Татьяна Шемшура
Перспективный план по программе «Первые шаги» — ознакомление с предметным миром
▼ Скачать
Перспективный план НОД
по ознакомлению с предметным миром в первой младшей группе (2 – 3 лет)
(1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год)
Образовательная область «Познавательное развитие»
Литература: Методические материалы к Комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «ПЕРВЫЕ ШАГИ», часть 1 и 2.
Авторы Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.
1неделя 2неделя 3неделя 4неделя
Публикация «Перспективный план по программе „Первые шаги“ — ознакомление с предметным миром» размещена в разделах
сентябрь
Тема: «Мячик, катись», «Мячик, поскачи», «Закати мяч в ворота».
Цель: формировать умение играть с мячом.
Развивать умение бросать мяч, катить мяч.
Закреплять умение обхватывать и удерживать в руках круглые предметы разного объёма.
Воспитывать умение играть в группе, уступать друг другу.
Материал: мячи разного размера, дуга для прокатывания мяча
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 10, 12./1,4,5.
Тема: «Каталки», «Ездим по дорожкам».
Цель: формировать умение играть с каталками.
Развивать координацию движений ребенка, совершенствовать целенаправленность движений.
Закреплять умение захватывать и удерживать ручку каталки или веревку.
Воспитывать интерес к игре.
Материал: каталки, веревки, полоски бумаги, разные игрушки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 12/ 4,5.
Тема: «Домики», «Постройки из мебели и подручного материала».
Цель: формировать умение выполнять постройки из различного материала.
Развивать умение накладывать, вкладывать, сцеплять, совмещать элементы конструкций.
Закреплять знания о различных постройках.
Воспитывать желание подражать взрослым.
Материал: разнообразные конструкторы, кубики, мебель.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 22, 23 / 32, 33.
Тема: «Игрушки для наблюдения».
Цель: формировать умение наблюдать за игрушками.
Развивать умение отвечать на вопросы об увиденном.
Закреплять знания о том, как привести в движение игрушку.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал: разнообразные игрушки, которые могут двигаться, издавать звуки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 31 / 8.
октябрь
Тема: «Волшебный мешочек».
Цель: формировать умение выполнять определенное задание.
Развивать умение рассматривать, ощупывать предмет, называть его.
Закреплять знания о предметах.
Воспитывать терпение, усидчивость.
Материал: красивый мешочек, различные предметы, игрушки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 29 / 5
Тема: «Зайчик и белочка».
Цель: формировать умение удерживать и выполнять инструкции воспитателя.
Развивать умение классифицировать предметы.
Закреплять знания о жизни животных.
Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным.
Материал: игрушечные заяц, белка, медведь, собачка; бумажные морковка, орешки; картинки - мёд, косточки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 55/22.
Тема: «Детское лото».
Цель: формировать умение находить сходство между изображениями.
Развивать речь ребенка, умение называть предмет, изображенный на картинке
Закреплять название предмета.
Воспитывать терпение, усидчивость.
Материал: игра «Лото»
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 56/24.
Тема: «Найди половинку».
Цель: формировать умение собирать целый рисунок из частей.
Развивать представление о целостном образе объекта и его частях.
Закреплять умение находить сходство рисунков.
Воспитывать усидчивость.
Материал: набор картинок целых и разрезанных на части.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 56/25.
ноябрь
Тема: «Башня», «Лесенка».
Цель: формировать умение строить из кубиков башню и лесенку.
Развивать умение оценивать размеры кубиков, выкладывать их от большего к маленькому.
Закреплять названия цветов.
Воспитывать интерес к игре.
Материал: кубики разного размера и цвета, кукла.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 43, 44/ 6, 7.
Тема: «Домики для кукол».
Цель: формировать умение строить домики соответствующего размера.
Развивать умение оценивать размер предмета.
Закреплять название материалов и цветов.
Воспитывать познавательный интерес.
Материал: две куклы (машины и др.) разного размера, кубики для постройки домиков.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 44 / 8.
Тема: «Наливаем-выливаем», «Погружение в воду».
Цель: формировать у детей знания о свойствах воды.
Развивать умение наливать воду в различные ёмкости и погружать в воду предметы.
Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитывать терпение.
Материал: тазики, ёмкости с водой, пустые баночки бутылки, флаконы, воронки, кружечки, ситечко.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 32 / 11,12.
Тема: «Тонущие и плавающие предметы», «Кораблики».
Цель: формировать умение проводить наблюдение над предметами, получать знания о свойствах предметов.
Развивать мышление, память.
Закреплять названия предметов.
Воспитывать культуру поведения во время совместных игр.
Материал: таз с водой, металлические, деревянные, резиновые, пластиковые, бумажные предметы.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 34 / 14, 15.
декабрь
Тема: «Мыльные пузыри».
Цель: формировать у ребенка владение произвольным дыханием.
Развивать умение выдувать мыльные пузыри.
Закреплять умение внимательно слушать объяснение.
Воспитывать познавательный интерес.
Материал: ёмкость с мыльным раствором, трубочки, рамочки для надувания мыльных пузырей.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 35 / 16.
Тема: «Снег и вода».
Цель: формировать у детей знания о свойствах воды.
Развивать умение экспериментировать с водой.
Закреплять название различных состояний воды.
Воспитывать познавательный интерес.
Материал: вода, лёд, снег, различные ёмкости, картинки с изображением различных состояний воды.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 35 / 17.
Тема: «Бумажные снежки», «Секреты в бумаге».
Цель: формировать у детей сенсорный опыт, знакомить со свойствами бумаги.
Развивать умение сминать, комкать, складывать, разрывать, разворачивать бумагу.
Закреплять умение выполнять определённое задание.
Воспитывать дружелюбие, отзывчивость.
Материал: листы бумаги, газеты, мелкие и крупные игрушки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 38 / 22, 23.
Тема: «Игрушки из бумаги».
Цель: формировать умение использовать бумагу для выполнения поделок.
Развивать умение делать из бумаги шар, трубочку, бантики др.
Закреплять сминать и комкать бумагу.
Воспитывать внимательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.
Материал: бумага, картинки снеговиков, бабочек, птичек, корабликов, самолетов.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 39 / 24.
январь
Тема: «Тряпочные игрушки».
Цель: формировать сенсорный опыт детей.
Развивать мелкую моторику рук.
Закреплять умение сравнивать на ощупь содержимое мешочков.
Воспитывать интерес к экспериментированию.
Материал: мешочки с разными наполнителями.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 28 / 3.
Тема: «Игры с магнитом».
Цель: формировать знания о свойствах магнита.
Развивать моторику рук, интерес к экспериментированию.
Закреплять умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы.
Воспитывать усидчивость.
Материал: магниты, скрепки, монетки, пуговицы, неметаллические предметы, лист бумаги.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 30 / 6.
Тема: «Лупа».
Цель: формировать знания по использованию лупы.
Развивать познавательный интерес.
Закреплять название предметов.
Воспитывать интерес к экспериментированию.
Материал: лупа, очки, книга, цветок, снег и др.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 30 / 7.
февраль
Тема: «Превращения воды».
Цель: формировать знания детей о том, что в воде растворяются различные вещества.
Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы.
Закреплять знания о разных состояниях воды.
Воспитывать интерес к экспериментированию.
Материал: прозрачные ёмкости с водой, краски.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 32 / 10.
Тема: «Солнечные лучики».
Цель: формировать умение разбирать и собирать пирамидку.
Развивать умение находить колечки, начиная с самого большого до маленького.
Закреплять знания о величине предметов.
Воспитывать дружеские отношения.
Материал: желтый бумажный круг, пирамидки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 50 / 15.
Тема: «Угадай, что на картинке».
Цель: формировать умение узнавать знакомый предмет по его части.
Развивать мышление, память.
Закреплять названия предметов.
Воспитывать терпение, усидчивость.
Материал: картинки с изображением знакомых детям предметов (стол, яблоко, машинка, животное и др.)
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 57 /26.
Тема: «Погремушки и шумелки».
Цель: формировать умение заполнять емкости мелкими предметами.
Развивать мелкую моторику рук.
Закреплять название предметов.
Воспитывать желание выполнять своими руками поделки.
Материал: различные ёмкости для заполнения, крупа, песок, пуговицы, бусенки и др.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 29 / 4.
март
Тема: «Знакомство с матрёшкой».
Цель: формировать умение разбирать и собирать матрёшек.
Развивать умение находить нужную по размеру матрёшку.
Закреплять умение правильно применять слова большая, поменьше, маленькая.
Воспитывать интерес к народному искусству.
Материал:
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 51 / 16.
Тема: «Матрёшки обедают», «Матрёшки ложатся спать».
Цель: формировать умение находить соответствие между предметами.
Развивать умение правильно применять слова большой, маленький, одинакового размера.
Закреплять умение сравнивать предметы по величине.
Воспитывать дружеские отношения в игре.
Материал: матрёшки разного размера, кружочки разного диаметра, полоски, разной длины.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 54 / 20, 21.
Тема: «Разложи картинки по порядку».
Цель: формировать умение определять последовательность действий на картинках.
Развивать мышление, память.
Закреплять знание режимных моментов, сказок.
Воспитывать интерес к совместным играм.
Материал: наборы картинок, отражающих последовательность действий.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 57/ 27..
Тема: «Сравни картинки».
Цель: формировать умение сравнивать предметы по величине, количеству, цвету, материалу.
Развивать речь детей, пополнять словарный запас.
Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитывать интерес к совместным играм.
Материал: парные картинки предметов, отличающихся по определённым признакам.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 57 / 28.
апрель
Тема: «Фигурные пирамидки».
Цель: формировать у ребенка целенаправленности в действиях.
Развивать умение действовать по образцу.
Закреплять умение собирать предмет из частей.
Воспитывать целеустремлённость.
Материал: фигурные пирамидки, разборные игрушки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 60 / 1.
Тема: «Домики из кубиков», «Гараж для машинки».
Цель: формировать умение выполнять постройки из кубиков, строительных наборов.
Развивать умение соотносить размеры предмета с размером постройки.
Закреплять название деталей конструктора.
Воспитывать желание использовать постройки для разыгрывания небольших сюжетов.
Материал: кубики, строительные наборы, куклы, машинки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 61 / 3, 4.
Тема: «Строим по картинкам», «Картинки из кубиков».
Цель: формировать у ребенка целенаправленности в действиях.
Развивать умение действовать по образцу.
Закреплять умение собирать предмет из частей.
Воспитывать целеустремлённость.
Материал: конструктор с образцами на картинках, кубики с картинками.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 62 / 5, 6.
Тема: «Плоскостное конструирование».
Цель: формировать умение создавать изображение с помощью различных геометрических фигур.
Развивать умение накладывать фигуры на контур, нарисованный на бумаге.
Закреплять название геометрических фигур.
Воспитывать культуру поведения во время занятий.
Материал: листы бумаги с нанесёнными контурами предметов, состоящих из геометрических фигур, геометрические фигуры.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 63 / 7.
май
Тема: Распусти носочек, смотай клубочек, «Заплети косичку».
Цель: формировать умение таких действий как наматывание – разматывание, плетение.
Развивать согласованность и точность движения рук.
Закреплять умение правильно захватывать нить руками.
Воспитывать усидчивость при работе.
Материал: вязаные изделия, клубки с нитками, веревки или ленты для плетения.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 25 / 38, 39.
Тема: «Намотай, забинтуй».
Цель: формировать умение наматывать бинт (ленту, на предмет.
Развивать согласованность и точность движения рук
Закреплять название используемых в игре предметов.
Воспитывать чувство сострадания, желание помочь персонажам.
Материал: кукла, мишка, зайчик или др. игрушки, бинты, ленточки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 25 / 40.
Тема: «Нанизываем бусы», «Шнуровка».
Цель: формировать умение таких действий как нанизывание, продевание.
Развивать согласованность и точность движения рук.
Закреплять название предметов.
Воспитывать усидчивость при работе.
Материал: верёвочки, шнурки, проволочки, бусы с крупными отверстиями, предметы с дырочками для шнуровки.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 25 / 41, 42.
Тема: «Куличи и куличики», «Песок и вода».
Цель: формировать умение выполнять поделки из песка.
Развивать умение заполнять формы песком.
Закреплять умение смешивать песок с водой, для придания ему вязкости.
Воспитывать опрятность при работе с песком.
Материал: песок, вода, формы для заполнения песком.
Литература: Е. О. Смирнова, часть 1, стр. 37, 38 / 18, 21.