, не удалось.
Возраст 7 лет – связан с кризисом саморегуляции.
Опыт показывает, что кризисы саморегуляции не менее тяжелые, чем кризисы социализации, но многие их проявления скрыты в глубине детской психики, и об их тяжести мы можем судить только по тяжести последствий, в то время как кризисы социализации чаще имеют более яркий поведенческий рисунок (3, 12 лет).
Родителям нужно быть готовым к тому, что полгода, а то и больше ваш первоклассник будет адаптироваться к новым условиям, к новым правилам, к новому окружению, к новым требованиям. Адаптация к новому – это всегда непросто, это потребует от родителей времени, терпения и принятия своего ребенка с его капризами, отказами, хитростями.
Как психолог, который осуществляет психологическое сопровождение первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению, приведу основные моменты, которые затрудняют, осложняют адаптацию.
- Как ни странно, для родителей, но большие трудности в адаптации испытывают дети, которых очень хорошо подготовили к школе (водили на подготовительные курсы, на дополнительные развивающие занятия и т. д.). Таким детям скучно в обычной общеобразовательной школе! Учитель ориентируется на большинство детей, а это середнячки. Как правило, родители начинают требовать от учителя индивидуального подхода к своему ребенку, что он, естественно, не может осуществить, в силу того, что в классе не менее 25 человек. Здесь важно договориться, как учитель, с учетом ограниченности его возможностей, сможет удерживать интерес такого ребенка во время урока!
- Другая группа детей, находящихся в зоне риска дезадаптации к школе, - это дети совсем неподготовленные к школе (не знают букв, цифр, не умеют читать по слогам, не научены сидеть в течении 30-40 минут на месте). Если родители не помогают им осваивать учебный материал и учиться соблюдать правила школьной жизни, такие дети, чаще всего, дезадаптируются, т. е. образовывают неадекватные механизмы приспособления к школе, которые проявляются в виде нарушений в поведении и обучении; конфликтных отношениях среди сверстников; появление реакций высокого уровня тревожности; отклонений в личностном развитии ученика.
- Еще одна условная группа, которая сложно адаптируется к школе, - это дети с хаотичным стилем воспитания в семье (у них нет режима, системы, правил) и дети, обожаемые своими родителями (такие дети не готовы к неудачам, к ответственности, даже просто к подчинению старшим и соблюдению общих правил – это не для них, они особенные, ими нужно только восхищаться и хвалить их. Это они получают от родителей, но не получают от педагога и одноклассников.).
К сожалению, мало, кто из нас не сделал ошибок, воспитывая своих детей!
На мой взгляд, основная задача родителей в процессе адаптации ребенка к школе - это признание допущенных ими ошибок в воспитании! Далее коррекция взаимоотношений со своим ребенком. Нужно принять, что у ребенка проблемы с поведением и выстраиванием отношения с коллективом не появились, когда он пошёл в школу, а проявились, как лакмусовая бумажка, потому что ребенок попал в другую среду. Эти проблемы не пройдут сами собой без помощи семьи. Задача родителей на этом этапе интегрировать ребенка в новый для него социум, научить его общаться, договариваться, соблюдать правила.
Для облегчения адаптации первоклассника к школе рекомендую родителям.
1. Развивать внимание ребенка через игры на произвольное внимание, на концентрацию внимания, на развитие слухового внимания. Этой важной для успешного обучения компетенции современным детям очень не хватает.
2. Определить обязанности ребенка по дому (собирать самостоятельно рюкзак, заправлять кровать за собой и т. д.) и контроль выполнения этих обязанностей родителями.
3. Обязательное соблюдение режима дня.
4. Прогулки на свежем воздухе в соответствии с составленным режимом дня.
5. Проговаривать свои чувства и «отзеркаливать» чувства ребенка. В этом
возрасте ребенок начинает замечать собственные эмоции, чувства. Очень важно, научить его их распознавать и выражать без вреда для себя и окружающих.
6. При необходимости, консультация психолога. Не нужно бояться обсудить волнующую вас проблему со специалистом. Чем раньше вы начнете решать проблему, тем больше шансов разрешить ее без каких-то серьезных последствий.