Получи документы

Перспективный план работы учителя-логопеда для детей с ТНР

Наталья Кузнецова
Перспективный план работы учителя-логопеда для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30» («Пчёлка»)

Перспективный план работы учителя-логопеда в старшей группе для детей с ТНР на 2022 – 2023 учебный год

Обследование детей (первые 2 недели сентября)

1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.

2. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.

3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

I период обучения

(II половина сентября - ноябрь)

Развитие общих речевых навыков

Публикация «Перспективный план работы учителя-логопеда для детей с ТНР» размещена в разделах

1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.

2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи, спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).

3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания.

4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

1. Уточнить произношение гласных звуков и согласных [м]- [м’], [ б] - [б’], [д] - [д’], [н] - [н’], [в]-[в’], [г]-[г’], [п] - [п’], [т] - [т’], [ф]-[ф’], [к]-[к’], [х]-[х’].

2. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.

3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

1. Работа над односложными словами со стечением гласных в начале и в конце слова (стол, мост).

2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучание игрушки, хлопки, фонематического восприятия.

2. Различение на слух гласных и согласных звуков.

3. Знакомство со звуками [а], [у], [и], [о], [п], [м], [н].

4. Выделение в слове первого ударного гласного звука (Аня, Утка).

5. Анализ звукосочетаний: [ау], [уа], [ауо], [уои].

6. Определение в словах первого и последнего гласных звуков.

7. Определение наличия звука в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове») – на материале изученных звуков.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Времена года», «Осень в городе и лесу», «Осенью в лесу. Деревья», «Осенние грибы», «Осеннью в саду. Фрукты», «Осенью в огороде. Овощи.», «Собираем урожай в саду и огороде.», «Домашние птицы», «Перелетные птицы», «Времена года. Поздняя осень».

Грамматический строй речи

1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа (в винительном и родительном падежах).

2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

3. Согласование существительного и глагола в числе.

4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5. Навыки словообразования: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками.

6. Образование прошедшей формы глаголов.

7. Согласование числительных «один» и «одна» с существительными.

8. Развитие умения сравнивать слова по их длине (короткие и длинные).

9. Преобразование глаголов единственного числа повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения третьего лица настоящего времени.

Развитие связной речи

1. Составление простых распространенных предложений.

2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.

3. Обучение детей навыку составления короткого рассказа по демонстрируемому действию.

4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ) с использованием магнитной доски.

Развитие мелкой моторики

1. Обводка, закрашивание и обводка по трафаретам (по лексическим темам первого периода)

2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

II период обучения

(декабрь, 2 половина января, февраль)

Развитие общих речевых навыков

1. Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.

2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение

1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок, в середине слова (окно, палка, карман, в конце слова (радость)

2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

1. Определение в словах первого согласного звука.

2. Анализ и синтез слогов, состоящих из двух звуков: согласного и гласного [ум], [мы].

3. Знакомство со звуками [т], [к], [г], [л], [б], [ы].

4. Определение наличия – отсутствия согласного звука в слове.

5. Определение гласного звука в середине односложных слов.

6. Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.

7. Дифференциация изученных твердых и мягких, глухих и звонких согласных звуков в изолированном положении, в слогах, в словах.

Лексика

1. Расширение и уточнение словаря по темам: «Времена года. Зима в городе и лесу», «Мебель.», «Дом и его части», «Новогодний праздник», «Одежда. Обувь. Головные уборы.», «Посуда и продукты питания», «Животные жарких стран», «Моя страна и мой город», «Праздник дедушек и пап»,.

2. Уточнение представлений детей об основных цветах, о некоторых их оттенках и овладение соответствующим им словесным обозначениям.

Грамматический строй речи

1. Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа (дательный, творительный, предложный падежи).

2. Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.

3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

4. Практическое употребление простых предлогов места (в, на, под).

5. Образование относительных прилагательных, соотносящихся по значению с темами II периода обучения.

6. Подбор определений к предметам и объектам ( вопросы: какой по цвету? По форме? По величине? По материалу).

7. Выделение в словосочетаниях признаков предметов с помощью вопросов какой? какая? какое?

Развитие связной речи

1. Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации) по опорным словам, вопросам, демонстрации действий детей.

2. Закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных, сложноподчиненных предложений.

3. Описание предметов и объектов с использованием схем.

4. Обучать пересказу, составлению рассказа по картинке и серии картин.

Развитие мелкой моторики

1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).

2. Работа по развитию конструктивного праксиса.

3. Продолжать работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам).

4. Усложнить работу с карандашом : обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.

III период обучения

(март, апрель, май)

Общие речевые навыки

1. Продолжить работу над речевым дыханием.

2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

1. Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных.

2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (крапива, пылинка, карандаш.).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

1. Знакомство со звуками [ш], [в], [х], [с], [з], [ж], [д], [ф],.

2. Полный анализ и синтез слов.

3. Преобразование слов путем замены одного звука (МАК-БАК, БАК-БЫК).

Лексика

1. Расширение и уточнение словаря по темам: «Времена года. Весна в лесу и городе», «Праздник бабушек и мам», «Профессии», «Инструменты», «Транспорт», «Освоение космоса», «Речные и аквариумные рыбы «Насекомые», «День Победы» «Весенние работы в саду и поле. Травы, злаки, цветы», «Садовые и лесные ягоды», «Времена года. Лето в городе и лесу».

2. Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий.

Грамматический строй речи

1. Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.

2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (с основой на твердый согласный; с основой на мягкий согласный).

3. Согласование числительных с существительными.

4. Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами.

5. Уточнение значений обобщающих слов.

6. Образование притяжательных прилагательных.

Развитие связной речи

1. Описание примеров и ответов с использованием схем сюжетных картинок.

2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

3. Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картине.

4. Составление рассказа по сюжетной картине.

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда по преодолению

фонетико-фонематического недоразвития речи в старшей группе.

Период Задачи Содержание Программно-методическое обеспечение

I период

(сентябрь, октябрь, ноябрь) Произносительные навыки

Постановка звуков (в соответствии с индивидуальными

особенностями речи детей) - уточнение артикуляторной

основы сохранных и лёгких в

артикуляции звуков;

- выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. 1. Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб. : Детство-пресс, 2005.

2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. М. : АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

3. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей : пособие для логопедов. - М. : Просвещение, 1979.

4. Аманатова М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях Логопедия. -2007.-№ 1-с. 20-27.

5. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М. : Академия, 1997.

6. Волкова Л. С., Голубева Г. Г. Рекомендации к системе обследования фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР, Дефектология. – 1995. – № 2

7. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

8 .Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций, - С-Пб. : «Детство-Пресс», 2000

9. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М. : Мозаика-Синтез

10. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха детей. - М. ,1996

11. Жовницкая О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников, Начальная школа, 2001 № 11. - с. 41-46

12. Зайцева Л. А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации. - Мн. : НМЦентр, 1994.

13. Зайцева Л. А., Зайцев И. С., Левяш С. Ф., Ясова И. Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб. -метод. пособие. – Мн. : БГПУ им. М. Танка, 2001.

14. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М. : Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.

15. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. -М. : 2002.

16. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004

17. Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей, Специальная школа, 1967, вып. 2

18. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М. : Гуманит. ВЛАДОС, 1998.

19. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) : учебное пособие. / Л. В. Лопатина, Серебрякова Н. В. – Спб. : «СОЮЗ», 2000.

20. Лопатина Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена, Дефектология. – 1986. - № 2.

21. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста, Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000

22. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией, Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальгых педагогических учебных заведений:

23. Методы обследования речи детей : Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М. : АРКТИ, 2003.

24. Основы логопедической работы с детьми : Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд, М. : АРКТИ, 2003.

25. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; Под ред. Т. В. Воло-совец. - М. : Издательский центр «Академия», 2002.

26. Поваляева М. А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

27. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973. -

28. Развитие фонематического анализа и синтеза Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М. : Владос, 2004. 29. Российская Е. Н., Гаранина Л. А.

29. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М. : АРКТИ, 2003

30. Соботович Е Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики. - М., 1974

31. Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999

32. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М. : Прсовещение, 1991.

33. Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т. Б. Филичевой. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.

34. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М. :"Издательство ГНОМ и Д", 2000.

35. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. - М. : МГОПИ, 1993.

36. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М. : Просвещение, 1989

37. Худенко Е. Кириллова Е. Система по этапного формирование и коррекции фонетико-фонематического восприятия. // Развитие и коррекция. 1999. -№6. С. 27-33

38. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками : Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И. А. Зимина. — М. : Издательский центр «Академия», 2003.

39. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учеб. пособие для студ. Вузов/Шашкина Г. Р. -М. :Академия, 2005

40. Шестакова Н. А. Для чего ребенку фонематический слух? Шестакова Н. А, Начальная школа плюс До и После. -2007.-№9 с. 34-38

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя - логопеда Хворовой Е. В. на 2017 - 2018 учебный год. Март Документационный блок.

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Опыт работы «Нейроигры в работе учителя-логопеда»Опыт работы «Нейроигры в работе учителя-логопеда» В последнее время, в связи с развитием науки и техники, на нас и наших детей обрушилось большое количество информации. Усложняются образовательные.

План консультативной работы учителя-логопеда с педагогами ДОО (средняя группа) Сентябрь Консультация «Развиваем речь ребенка. С чего начать?» Консультация «Артикуляционная гимнастика-как основа правильного произношения».

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план работы учителя-логопеда для детей с ТНР
Опубликовано: 16 января 2024 в 21:22
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективный план работы учителя-логопеда для детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД