Ямбушева Валентина Евгеньевна
Перспективный план работы с дошкольниками на экологической тропе
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц Июнь
Название мероприятия Что такое погода?
Цель: Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием. Знакомить с погодными явлениями.
Мероприятия
1. Беседа о погоде с использованием «Календаря природы», «Православного календаря»,«Лунного календаря». Знакомство с профессией – метеоролог.
2. Д/игра «Назови погодное явление» Ц:выявить знания детей о погодных явлениях.
3. Беседа: «Какие бывают термометры?» Ц:
Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром.
Публикация «Перспективный план работы с дошкольниками на экологической тропе» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. .Д/ игра «Что надеть». Ц: развивать умение детей одеваться по погоде.
5. Загадывание загадок о природных явлениях.
6. С/р игра «Гидрометцентр. Прогноз погоды»
7. Разучивание стихотворения: Хоть солнце жаркое сияет,
Хоть двадцати-градусный мороз,
Метеоролог наблюдает,
Синоптик пишет свой прогноз.
Циклоны ль, грозные ли бури
Хоть наводнение, хоть жара
Ничто им помешать не может
Прогнозы выдать на года.
Практические исследования и экспериментирование
Как увидеть и услышать воздух?
Цель: показать, что воздух есть не только в комнате, но и в воде, в губке, в земле, всюду.
Оборудование: аквариум (у педагога, тазики с водой (у детей, стаканы с водой, соломка для коктейля, кусочек губки, кусочек кирпича, горсть земли.
Ход
Педагог спрашивает у детей, что есть в пустой банке, в стакане. Опускает стакан с салфеткой в аквариум и спрашивает, почему не намокла салфетка. (Они отвечают.)
Педагог просит детей помахать рукой у лица и рассказать, какое при этом ощущение. А если подуть на руку, что при этом чувствуется? Он объясняет, что все эти ощущения вызваны движением воздуха у лица, у руки, подводит детей к выводу, что воздух можно по-разному ощущать, хотя он и не виден. Затем дети берут соломку и стакан с водой. Один конец соломки им предлагают опустить в стакан, другой конец взять в рот и осторожно подуть. В воде образуются пузырьки воздуха. Педагог объясняет, что дети выдыхают воздух, и он в воде виден в виде пузырьков. Следовательно, если в воде образуются пузырьки, то это значит, что в ней появился воздух. Воздух всюду вокруг нас.
2. Как определить влажный воздух или сухой?
Гигрометром т. е. прибором для определения влажности воздуха может служить обычная сосновая шишка. Если воздух сухой-она раскрывается, если влажный – закрывается.
Худ. литера-тура
1. Чтение стихов:
Если скоро снег пойдет, если будет гололед,
Обо всем метеоролог точно знает наперед.
Нам прогноз погоды нужен каждый день в жару и стужу.
Выходя из дома надо знать: что ждать дождя иль града,
Не ударит ли мороз?
На любой такой вопрос даст ответ его прогноз.
Он по радио нам скажет: «Завтра целый день жара»
2. Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Июнь…С 20 мая по 21 июня. «Месяц плясок»
Приметы и пословицы
1. Солнце садится за тучу – жди ненастья. 2. Звездное небо – к похолоданию.
3. Яркий закат солнца – день будет жарким.
4. В июне солнце высоко, с утра до вечера далеко.
5. Июнь солнцем и радугой земледельца радует.
6. Ласточки летают низко — дождик близко, близко, близко.
Ласточки летают высоко — значит, дождик далеко.
7. Муравьи засуетились, прячутся в дома — не ходите сегодня гулять без зонта.
8. Листочки клевер прижимает — нас о дожде предупреждает.
9. Одуванчик не сдувается — скоро дождик ожидается.
Месяц Июль
Название мероприятия Мы – юные метеорологи!
Цель: Закрепить знания о метеоприборах: дождемер, барометр, гигрометр, анемометр и др.
Мероприятия
1. Объяснить детям, что при высоком атмосферном давлении обычно стоит хорошая погода, а при низком давлении – прохладная и ненастная.
2. Изготовление с детьми простейшего барометра.
3. .Д/ игра «Живые барометры», народные приме-ты в определении погоды.
4. Прочитать «Живой барометр» — рассказ А. С. Баркова
5. С/ролевая игра «Гидрометцентр. Прогноз погоды»
6. Беседа «Каким бывает ветер?»
7. Танцевальные игровые задания «Танцуем как легкий, веселый, ветер»
8. Д/ игра «Добрый и злой ветер», «Задуй ватку в ворота», - трен. глубокий вдох носом, видеть результат работы ветра.
9. Изготовление вертушек, парашютиков и т. п.
10. Разучивание стих-я С. Жупанина «Нарисую ветер», песни «Воздушный змей»
Практические исследования и экспериментирование Барометр
Цель: знакомство с природным явлением – буря на воде через экспериментальную деятельность.
Оборудование: воздушный шар, стеклянная банка, соломинка для питья, резинка, зубочистка, ножницы и клейкая лента.
Ход игры: Отрезаем ножницами кончик воздушного шара. Плотно натягиваем шар на горлышко банки. Затем резинкой прочно закрепим воздушный шар на банке. С помощью клейкой ленты закрепляем зубочистку к одному концу соломинки. Другой её конец закрепляем клейкой лентой на натянутом на банке воздушном шарике. Соломинка с зубочисткой будет служить указательной стрелкой барометра. Готовим вертикальную панель с обозначениями: в верхней части - солнце, в нижней – облако; в середине - шкала делений. Также на панели располагаем схематичное изображение действия барометра. При высоком давлении воздух давит на шарик, и стрелочка поднимается. При низком атмосферном давлении на шарик усиливается давление воздуха из банки, он приподнимается, а стрелочка опускается
Воздух состоит из частиц - молекул. Эти молекулы есть вокруг нас и есть в банке. С изменением погоды меняется плотность воздуха (атмосферное давление). Если плотность воздуха снаружи больше, она давит на шарик банки снаружи, заставляя указателю подниматься вверх (в этом случае погода предстоит ясная: летом - солнечная, зимой- морозная).
Худ. литера-тура
1. Владимир Степанов «В лесу сосновом»
В лесу сосновом
Дрожат осинки.
Срывает ветер
С осин косынки.
Он на тропинки
Косынки сбросит –
В лесу осиновом
Наступит осень.
2. Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Июль…С 21 июня по 20 июля. «Месяц гнезд»
Приметы и пословицы
1. Паучок сеть плетет — значит, на улице солн-це печет.
2. Прыгает лягушка по земле - значит, будет дождик на дворе.
3. Клевер наклоняется - дождик начинается.
4. Одуванчик шар сжимает - дождик капать начинает.
5. Цветы мать-и-мачехи закрываются -скоро дождик ожидается.
6. Цветы пахнут сильнее — на небе тучи чернее.
7. Луна покраснела –жди ветра-пострела.
Месяц Август
Название мероприятия Цветочные часы…
Цель: выяснить можно ли с помощью цветов определить который час?
Мероприятия
1. Рассказ «Цветочные часы-изобретение шведского ученого Карла Линнея»
2. Наблюдения за цветами на клумбах, в течении дня. Ц: развивать наблю-дательность, любознательность.
3. Д/ игра «Определи время по цветочным часам», «День-ночь» Ц:развивать интерес к природному миру.
4. Игра – лото «Цветы садов, полей, лугов и огородов».
5. Сюжетно-ролевая игра «Гидрометцентр. Прогноз погоды»
3. Факты: Самые большие цветочные часы находятся в Москве на Поклонной горе. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.
Практические исследования и экспериментирование
Солнечные часы
Цель: знакомство с солнечными часами через экспериментальную деятельность.
Оборудование: цветы на участке детского сада.
Ход занятия: В 3-4 часов утра раскрывается вьюнок
В 4-5 часов утра раскрывается цикорий,
В 6-7 утра – календула.
В 7-8 утра – фиалка трехцветная.
В 9-10 утра – мальва, мать и мачеха.
В 12-13 дня – портулак.
В 14-15 дня – медуница.
В 15-17 дня – трехцветный вьюнок.
В 17-18 часов – энотера, цикорий.
В 18-19 вечера – ночная фиалка.
В 19-20 вечера – табак душистый.
В 20 часов – герань.
В 21-22 – фиалка ночная
Худ. литера-тура
1. Стихотворение «Одуванчики»
У реки — зеленый луг,
Одуванчики вокруг
Росами умылись,
Дружно приоткры-лись.
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят:
"На часах ровно пять,
Можете еще поспать!".
2. Чтение отрывка В. Бианки. «Лесная газета. Август.»
Приметы и пословицы
1. В августе солнце греет, а вода холодеет.
2. С большо-го грома –малый дождь.
3. Цветы пахнут сильнее — на небе тучи чернее.
5. Что летом ни уродится, всё зимой сгодится.
6. Кислица загрустила — о дождике заговорила.
7. Кошка мирно спит -будет тёплая погода.
8. Крутой месяц -к холодной погоде.