Луиза Мурадханова
Перспективный план работы «Навыки овладения звуковым анализом и синтезом» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Период №
п/п Тема занятия Навыки овладения звуковым анализом и синтезом Словообразование Формирование лексико- грамматических категорий Связная речь
1 2 3 4 5 6 7 8
сентябрь
3-я неде
ля 1 Органы артикуляции. Лето и
осень. Развитие слухового внимания и
фонематичного восприятия на
материале неречевых звуков. Беседа на тему :
«Лето и осень».
2 Органы арти-куляции (про-должение).
Публикация «Перспективный план работы „Навыки овладения звуковым анализом и синтезом“ в старшей группе» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Развитие фонематического слуха на основе слов, близких по звуковому составу.
Образование навыка словообразования существительных
с помощью уменьшительно-
ласкательных суффиксов. Согласование существи-тельных с прилагатель-ными в роде (желтые
листья, холодный
дождь) Составление предложений по картине: «Осень».
4-я неде-ля
3 Звук [а]. Понятие о
звуковом ряде. Овощи и фрукты.
Выделение гласного звука [а] из потока звуков. Образование множествен-ного числа существитель-ных (яблоко — яблоки, огурец — огурцы). Понимание обобщающего значения слов. Составление
предложений
с использованием опорных картинок.
4 Звук [а] (про-
должение). Выделение гласного звука [а] из потока звуков. Согласование прила-гательных с существи-тельными в роде, числе, падеже (красный помидор -красные помидоры —
много красныхпомидоров) Составление пред-ложений описатель
-ного характера об
овощах и фруктах
октябрь 1-я неде-ля 5 Звук [у].
Сбор
Урожая.
Выделение гласного звука [у] в начале слова (утка, удочка, улица) Образование существи-тельных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Дидактическая игра: «Спрашиваю-отвечай»
6 Звук [у] (про-
должение)
Выделение звука [у] среди других гласных звуков. Выделение звука [у] в начале слова. Согласование притяжа-тельных местоимений (мой,моя, мое) с
существительными
мужского и женского
рода (моя груша, мой
перец, мое яблоко) Пересказ сказки :
«Репка».
2-я неде-ля 7 Звук [и].
Птицы.
Выделение гласного звука [и] в начале слова (Ира, ива, индюк, игра) Развитие навыка словообра-зования существительных
с помощью уменьшительно-
ласкательных суффиксов. Согласование существи-тельных с глаголами в настоящем времени:
птица (что делает)
летит, поет,
клюет. Беседа о перелётных птицах.
8 Звуки [а], [у], [и].
Звуковой анализ слогов ау-уа-ауи Образование глаголов с
приставками (на-,по-, вы-, с-, пере-)
октябрь 3-я неде-ля 9 Звук [э].
Домашние
птицы.
Выделение гласного звука [э] в
начале слова (Эдик, этаж, экран,
эхо) Образование множествен-ного числа существитель-ных.
Согласование существи-тельных с прилагатель-ными в роде, числе, падеже (желтый
цыпленок— желтые
цыплята) Составление предложений по картинке : «Домашние птицы»
10 Звук [о].
Выделение звука [о] в потоке звуков, а также в начале слова (осы, Оля, ослик, окна) Согласование существите-льных с глаголами един-
ственного и множественного
числа настоящего и прошедшего времени (утка
плавает — утки плавают) Составление описательного рассказа о домашних птицах.
4-я неде-ля 11 Звук [м].
Домашние
животные.
Выделение согласного звука [м] в конце слова Образование существитель-ных с суффиксами -онок, -елок, -ята (теленок — те-
лята). Понимание обобщающего значения слов.
12 Звуки [м], [м'].
Выделение согласных звуков [м], [м'] в начале слова. Усвоение навыка
образования
притяжательных
прилагательных
(кошачьи глаза,
лошадиный хвост) Пересказ сказки К. Д. Ушинского : «Спор животных».
ноябрь 1-я неде-ля 13 Звук [п]. Деревенский
Двор. Определение наличия или отсутствия звука в слове. Анализ и синтез слогов ап-па Образование существитель-ных с уменьшительно-
ласкательными суффиксами
(кошка— кошечка) Составление предложений по картинке: «Деревенский двор»
2-я неде-ля
14 Звуки [п], [пь] Определение места звука в слове (начало, середина, конец) Различение и выделение названий признаков по назначению и вопросам (какой? какая? какое) Игра: «Как живёте? Что жуёте?»
15 Звук [н].
Дикие животные. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука
в слове (начало, середина, конец). Образование существитель-ных с помощью
суффиксов-ата, -ята. -опок, -енок (бельчонок-бельчата).
3-я неде-ля
16 Звуки [н], [н'] Определение наличия или отсутствия звуков [н], [н'] в словах. Практическое употребле-ние притяжательных
прилагательных
(лисий хвост, волчьи зубы) Овладение диало- гической формой
общения (драмати-
зация сказки
«Теремок»)
17 Звук [б].
Подготовка
животных к
зиме.
Выделение звука среди других согласных. Определение позиции
звука [б] в слове (начало,
середина) Усвоение окончаний глаго-
лов множественного и
единственного числа, настоящего и прошедшего
времени (белка делает запасы; еж сделал норку Составление предложений по опорным словам.
4-я неде-ля
18 Звуки [б], [б'] Звуковой анализ слогов аб-би
Согласование прилага-тельных с существитель-ными в косвенных падежах (мы видели рыжую белку; в дупло
пряталась рыжая белка) Пересказ
небольших
рассказов
(Г. Скребицкий
«Всяк по своему»).
19 Звуки[м], [м'], [п], [пь],
[н], [н'],
[б], [б'] Выделение звуков среди других согласных звуков. Позиция звуков
в слове (начало, середина, конец).Звуковой анализ слогов аб-би, ам-ми,ан-ни,
ап-пи. Обобщающие значения слов Составление рассказа по картинке.
Декабрь
Декабрь 1-я неде-ля
20 Звуки [б], [п]. Продукты питания. Полный анализ однослож-ного слова Бим. Изменение окончаний су-
ществительных в вини-тельном, дательном, творигельном падежах Беседа о продуктах питания.
21 Звук [в] Определение позиции звука [в] в слове (начало, середина). Звуковой анализ слова ива. Образование относительных
прилагательных
(яблочный сок, кабачковая икра) Составление предложений по паре слов: корова-трава, Ваня-варежки, Валя –сливы, ваза-васильки.
22 Продукты питания. Образование относительных
прилагательных
Заучивание
стихотворени
я (Ю. Тувим
«Овощи»)
2-я неде-ля 23 Звук [в], [в']. Зима. Различение твердых и мягких звуков [в], [в'] Умение образовывать
Сравнительную степень прилагательных (холодный —холоднее, белый —белее)
24 Звук [д] Выделение звука среди других согласных звуков. Согласование прилага-тельных с существитель-ными (рыжая белка.) Игра : «Зима».
25 Зима. Образование множествен-ного числа существитель-ных Закрепить навыки согласования прилага-тельных с существитель-ными. Совершенствова-ние навыка
составления
рассказа (посе-рии картин Г. Каше «Синичка»)
3-я неде-ля 26 Звуки [д], [д']. Одежда. Различение твердых и мягких звуков [д], [д']. Звуковой анализ
слова дом. Согласование
существительных
мужского и женского
рода с притяжательными
прилагательными (мой шарф, моя шуба, мое пальто) Составление предложений по двум картинкам.
27 Гласные и согласные
звуки Выделение гласного звука в середине односложных слов (дом, мак, лук) Образование приставочных
глаголов (шить —зашить, подшить,вышить, пришить)
28 Одежда Закрепить навыки согласования прилага-тельных с существитель-ными по числам и родам. Закрепление навы-ка составления
простого предло-жения.
Составление
описательного
рассказа
4-я неде-ля 29 Звук [т].
Новый
Год. Выделение звука [т] в потоке звуков. Позиция звука в слове.
Звуковой анализ слова том Образование
существительных
с уменьшительно-
ласкательными
суффиксами (елка
— елочка). Составление рассказа по картине : «Скоро Новый год».
30 Звуки [т], [т'] Различение твердых и мягких звуков [т], [т']. Употребление в речи
глаголов в единственном и множественном числе
настоящего и
прошедшего времени (дети украшают
елку, дети украшали
елку) Составление предложений по вопросам.
31 Новый год Умение расширить предложение путем введения од-
нородных членов.
Заучивание стихотворения наизусть Н. Вересокина
«Новый год»
Январь 2-я неде-ля 32 Звуки [д], [т]. Мебель. Дифференциация звуков [д], [т]. Образование сравнитель-ной степени прилагатель-ных (мягкий— мягче)
33 Звук [ф] Выделение в речи звук [ф]. Деление слова на слоги, различение
коротких и длинных слов. Различение и выделение названий признаков по
назначению (какой? какая? какие)
34 Мебель. Закрепление навыка ис-пользования в речи предлогов (в, на, над, из, под, с) Умение сравни-вать предметы по
их различным или сходным качествам
(стул -кресло). Усвоение конст-рукции сложного
предложения.
3-я неде-ля 35 Звуки [ф], [ф']. Посуда. Различение твердых и мягких звуков [ф], [ф']. Образование существи-тельных с помощью
Суффиксов (название
предметов в зависимости от назначения: сахар
-сахарница, хлеб-хлебница).
36 Звуки [в], [ф]. Дифференциация звуков [в], [ф]. Образование формы тво-рительного падежа (что с чем?— чашка с чаем, та-
релка с супом).
37 Посуда. Составление
описательных
рассказов.
Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»
4-я неде-ля 38 Звук [к]. Человек. Семья. Выделение звука [к] из потока согласных звуков и в словах. Звуковой анализ слова кот. Использование в речи местоимений (мой, моя, мое— мой нос, моя нога, мое лицо). Беседа на тему
«Человек»
39 Звуки [к], [к']. Различение твердых и мягкихзвуков [к], [к']. Звуковой анализ слова кит. Образование прилага-тельных путем словосло- жения (голубоглазый,
длинноволосый).
40 Человек. Семья. Образование притяжатель-ных прилагательных. Заучивание
стихотворения.
Февраль 1-я неде-ля 41 Звук [г]. Профессии. Определение наличия или отсутствия в слове звука [г]. Практическое употребле-ние в речи названий профессий.
42 Звуки [г], [г']. Различение твердых и мягких звуков [г], [г*]. Звуковой анализ и синтез слов. Изменения окончаний жен-
ского рода, мужского рода в согласовании с глаголом
настоящего и прошедшего
времени (учитель учит –учительница учила).
43 Профессии. Составление
предложений
по демонстрируе
мому действию. Чтениестихотворе-ния С. Михалкова
«А что у вас?»
2-я неде-
ля 44 Звуки [к], [г]. Цвет. Форма.
Величина. Дифференциация звуков [к], [г].
Звуковой анализ слова кони Употребление слов,
Обозначающих оттенки цвета.
45 Звук [х]. Выделение согласного звука [х] среди других звуков. Определение позиции звука [х] в слове
(начало, середина, конец слова). Образование сравнитель-ной степени прилагатель-ных (зеленый — еще зеленее)
46 Цвет. Форма.
Величина. Пересказ сказок,
Рассказов (немец-кая народная
сказка «Три бабочки»).
3-я неде-ля 47 Звуки [х], [х']. Форма и размер
предметов. Различение твердых и мягких звуков [х], [х']. Звукослоговой
анализ слова мухи Умение подобрать
слова-антонимы.
48 Звук [с]. Определение наличия или отсутствия звука [с] в словах. Нахождение места звука [с] в словах. Согласование прилага-тельных с существитель-ными в роде, числе, падеже
(желтый одуванчик,
желтое солнце).
49 Форма и размер
предметов. Сравнение предме-тов (с выделением
сходства и разли-чия).Усвоение конструкций слож-ноподчиненных
предложений. Чтение сказки В. Г. Сутеева
«Мышонок и карандаши»
4-я неде-
ля 50 Звуки [с], [с']. День защитни-ка Отечества. Различение твердых и мягких звуков [с], [сь]. Звукослоговой анализ слова гуси. Использование в речи предлогов (в, на, под, из, по)
51 Звук [з]. Выделение в речи звука [з]. Определение позиции звука [з] в словах (начало, середина слова). Согласование числитель-ных с существительными.
52 День защитника
Отечества. Составление
рассказа по серии картин (Г. Каше «Собака-санитар»). Распространение предложений путём введения однородных членов.
Март 1-я неде-
ля 53 Звуки [з], [з*]. Мамин день 8
Марта. Различение твердых и мягких звуков [з], [з']. Звукослоговой анализ слова замок. Образование существи-тельных с уменьшительно-
ласкательными суффикса-ми. Беседа на тему: «День 8 Марта»
54 Звуки [с], [з]. Дифференциация звуков [с], [з]. Усвоение многозначных слов (шляпка — у гриба, у
женщины, у гвоздя).
55 Мамин день 8 Марта. Согласование существительных с прилагательными. Заучивание
стихотворения В. Руссу «Мама»
2-я неде-ля 56 Звук [ц]. Транспорт. Выделение звука [ц] в речи. Определение места звука [ц] в слове (начало, середина, конец). Согласование
притяжательных
местоимений мой, моя с
существительными
(мой самолет, моя
машина).
57 Звуки [с], [ц]. Дифференциация звуков [с], [ц]. Закрепление навыка упот-
ребления слов-антонимов
(быстро —медленно, далеко— близко).
58 Транспорт. Составление
простого описания предмета.
3-я неде-ля 59 Звук [ш].
Весна. Выделение в речи звука [ш], определение его позиции в слове
(начало, середина, конец). Различение и выделение
признаков по вопросам (какой? какая? какие)
60 Звук [ш] (про-
должение) Звукослоговой анализ слова шапка. Составление рассказа по
серии картин
(Г. Каше «Зайка и
морковка»)
61 Весна Образование
сравнительной
степени прилагательных
(теплый —теплее, быстрый— быстрее). Заучивание стихотворения
«Весна» Г. Ладонщиков.
4-я неде-ля 62 Звуки [с], [ш]. Прилет птиц. Различение звуков [с], [ш]. Закрепление навыка обра-
Зования приставочных гла-
голов (с приставками в-, у-,
по-, пере-, при-)
63 Звуки [с], [ш]
(продолжение). Дифференциация звуков [с], [ш]. Расширение значений предлогов (на, над, из, в, из-под, выражающих
пространственное
расположение предметов.
64 Прилет птиц. Пересказ
небольшого
рассказа В. Чаплиной
«Скворец»
Апрель 1-я неде-ля 65 Звук [ж]. Выделение в речи звука [ж], определение позиции звука в слове (начало, середина). Согласование
числительных с существительными.
66 Звук [ж]. Цветы. Подбор слова к схемам звукового анализа. Согласование
существительных с
прилагательными
(синий колокольчик,
белая ромашка).
67 Цветы Рассказ-описание.
Усвоение понятия о сложном
предложении.
2-я неде-ля 68 Звуки [з], [ж] Дифференциация звуков [з], [ж]. Деление слов на слоги. Образование
прилагательных с
помощью уменьшительных суффиксов:-еньк, -енок,
-онок.
69 Звуки [ш], [ж]. Дифференциация звуков [ш], [ж]. Усвоение
притяжательных
местоимений (мой, моя).
70 Дервья. Пересказ сказки В. Орлова
«Каштанчик»
3-я неде-ля 71 Звук [ч]. Выделение звука [ч] в речи. Нахождение места звука [ч] в слове (начало, середина, конец). Образование
относительных
прилагательных (березовый,
дубовый).
72 Звук [ч] (про-
должение) Звукослоговой анализ слова жучки. Согласование
существительных с
прилагательными в
единственном и
множественном
числе (сосновая шишка, сосновые шишки)
73 Лес Составление
диалога, освоение
диалогической формы речи.
4-я неде-ля 74 Звуки [ч], [ц]. Дифференциация звуков [ч], [ц]. Согласование
прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
75 Звук [щ]. Определение наличия или отсутствия звука [щ] в словах,
позиции звука в слове (начало,
середина, конец). Употребление слов-антоним.
76 Почта. Составление рассказа о почтальоне по картине.
Май 1-я неде-ля 77 Звук [щ] (про-
должение) Синтез звуков в слова. Образование сравнительной степени прилагательных.
78 Звуки [ч], [щ]. Дифференциация звуков [ч], [щ]. Образование
притяжательных
прилагательных
(лисья нора, беличье дупло).
2-я неде-ля 79 Насекомые и пауки. Составление рассказа описания о насекомых.
80 Закрепление пройденного материала.
Времена года. Лето. Рассматривание картины : «Лето» и беседа по ней.