Татьяна Чудаева
Перспективный план работы в подготовительной группе детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
структурное подразделение «Детский сад № 4 комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Перспективный план работы в подготовительной группе ОНР 2015-2016 уч. год
Учитель-логопед:
Чудаева Т. В.
Рузаевка 2015
Недели Звуки, буквы Звуко-слоговой
анализ,
грамота Лексические
темы Грамматический строй и словообразование Связная речь Словарь
I. Сентябрь
Обследование детей
II.
Публикация «Перспективный план работы в подготовительной группе детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
III. Звуки речи. Артикуляционный аппарат. Строение речевого аппарата. Гласные и согласные звуки речи. Игрушки.
Мордовская народная игрушка. Согласование прилагательных с существительными.
Образование существительных мн. ч именительного и родительного падежей.
Подбор антонимов.
Образование приставочных глаголов.
Словообразование относительных прилагательных от слова игрушка.
Составление связного рассказа «Игрушки» по первым словам в предложении.
Рассказ с опорой на серию сюжетных картинок «Дети играют» Игрушки.
Мордовская игрушка.
Игровой, игрушечный, игрушка, игра, пластмассовая, бумажная, мягкая.
IV. Звук и буква У Уточнение артикуляции и произношения звука [у].
Выделение звука в конце слова.
Анализ звукового ряда из двух и трех гласных.
Определение места звука в слове.
Выкладывание буквы из счетных палочек, веревочки, печатание. Хлеб – всему голова.
Словообразование относительных прилагательных (от существительных зерно, пшеница, рожь).
Словообразование родственных слов от слова хлеб.
Упражнение в употреблении в речи синонимов.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Сопоставление белого пшеничного батона и черного ржаного «кирпичика».
Рассматривание репр. картины И. И. Шишкина «Рожь».
Пересказ рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб». Зерно, пшеница, рожь, овес, кукуруза; спелая, зрелая, налитая, ржаное поле, пшеничное поле, пшеничный колосок…
Хлебушек, хлебница, хлебопек, хлеборезка, хлебозавод.
Октябрь
I. Звук и буква А Выделение начального ударного гласного.
Определение места звука в слове.
Заучивание правила «Звуки и буквы».
Печатание букв Аа.
Здравствуй, осень. Согласование прилагательных с существительными.
Образование существительных мн. ч именительного и родительного падежей.
Подбор антонимов.
Образование приставочных глаголов.
Словообразование относительных прилагательных от слова осень.
Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении.
Рассматривание репр. картины И. И. Левитана «Золотая осень», составление вопросов к ней. Осенние месяцы.
Дождливая
ветреная,
пасмурное,
хмурое,
солнце осеннее, дождь осенний, погода осенняя…;
улетают, облетают, залетают, перелетают…
II. Звук и буква О. Дифференциация О-У Уточнение артикуляции и произношения звука.
Определение места звука в слове.
Выкладывание буквы из фасоли, печатание. Овощи
Образование сущ-х единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах (помидор-помидоры-помидоров).
Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Образование прилагательных от существительных (салат из огурцов - огуречный).
Согласование притяжательных местоимений с существительными (Чья это репа? Это моя репа).
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.
Согласование числительных с существительными.
Согласование сущ-х с глаголами ед. и мн. ч (огурец растет- огурцы растут).
Согласование прилагательных с сущ-ми в Р. п. ед. и мн. ч (красный помидор- красные помидоры-красных помидоров).
Составление описательных рассказов овощей.
Рассказ о «чудо-овоще».
Сравнительно-описательные рассказы.
Загадки-описания.
Рассказ по серии картин «Выращиваем помидоры». Названия овощей. Глаголы: копать, выкапывать, выдергивать, срезать и т. д.
Прилагательные:
зеленый, овальный, сочный, вкусный, соленый и т. д.
Наречия:
рано, поздно, крупно.
III. Звук и буква Ы Вспомнить, что «Ы» - гласный.
Закрепить – нет слов, начинающихся на звук «Ы».
Определить позицию звука в словах.
Выложить букву из фасоли.
Напечатать букву, слоги, слова. Фрукты Образование сущ-х мн. ч в именительном и родительном падежах (яблоко-яблоки-яблок).
Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Образование прилагательных от существительных (сок из груш-грушевый).
Согласование притяжательных местоимений с существительными (Это мой мандарин).
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Согласование числительных с существительными.
Согласование существительного с глаголом ед. и мн. ч. (Вишня висит. Вишни висят).
Составление описательных рассказов фруктов по картам- схемам.
Загадки-описания.
Названия фруктов. Глаголы: срывать, собирать, резать, варить, сушить…
Прилагательные: сладкий, кислый, сочный, круглый…
Наречия:
вкусно, сладко, много.
IV. Звук и буква И. Закрепить, что «И» смягчает предыдущую согласную и она читается мягко.
Выложить букву из счетных палочек.
Печатать слоги, слова. Лес. Грибы.
Лесные ягоды Образование существительных мн. ч. родительного падежа.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Согласование притяжательных местоимений с существительными.
Подбор слов – антонимов.
Согласование числительных с существительными.
Употребление предлогов: в, на, из, под, из-под, около, между, рядом.
Составление описательных рассказов.
Чтение, пере
сказ сказки В. Сутеева
«Под грибом».
Диалог по рассказу Н. Сладкова «Дрозд и грибы». Съедобные, несъедобные, белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, опенок,
мухомор,
поганка; шляпка, ножка.
Ноябрь
I. Звук и буква П, П. Уточнение артикуляции и произношения звука.
Определение места звука в слове.
Выкладывание буквы из счетных палочек, печатание. Деревья Образование существительных мн. ч. родительного и именительного падежей (лист- листья- листьев).
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Образование прилагательных от существительных (кленовый).
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными (одно дерево, моя береза, много веток).
Словообразование сложных слов (лесоруб, дровосек, белоствольная, столетний).
Загадки-описания.
Рассказы по темам:
- Осенний лес.
- Как вести себя в лесу.
- Путешествие осеннего листочка.
Дуб, береза, липа, клен,
рябина, сосна,
тополь, деревья, кустарник, трава;
крона, ветки, ствол, корень, листва ; глаголы: качаются, стоят… кленовый, березовый
II. Звук и буква Т,Т. Уточнение артикуляции и произношения звука.
Определение места звука в слове.
Выкладывание буквы из фасоли, счетных палочек, печатание. Моя страна - Россия. Мой край – Мордовия. Мой город Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Согласование числительных с существительными.
Подбор родственных слов.
Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Закрепление в речи предлогов. Рассказ по опорным предметным картинкам «Дети на прогулке».
Сравнительно-описательные рассказы. Страна, край, республика, город, поселок, деревня, улица,
проспект,
перекресток, светофор, кинотеатр, магазин, школа, завод…
Строить, расти, регулировать, нарядный…
Чисто, шумно, нарядно, празднично.
III. Звук и буква К, К. Уточнение артикуляции и произношения звука.
Определение места звука в слове.
Выкладывание буквы из фасоли, счетных палочек, печатание. Определение
места звука в слове.
Выкладывание буквы из счетных палочек, печатание.
Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов.
Полный анализ слов. Транспорт Образование существительных ед. и мн. ч. в именительном и родительном падежах.
Согласование числительных с существительными.
Правильное употребление приставочных глаголов.
Закрепление предлогов: в, на, под, из-за, из-под, с, между.
Описательные рассказы наземного транспорта.
Рассказы по темам:
- Зачем нужен транспорт?
- Как я ездил к бабушке. Виды транспорта: наземный, подземный, железнодорожный, грузовой, легковой, спец. назначения.
Детали транспорта.
Профессии людей,
которые работают на транспорте.
IV. Звук и буква Х Уточнение артикуляции и произношения звука.
Определение места звука в слове.
Выкладывание буквы из счетных палочек, печатание.
Анализ слов. Поздняя осень. Подготовка диких животных к зиме. Согласование прилагательных с существительными.
Образование существительных мн. ч именительного и родительного падежей.
Обогащение лексики синонимами и антонимами.
Подбор родственных слов.
Образование притяжательных прилагательных.
Подбор слов-антонимов.
Усвоение категории Тв. п.
Согласование числительных с существительными.
Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около.
Сопоставление ранней и поздней осени.
Составление описательных рассказов.
Рассказы по темам:
- В зоопарке.
- Сказка о любимом животном. Осенние месяцы.
Дождливая, ветреная, пасмурное, хмурое;
желтеют,
опадают. Листопад.
Названия животных и их детенышей.
Дупло,
логово,
берлога,
нора.
Лисий,
заячий
волчий и т. д.
Носище,
хвостище и т. д.
Декабрь
I. Дифференциация звуков и букв К-Х Вспомнить, что «Ы» - гласный.
Закрепить – нет слов, начинающихся на звук «Ы».
Определить позицию звука в словах.
Выложить букву из фасоли.
Напечатать букву, слоги, слова. Домашние животные и птицы. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Образование притяжательных прилагательных.
Образование существительных с помощью суффикса -ищ.
Образование слов-антонимов.
Согласование числительных с существительными.
Закрепление предлогов. Составление предложений с ними по теме.
Усвоение категории Тв. п.
Рассказ о домашних животных и птицах по картинкам.
Загадки-описания.
Рассказы по темам:
- Как люди ухаживают за домашними животными и птицами.
- Если бы я был котенком или утенком. Названия животных и их детенышей.
Коровник,
конура, свинарник, конюшня,
клетка,
сарай, хлев
Части тела: голова,
нос, лапы,
хвост,
рога, грива
шерсть….
Собачья,
лошадиная
козлиная…
Мычит, хрюкает, лает,
блеет, пищит,
мяукает. Названия птиц и их птенцов. Части тела: голова, клюв, туловище,лапы, хвост, пух.
II. Звук и буква С, С. Уточнение артикуляции и произношения звука.
Определение места звука в слове.
Выкладывание буквы из гороха, печатание.
Анализ слов. Обитатели подводного мира. Рыбы. Земноводные. Подбор глаголов к слову рыба.
Формирование обобщающих понятий у детей (речные, морские, озерные, хищные).
Усвоение притяжательных прилагательных.
Употребление существительных с увеличительными суффиксами – ище, - ища.
Согласование числительных с существительными.
Составление рассказов-описаний.
Загадки-описания. Названия рыб
Строение.
Их особенности.
Рыбопродукты, рыболов, рыбозавод.
III. Звук и буква З, З. Закрепить характеристику звуков.
Определять место в словах.
Напечатать буквы, слоги, слова, предложения. Зимушка-зима.
Составление предложений по двум опорным словам.
Образование родственных слов.
Усвоение категории родительного падежа.
Словообразование прилагательных от существительных.
Пересказ рассказа «Гостья-зима».
Загадки.
Рассказы по темам:
- Зимние забавы.
- Зимние изменения в природе. Маскарад,
маски, костюмы, хоровод, пляски и т. д.
Пурга, вьюга, сугроб, пороша, снеговик, каток, снегоход, узоры.
Падать, покрывать, ложиться, морозить, хрустеть.
Холодный, морозный, глубокий, рыхлый.
IV. Звук и буква Н, Н. Закрепить характеристику звуков.
Определять место в словах.
Напечатать буквы, слоги, слова, предложения. Зимующие птицы Образование мн. ч. существительных именительного и родительного падежей.
Образование сложных прилагательных.
Образование приставочных глаголов.
Согласование числительных с существительными
Согласование притяжательных местоимений с существительными.
Закрепить употребление предлогов: в, на, с, со, из, под, около, за. Рассказ- описание птицы.
Рассказы по темам:
- Поможем птицам зимой.
- Как построить кормушку. Названия птиц.
Клевать, зимовать, каркать и т. д.
Насекомоядные, зимующие, суетливые, крылатый, голосистый, шустрый.
Громко, быстро, холодно.
Январь
I.
Каникулы
II. Звук и буква Г Уточнение артикуляции и произношения звука.
Определить место звука в словах.
Печатать буквы, слова, предложения.
Анализ слов. Пожарная безопасность. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Образование существительных с помощью суффикса -ищ.
Образование слов-антонимов.
Согласование числительных с существительными.
Закрепление предлогов. Составление предложений с ними по теме. Рассказ о пожаре по картинкам.
Загадки-описания.
Рассказы по темам:
- Как вести себя во время пожара.
- Создание проблемной ситуации. Пожар, пожарный, пожарник, пожарная машина, огонь, огненный.
III. Дифференциация Г-К Уточнение артикуляции и произношения звуков.
Определить позицию звука в слове.
Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов.
Печатать буквы, слова, предложения.
Зимние забавы. Подбор родственных слов.
Образование притяжательных прилагательных.
Усвоение категории Тв. п.
Закрепить употребление предлогов: на, с, вокруг, между, из-за, около. Составление описательных рассказов.
Рассказы по темам:
- На горке.
- Как я ходил на каток. Виды зимних развлечений: катание на лыжах, катание на санках, катание на коньках.
IV. Звук и буква Л Уточнить артикуляцию и произношение звуков.
Развивать фонематический слух.
Печатать буквы, слова, предложения.
В гостях у сказки. Образование существительных мн. ч. именительного и родительного падежей.
Образование сложных прилагательных.
Образование притяжательных прилагательных.
Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что.
Перессказ сказок. Названия сказок. Припоминание главных героев. Запоминание авторов сказок.
Февраль
I. Звук и буква В Уточнить артикуляцию и произношение звуков, закрепить характеристики.
Слоговой анализ слов.
Выложить букву из счетных палочек.
Печатать слоги, слова, предложения.
Полный анализ слова вилка. Человек.
Забота о своём здоровье. Подбор глаголов к слову человек.
Усвоение притяжательных прилагательных.
Употребление существительных с увеличительными суффиксами – ище, - ища.
Согласование числительных с существительными.
Составление рассказов-описаний.
Загадки-описания.
II. Звук и буква М Уточнить артикуляцию и произношение звуков, закрепить характеристики.
Слоговой анализ слов.
Дифференциация звуков.
Печатать буквы, слоги, слова, предложения.
Сезонная одежда.
Головные уборы. Образование существительных мн. числа именительного и родительного падежей.
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Образование прилагательных от существительных.
Образование притяжательных местоимений и прилагательных.
Подбор слов-антонимов.
Согласование прилагательных с существительными.
Различение глаголов одевать - надевать. Загадки-описания.
Сравнительно-описательные рассказы.
Рассказы по темам:
- Для чего нужна одежда?
- Как ухаживать за одеждой. Головные уборы, зимняя, летняя
демисезонная, верхняя одежда, белье.
Части одежды.
Ситцевое, кожаная, вязаная, шерстяное.
III. Звук и буква Е Закрепить характеристику звуков.
Дифференциация звуков.
Развивать фонематический слух.
Печатать буквы, слоги, слова, предложения.
Обувь. Образование существительных мн. ч. и согласование их с прилагательными.
Подбор слов-антонимов.
Согласование числительных с существительными.
Загадки-описания.
Сравнительно-описательные рассказы.
Рассказы по темам:
- Для чего нужна обувь.
- Как ухаживать за обувью.
IV. Звук и буква Д Закрепить, что всегда твердый.
Определить позицию в словах.
Запомнить правило про ШИ.
Выложить букву из счетных палочек.
Напечатать буквы, слоги, слова, предложения. Праздник 23 февраля. Военные профессии. Мужские профессии. Образование существительных мн. ч. и согласование их с прилагательными.
Подбор слов-антонимов.
Согласование числительных с существительными.
Составление рассказа о профессиях пап и дедушек по вопросам логопеда.
Составление рассказов «В каких войсках хочу служить», «Где служил мой папа».
Составление рассказа о профессиях пап и дедушек по вопросам логопеда.
Рода войск.
Сильные, смелые, выносливые,
храбрые,
мужественные….
Название мужских профессий в городе, в селе.
Атрибуты профессий.
Март
I. Звук и буква Ш Уточнить артикуляцию и произношение звука.
Развивать фонематический слух.
Закрепить, что всегда твердый.
Определить позицию в словах.
Печатать буквы, слоги, слова, предложения.
Закрепить правило про ЖИ. Я и моя
семья.
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Образование притяжательных прилагательных и согласование их с существительными.
Образование существительных мн. ч. именительного и родительного падежей.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Рассказы детей о маме.
Творческие рассказы детей «Как я помогаю маме, бабушке».
Рассказы по темам:
- Моя семья.
- Наш семейный отдых.
Сын, дочь,
внук, внучка, брат, сестра, семья.
Добрая, радостная,
строгая, младший, старший, дружная,
молодой…
Родиться, расти, заботиться, стирать.
II. Звук и буква Ж Уточнить артикуляцию и произношение звука.
Развивать фонематический слух.
Закрепить, что всегда мягкий.
Определить позицию в словах.
Печатать буквы, слоги, слова, предложения.
8 Марта. Женские профессии.
Словообразование прилагательных от существительных.
Образование мн. ч. существительных.
Согласование числительных с существительными.
Согласование существительных с прилагательными. Составление рассказа на тему: 8 Марта - женский день.
Составление рассказа о профессии мам и бабушек по графическому планую Название женскихпрофессий в городе, в селе.
Атрибуты профессий
III. Звук и буква Щ Уточнить артикуляцию и произношение звука.
Развивать фонематический слух.
Определить позицию в словах.
Печатать буквы, слоги, слова, предложения.
Продукты питания. Посуда. Согласование существительных и прилагательных.
Образование мн. ч существительных.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными.
Образование относительных прилагательных от существительных.
Употребление предлога для.
Подбор антонимов.
Подбор родственных слов. Пересказ рассказа «Что вкуснее?».
Загадки-описания.
Рассказ по теме:
- Назови все, что нужно для борща.
Составлять описательные рассказы.
Загадки-описания.
Рассказы по темам:
- Зачем нужна посуда?
- Сказка о любом предмете посуды
Названия продуктов.
Глаголы: варить, жарить, печь, кипятить, месить, тушить, резать, мешать и т. д.
Признаки: вкусный, кислый, сладко, горячо.
Кухонная,
столовая,
чайная.
Названия посуды.
Части посуды.
Фарфоровая, деревянная, стеклянный и т. д.
Наливать, переливать, выливать и т. д.
IV. Звук и буква Ц Уточнение артикуляции и произношения звука.
Всегда твердый.
Определить позицию в словах.
Печатать буквы, слоги, слова, предложения.
Весна Образование существительных мн. ч. именительного и родительного падежей (лужа - лужи-луж).
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Подбор антонимов к словам.
Составлять рассказ о весне по картинно-графическому плану.
Загадки-описания. Весенние месяцы.
Капель.
Греет, светит, тает, бежит, плывут, распускается….
Теплый,
солнечный
яркий…
Апрель
I. Звук и буква Ч Закрепление артикуляции и произношения звуков.
Закрепить, что всегда мягкий.
Определить позицию в словах.
Печатать буквы, слоги, слова, предложения.
Перелетные птицы Образование существительных мн. ч. именительного и родительного падежа.
Образование сложных прилагательных.
Образование приставочных глаголов.
Согласование числительных с существительными.
Подбор слов-антонимов.
Правильное употребление предлогов: в, на, из, из-за, из-под, над. Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли».
Рассказы-описания. Названия птиц; части тела; стая, клин,
вереница,
поодиночке; щебетать, улетать, прыгать, слетела, подлетела, влетела,
залетела, облетела
II. Буква Я Знакомство с буквой.
Закрепление представлений о мягкости согласных.
Закрепление ударения. День космонавтики. Образование существительных мн. ч. именительного и родительного падежей.
Подбор слов-антонимов.
Согласование числительных с существительными.
Правильное употребление предлогов: на, в, из, под, с. Работа с деформированными предложениями. Небо, звезды, Солнце
планеты,
Земля, земляне, космонавт, космодром, скафандр, шлем
III. Буква Ю Мягкие согласные. Обозначение мягкости при помощи гласных.
Печатание слов, предложений.
Мой дом.
Словообразование прилагательных от существительных.
Образование мн. ч. существительных.
Согласование числительных с существительными.
Согласование существительных с прилагательными. Загадки-описания.
Рассказы по темам:
- Моя квартира.
- Моя комната (по плану). Дом и его части.
Глаголы:
Строить, поднимать, стеклить, красить, обустраивать…
Признаки:
Высокий, высотный, многоэтажный, кирпичный, деревенский….
Высоко, низко, удобно…
IV. Звук и буква Й Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Й.
Печатание и чтение предложений.
Составление схемы предложения. Комнатные растения. Согласование существительных и прилагательных.
Образование мн. ч. существительных.
Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Подбор родственных слов.
Рассказы по темам:
- Мой любимый цветок.
- Жизнь цветка от семечка до семечка.
- Зачем нужны цветы. Названия цветов.
Глаголы:
Расти, цвести, опадать, раскрываться…
Полевые, луговые, садовые, ароматный, яркий…
Май
I. Звук и буква Р Закрепление произношения и различение звуков Р-Л.
Чтение и печатание предложений. 9 Мая.
День Победы Образование существительных мн. ч. и согласование их с прилагательными.
Составление предложений с предлогами.
Образование существительных мн. ч. именительного и родительного падежей. Чтение и пересказ рассказов об армии, о победе. Рода войск.
Атрибуты победы.
II. Звук и буква Л Закрепление произношения и различение звуков.
Чтение и печатание предложений. Насекомые Согласование существительных и прилагательных.
Образование мн. ч. существительных.
Согласование числительных с существительными.
Словообразование приставочных глаголов.
Подбор родственных слов. Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Рассказы по темам:
- Жизнь бабочки.
- Если бы я был пчелкой. Названия насекомых.
Глаголы:
Летать, ползать, жалить, кусать, прыгать…
Признаки:
Летающий, полосатый, рогатый. вредный, полезный…