Елена Климова
Перспективный план работы с родителями по вопросам речевого развития у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. За последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
Публикация «Перспективный план работы с родителями по вопросам речевого развития у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- План работы с родителями
- Планирование. Планы работ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Планируя ту или иную форму работы, исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Новые формы работы учителя - логопеда с родителями.
В настоящее время практикой накоплено многообразие современных (нетрадиционных) форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит педагогов перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. Классификацию нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяет следующие нетрадиционные формы:
информационно-аналитические;
досуговые, познавательные;
наглядно-информационные.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», «дерево вопросов» куда родители могут помещать волнующие их вопросы.
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт, благодаря им родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся: тематические праздники «Праздник правильной речи», «Новогодняя ёлка», «Праздник мам», «Праздник урожая» и др.
Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.
Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.
Новые формы проведения родительских собраний.
Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание – это важный элемент стратегии общения с семьей, на нем закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.
На современном этапе учителя - логопеды всё чаще используют разнообразные формы родительских собраний такие как:
педагогическая мастерская;
конференция;
консилиум;
диспут;
диалог;
дискуссия;
практикум;
тренинг;
опыт;
«круглый стол»;
вечер-встреча;
КВН, «Поле чудес» и др.
совместно с детьми.
логопедический дневник;
интернет и специализированные издания, как средства логопедического просвещения родителей (блог, сайт, электронная почта, родительская почта, проектная деятельность)
В результате внедрения новых форм работы, позиция родителей меняется. Систематическое применение в работе с родителями нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания и обучения детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры. Большинство родителей начинают целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников с речевыми проблемами.
Цель : «Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей».
Задачи:
1 Повышение педагогической компетентности родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
2 Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздействия на ход речевого развития своего ребёнка.
3 Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества родителей и логопеда в вопросах гармоничного развития ребёнка.
4 Воспитывать привычку обращаться к учителю-логопеду за помощью в вопросах коррекции и воспитания детей с проблемами речевого развития.
5 Систематизировать и пополнять практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.
Формы и методы работы Содержание
Анкетирование 1. Знакомство с индивидуальными особенностями ребёнка для повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы (ознакомительная).
Информационное 1. Сообщение на первом организационном родительском собрании о предстоящем проекте «Добрые сказки».
2. Размещение теоретического материала о ходе проекта «Добрые сказки» в уголке для родителей.
3. Папка передвижка на тему консультаций по проекту.
Мастер класс 1. Как подготовить руку ребёнка к письму.
Проведение индивидуальных консультаций (по необходимости) Примерные темы консультаций:
1. Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду.
2. Особенности речевого развития у детей с ОВЗ
3. Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения.
4. Речевая подготовка детей к школе в семье.
5. Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи.
6. Учим ребенка ориентированию на листе бумаги. Графические диктанты.
Привлечение родителей к выполнению д/з (по индивидуальным тетрадям) 1. Рекомендации по исправлению речевых недостатков.
2. Выполнение артикуляционной гимнастики.
3. Игры для формирования фонематического слуха.
4. Упражнения для звукового анализа и синтеза.
Выставки 1. Творческие
2. Методическая литература для родителей по теме
Итоговое мероприятие 1. Показ театрализованного представления для родителей «Добрые сказки»
Творческий отчет о проекте «Добрые сказки» на педсовете ДОУ. 1. Презентация
2. Фотоотчет