Юлия Розанова
Консультация для родителей «Первые шаги в мире звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем раньше музыка
войдет в жизнь ребенка,
тем глубже и прочнее она
займет место в его душе»
Н. Ветлугина.
С самого рождения ребенок попадает в мир полный звуков. Это голос матери и отца, звон погремушки, стук швейной машинки и множество самых разных голосов и звуков – сердитых, резких, нежных, громких. Тихих, взрослых, детских. Через эти звуки ребенок вслушивается в окружающий мир и пытается его понять.
Публикация «Консультация для родителей „Первые шаги в мире звуков“» размещена в разделах
Из огромного мира звуков особенно влекут младенца музыкальные звуки. Выдающийся русский физиолог В. М. Бехтерев считал, что для развития музыкальности ребенку надо дать слушать музыку с первых дней жизни. Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведения вызывают плач, раздражение, другие радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений. Вот вы включили проигрыватель – малыш повернулся к источнику звука, ищет его. Если музыка понравилась ему – радуется, успокаивается, но уже через 20-30 секунд внимание ослабло. Ребенок больше не слушает. Это говорит о том, что музыку надо выключить. Малыш растет, и внимание его становится все более устойчивым. Теперь время слушания можно увеличить.
Очень важно, чтобы в комнате, пока звучит музыка, была тишина. Нельзя, чтобы домашние ходили по комнате. Желательно на время слушания убрать из поля зрения ребенка игрушки и другие отвлекающие предметы.
Ни в коем случае нельзя, чтобы даже самая приятная и любимая музыка звучала слишком громко. Не окрепшей нервной системе малыша противопоказаны резкие звуки.
Первые очень важные музыкальные впечатления связаны с пением матери. Веками матери пели у колыбели ребенка самые нежные, задушевные песни. И первые музыкальные воспоминания у многих детей связаны с ощущением счастья, любви, нежности.
Сегодня песни больше и больше уходят из семейной жизни. Матери стали петь реже. А жаль. Некоторые стесняются, другие считают, что это ни к чему, когда есть проигрыватель, магнитофон, и что вообще петь у колыбели не современно. Желательно сделать так, чтобы с самого раннего детства ребенок реагировал на музыку, как на что-то приятное и радостное. На втором году жизни дети могут сами баюкать куклу и плясать с ней. В этом возрасте малыши не любят сидеть неподвижно, поэтому слушание можно построить в виде игры. Вы ставите пластинку и слушаете 20-30 секунд. Потом накрываете проигрыватель платком и говорите: «Где музыка?» или «Нет музыки! Где?». Ребенок принимает игру и, радуясь, бежит или ползет к проигрывателю. Он сдергивает платок – музыка нашлась! Игру можно повторить два-три раза, больше не следует, так как у ребенка пропадет интерес и к игре, и к музыке.
И так, если вы не приобщили малыша к слушанию музыки в самом раннем детстве, то приступайте к этому сегодня, когда вашему ребенку 3-5 лет. Для слушания можно использовать грамзаписи русских народных песен: «Как у наших у ворот» русская народная песня, «Баю-баю» музыка Карасева – 2-3 года; «Зайка», «Колыбельная» музыка Тиличеевой, «Во саду ли в огороде» - 4-5 лет; «Светит месяц» и многие другие, а также песни из мультфильмов и сказок, слушание песен из серии аудиокассет «77 лучших песен для детей».
Слушание музыкальных сказок и композиций целиком допускается с детьми 5-6 лет, в слушании с малышами лучше использовать фрагменты, так как у детей младшего возраста внимание еще не устойчивое.