Нина Киселева
Первоначальные отношения матери и младенца
▼ Скачать + Заказать документы
Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок был счастливым и успешным. Они рано отдают своих детей в различные кружки: учим английский, учимся читать, готовимся к школе; начинают водить в музеи и театры.
Интеллектуально ребенок, несомненно, развивается. Но давайте вспомним и про его эмоциональное состояние. Решение задач эмоционального развития не имеет ничего общего с развитием интеллекта. Это разные линии формирования личности, хотя, безусловно, взаимосвязаны. Развитие обеих обязательно приведет к расцвету и той, и другой. Отставание в эмоциональном развитии неизбежно приведет к отставанию интеллекта. Родителям не стоит торопиться записывать ребенка в десятки разных кружков. Целесообразно обратить внимание на эмоциональный фон малыша. Эмоционально благополучный ребенок и развивается легко!
Публикация «Первоначальные отношения матери и младенца» размещена в разделах
Как же сделать так, чтобы ребенок был эмоционально благополучен и психически здоров? Необходимо отметить, что психическое благополучие формируется с первых дней жизни малыша.
В психологической литературе действительно уникальным явлением стали книги Дональда Вудса Винникотта (1896 – 1971, крупнейшего английского психоаналитика, имя которого упоминают рядом с именем Анны Фрейд, в строчку, через запятую. Его труды, переведенные на многие языки, в том числе и на русский, посвящены взаимоотношениям матери и ребенка. Вот некоторые из них: «Семья и развитие личности», «Мать и дитя», «Маленькие дети и их матери», «Разговор с родителями», «Игра и реальность», «Пигля: психоаналитический отчет о лечении маленькой девочки» (Пигля – имя девочки… Книги Винникотта адресованы психологам, педиатрам, медсестрам и, конечно же, родителям – будущим и настоящим мамам и папам. Именно им не безразличен процесс развития личности ребенка с момента рождения до подростковых лет. Эти книги снимают беспочвенную тревогу и вселяют уверенность.
Д. В. Винникотт пишет, что мать закладывает основы душевного здоровья ребенка с первых дней жизни. Делает она это благодаря факту материнства, которым наделена от природы. Профессионалы восхищены интуитивным знанием матери, знанием по наитию, не задумываясь. Мать способна быть в нужное время и в нужном месте. Она знает, как держать ребенка, она не испытывает тревоги, а, значит, не вцепится в ребенка что есть силы. Она не боится, что уронит его на пол. Мать чувствует, насколько крепко надо держать ребенка, она легко покачивает и мягким голосом что-то приговаривает. Ребенок чувствует ее тепло, ощущает ритм ее дыхания, слышит стук ее сердца. Мать делает нечто важное – закладывает основу душевного благополучия младенца. Знаниям, которыми владеет мать, невозможно обучиться! «К моменту появления ребенка на свет мать готова действовать, прекрасно зная нужды ребенка. Я считаю это время критическим, но боюсь произносить подобные слова, чтобы не заставить действовать женщину сознательно как раз там, где она естественно действует естественным образом. Это знание ей не почерпнуть из книг. Ей даже Спок ни к чему, когда она чувствует: младенца нужно взять на руки или положить, не трогать или перевернуть; она понимает, что самым важным является простейшее из переживаний, основанное на контакте бездействия, которое дает возможность двум отдельным существам чувствовать себя как единое целое» (В. Д. Винникотт «Маленькие дети и их матери»).
Доктор В. Д. Винникотт большое значение придает грудному вскармливанию как общению. Это, с его точки зрения, «область интимной близости, доступна только двоим: матери и ребенку». Никто не вправе говорить женщине: «Вы должны кормить грудью». Полнота опыта, переживаемого младенцем в момент естественного кормления, безмерна. Во время кормления грудью ребенок бодрствует, оживлен, вся его зарождающаяся личность вовлечена в процесс. На первых порах большая часть бодрствования связана именно с кормлением. В. Д. Винникотт предполагает, что маленькому ребенку становятся известны вся полнота вкуса и запаха, совокупность чувственных ощущений во время кормления. Если мать действует успешно, то закладываются основы сильного характера и богатой, развитой личности. Хотя, безусловно, идея о кормлении грудью – не догма. Бывают случаи, когда мать хотела и пыталась кормить грудью, но не смогла. При этом страдают оба: и мать, и ребенок. С переходом к искусственному вскармливанию наступает облегчение для обоих. При этом у матери есть много других способов установить близкую, физическую связь с младенцем.
В. Д. Винникоттом введен термин «обычная преданная мать». «Младенцы просто являются к ним», а матерям отпущено время, чтобы переориентироваться. У матери есть всего несколько месяцев, чтобы привыкнуть к тому, что теперь ее ориентиром будет не солнце на востоке, а нечто в самом центре ее существа» (Д. В. Винникотт «Маленькие дети и их матери»). В процессе интеграции устанавливается ранняя связь между матерью и младенцем, когда они являются единым целым. Дезинтеграция, «поломка» на ранних этапах роста приводит к совокупности симптомов, свойственных пациентам психических клиник. «Обычная преданная мать» (не обязательно собственная мать ребенка) – это человек, активно приспосабливающийся к потребностям ребенка, и эта потребность ослабевает в соответствии с его растущей способностью. «Я надежна не потому, что я совершенная машина, а потому, что я знаю, в чем ты нуждаешься. Я забочусь о теле, я хочу, чтобы ты имел то, что тебе сейчас нужно. Ты можешь быть уверен, что я где-то рядом, когда бы я тебе ни потребовалась. Вот это и есть моя любовь к тебе сейчас, когда ты такой маленький и беспомощный» (Д. В. Винникотт, «Маленькие дети и их матери»). Достаточно хорошая мать именно такое сообщение передает своему младенцу – тем, как она его держит, своим запахом, дыханием, биением своего сердца.
Интересны наблюдения автора о том, как младенец теребит кусок шерсти от одеяла или носовой платок, сосет два пальца или один, поглаживает верхнюю губу или нос. Это происходит в минуты одиночества, печали, тревоги, во время перехода ко сну. Такая картина может сохраняться довольно долго, даже во взрослой жизни. Все это часть нормального психического развития.
В. Д. Винникотт говорит, казалось бы, о простом, и, вместе с тем, о вещах жизненной важности. Эмоциональное развитие на протяжении первого года жизни составляет фундамент душевного здоровья человека. Конечно, многое формируется и на более поздних ступенях развития, но только при условии удачного начала.
Много мудрых советом дают нам необразованные бабушки. Удивительно, но учение гениального В. Д. Винникотта похоже на советы бабушек. Можно испытать многих ошибок в воспитании детей, прочитав книги В. Д. Винникотта, в которых он описывает самые сложные аспекты развития ребенка, ничуть не упрощая их.