Елена Кондина
Перспективный план занятий по формированию экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Тема «Осень»
Цель. Расширить знания детей о временах года, основных приметах осени: пасмурно, идет дождь, солнце бывает редко.
Задачи.
Воспитывать любовь к природе.
Развивать наблюдательность, формировать интерес и явления природы.
Помочь понять содержание стихотворения.
Публикация «Перспективный план занятий по формированию экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Закрепить умение правильно держать карандаш, учить рисовать по пунктирам прямые линии сверху вниз, аккуратно закрашивать, уметь различать синий цвет.
Материал
Картина с видом осеннего дождя.
Цветные карандаши.
1. Отгадай загадку.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадает.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)
2. Прочитайте стихотворение.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап
Тучки собираются.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап
Дождик начинается.
Дождик капать перестал,
Отдохнуть немного дал!
3. Развиваем пальчики. Проведи по пунктирам прямые линии сверху вниз, а тучку раскрась синим цветом.
Тема «Овощи»
Цель: Уточнить представления детей об овощах.
Задачи.
Закрепить названия, форму, цвет, вкус овощей
Учить детей узнавать овощи на картинке
Ввести в активный словарь детей слова «овощи», «овощ»
Развивать образное и логическое мышление, речь, внимание, воображение
Учить детей раскрашивать предметы цветными карандашами, закреплять умение правильно держать карандаш
Материал
Муляжи или иллюстрации овощей (репка, морковь, капуста, огурец)
Цветные карандаши.
1. Отгадай загадку.
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)
2. Пальчиковая гимнастика.
Овощи
Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох –
Урожай у нас не плох.
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов; «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.
3. Раскрась предметы цветными карандашами. Назови, одним слов
ТЕМА «Домашние животные»
Цель: Закрепить знания о домашних животных
Задачи.
Учить узнавать и называть домашних животных на картинках.
Ввести обобщающее понятие «домашние животные»
Развивать речь, артикуляционный аппарат, учить ребенка издавать звуки животных.
Формировать интерес к рисованию цветными карандашами.
Материал
Игрушки – животные или иллюстрации с изображениями домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, овечка, поросенок, коза); цветные карандаши.
1. Отгадай загадку.
Мохнатенькая, усатенькая
Молоко пьет
Песенки поет.
(Кошка)
2. Дидактическая игра «Кто как голос подает?».
Кошка – мяу-мяу (мяукает)
Собака – гав-гав (лает)
Корова – му-у-у (мычит)
Лошадь – и-го-го (ржет)
Овечка –бе-е-е (блеет)
Поросенок – хрю-хрю (хрюка
3. Пальчиковая гимнастика «Лапки»
Стоит на задних лапках кот,
И в гости мышек он завет.
Показывает лапки,
А лапки цап - царапки!
Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз.
Можно продолжать игру со второй рукой. В заключении провести занятие двумя руками.
4. Раскрась цветными карандашами в нужный цвет.
Тема «Зима»
Цель. Формировать у дошкольников представление о временах года зиме. Учить детей называть основные приметы зимнего периода: идет снег, стало холодно.
Задачи.
Воспитывать любовь к природе
Развивать наблюдательность, формировать интерес к явлениям природы.
Помочь понять содержание стихотворения.
Закрепить умение правильно держать карандаш, учить рисовать по пунктирам прямые и горизонтальные линии сверху вниз, слева направо. Научить детей правильно держать карандаш, проводить по пунктирам прямые, горизонтальные линии сверху вниз, слева направо.
Материал
Фигурки снежинок, цветные карандаши.
1. Отгадай загадку.
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает
(Зима)
Прочитайте стихотворение.
Снежинки
У сестренки Маринки,
На ладошке две снежинки.
Всем хотела показать,
Глядь – снежинок не видать!
Кто же взял снежинки
У моей Маринки?
М. Родина
3. Нарисуй снежинки.
Тема «Дикие животные»
Цель: Закрепить знания о диких животных.
Задачи.
Учить узнавать и называть диких животных на картинках.
Ввести обобщающее понятие «дикие животные»
Формировать интерес к рисованию цветными карандашами.
Способствовать развитию внимания, развитию речи, мелкой моторики
Материал
Игрушки животные или иллюстрации с изображениями диких животных (заяц, белочка, ежик); цветные карандаши.
1. Отгадай загадку.
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц)
2. Пальчиковая гимнастика
Белочка
Сидит белочка в тележке,
Продает Лисички - сестрички,
Воробью, синичке.
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого
3. Раскрась цветными карандашами в нужный цвет.
Тема «Домашние птицы»
Цель: Расширять знания детей о домашних птицах
Задачи.
Учить узнавать и называть домашних птиц на картинках.
Ввести обобщающее понятие «домашние птицы».
Помочь понять содержание стихотворения.
Закрепить умение правильно держать карандаш; учить раскрашивать рисунок.
Материал
Игрушки - домашние птицы (петушок, курочка, цыплятки, гусь); цветные карандаши.
1. Отгадай загадку.
Раньше всего встает,
«Ку-ка-ре-ку! Поет!»
(Петушок)
2. Прочитайте стихотворение.
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – желтые ребятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко,
Лапками гребите, зернышки ищите!»
3. Пальчиковая гимнастика.
Гусь
Ты сердитый белый гусь,
Но тебя я не боюсь!
ПОСТАВИТЬ РУКУ ЛОКТЕМ НА СТОЛ, ВСЕ ПАЛЬЦЫ – ПРЯМЫЕ. ЧЕТЫРЕ ПАЛЬЦА, КРОМЕ БОЛЬШОГО, ВЫДВИНУТЬ ВПЕРЕД И ПЛОТНО ПРИЖАТЬ ДРУГ К ДРУГУ («ГОЛОВА ГУСЯ»). БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ ОПУСТИТЬ НЕМНОГО ВНИЗ. ПОЛУЧАЕТСЯ «ГУСЬ» С ОТКРЫТЫМ «КЛЮВОМ».
4. Раскрась рисунок цветными карандашами.
Тема «Весна»
Цель. Познакомить дошкольников с праздниками весны : солнышко светит ярче, на дорожках тает снег, капель.
Задачи.
Развивать наблюдательность и любознательность, воспитывать любовь к природе, желание оберегать её.
Помочь понять содержание стихотворения.
Способствовать развитию мелкой моторики.
Сформировать представления детей о сосульках, о том, как они образуются, об их свойствах (сосулька – родная сестричка льда).
Материал
Картина с изображением весны, цветные карандаши.
1. Отгадай загадку.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весна)
2. Прочитайте стихотворение.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают
Под её ногами.
3. Пальчиковая гимнастика.
Солнышко
Солнышко в глазки
Светит ребятам.
Мы поиграем
С солнышком прятки!
Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их
4. Обведи и раскрась сосульки с каплями.
Тема «Рыбы»
Цель. Познакомить дошкольников с рыбами.
Задачи.
Ввести в понимаемую речь детей собирательное существительное «рыбы».
Расширить представления детей о том, что рыбки живут в воде, плавают.
Упражнять в умении сравнивать предметы по размеру. Обозначать результаты сравнения словами самая большая.
Способствовать развитию речи, мелкой моторики.
Развивать познавательную активность.
Закрепить умение держать карандаш, обводить и дорисовывать на рыбке чешуйки, раскрашивать цветными карандашами.
Материал
Игрушка – рыбка, иллюстрации рыбки, цветные карандаши.
1. Отгадай загадку.
В воде – живая,
На суше – мертвая.
(Рыба)
2. Пальчиковая гимнастика.
Рыбки пляшут в синем море –
Хорошо им на просторе.
Вытянуть ладошки и качать запястьями влево и вправо. Текст повторить несколько раз.
3. Раскрась самую большую рыбу
4. Обведи чешуйки и дорисуй их на рыбке, раскрась цветными
карандашами. Затем покажи, где у рыбки : голова, хвост, плавники, туловище, чешуйки.
Тема «Насекомые»
Цель. Продолжать знакомить дошкольников с представителями живой природы: насекомые.
Задачи.
Ввести в понимаемую речь детей собирательное существительное «насекомые».
Развивать наблюдательность, способность к простым умозаключениям (летает бабочка, пчелки, жуки – все, у кого есть крылья. У кузнечика нет крыльев он не летает, он прыгает.
Закрепить знания о жуках, бабочках, пчелах и т. д.
Закрепить умение правильно держать карандаш, проводить линию по середине дорожки, не отрывая карандаш.
Материал
Картинки, иллюстрации с изображением насекомых (жук, кузнечик, комарик, бабочка, пчела); цветные карандаши.
1. Отгадай загадку.
Шевеля усами важно,
Он в перед ползет отважно.
Он ползет на старый сук,
Там живет усатый… (жук)
2. Прочитайте стихотворение.
Кузнечик Я маленький кузнечик
Живу в лесу, в лугах,
Скачу я днем по травке
Качаюсь на цветах.
3. Пальчиковая гимнастика.
Комарик.
Комарик летит,
Комарик пищит,
Не нравится нам
Его аппетит!
Сжать кулачек. Указательный палец выдвинуть вперед – это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это «лапки».
4. Проведи линию посередине дорожки. Старайся отрывать карандаш от бумаги.
Тема «Лето»
Цель. Познакомить дошкольников с признаками лета : светит солнце, много зелени, цветов.
Задачи.
Развивать познавательную активность.
Помочь понять содержание стихотворения
Способствовать развитию речи, мелкой моторики.
Учить подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам; правильно пользоваться карандашами.
Материал
Иллюстрации с изображением лета, цветные карандаши.
1. Отгадай загадку.
Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(Лето)
2. Прочитать стихотворение
Раз, два, три, четыре, пять:
Будем летом мы играть,
Будем плавать и качаться,
Будем прыгать и кататься,
Будем бегать, загорать
И грибочки собирать.
3. Пальчиковая гимнастика.
Бабочка
Бабочка капустница
Над цветком летала,
Весело порхала,
Пыльцу собирала.
Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.
4. Раскрась картинку цветными карандашами.
Литература
1. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М: Мозаика – Синтез 2005 год
2. Николаева С. Н Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада: Для работы с детьми 2-4 лет. Москва: Мозаика - Синтез 2010 год
3. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада: Конспекты занятий (с детьми 3-4 лет) М: Мозаика – Синтез, 2010 год
4. Соломенникова О. А Экологическое воспитание в детском саду : программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Издание третье исправление и дополнение М: Мозаика-Синтез, 2009 год
5. Иванова А. И. Живая экология программа экологического образования дошкольников М : Творческий центр СФЕРА 2007 год
6. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов Программа обучения в детском саду. М:АСТ Астрель 2006 год
7. Елкина Н. В. Тарабарина Т. И. Популярное пособие для родителей и педагогов 1000 загадок Ярославль Академия развития 2006 год
8. Истоки Базисная программа развития ребенка дошкольника. Москва Карапуз 2001
9. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду Москва Карапуз 2001 год
10. Примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. Москва Мозаика – Синтез 2011 год.