Ольга Беляева
Перспективный план работы по реализации программы кружка в старшей и подготовительной группе «Азбука здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы по реализации
программы кружка в старшей и подготовительной группе.
«Азбука Здоровья»
Месяц Содержание работы Цели и задачи проводимой работы
Сентябрь Комплексная диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков и основ ЗОЖ у детей.
1. Вводное занятие "Давайте познакомимся" Изучить особенности ценностного отношения детей к своему здоровью и здоровью человека, ЗОЖ.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Организовать работу группы; научить входить в контакт и общаться друг с другом; создать обстановку доверия и эмоционального комфорта.
Октябрь 1. «Вот Я какой!»
2. «Из чего я сделан».
3. «Спецагент Кожа, или Живая одежда»
4. Досуг на тему «Кожа – помощница» (подвижные и дидактические игры, практические упражнения, проблемные ситуации). Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям…; воспитывать чувство гордости, что «Я – человек»; вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.
Познакомить детей с клеточным строением организма, разнообразием клеток. Их выполняемыми функциями; довести до сознания детей, что все мы состоим из клеток и что только благодаря клеткам каждый из нас смог появиться на свет; способствовать возникновению чувства радостного удивления.
Дать детям представление о том, что кожа – естественный покров тела человека, она постоянно растет и обновляется; воспитывать бережное отношение к своей коже, желание быть чистоплотным.
Закрепить и углубить полученные знания, развивать логическое мышление; воспитывать чувство уважения, сочувствия к слепым людям, желание им помочь.
Ноябрь 1. Тема: «Скелет и мышцы»
Игра – занятие «Мои главные силачи»
2. Ситуативно-игровое занятие «Правильная осанка»
3. «Ох уж эти Нервы!»
4. Игра-соревнование «Что ты знаешь о себе» Дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию – скелет нашего тела. Скелет защищает наши внутренние органы от различных повреждений. Кости подвижно соединяются между собой, а двигают их мышцы. Мышцы – это наша сила и красота. Познакомить с правилами профилактики переломов и вывихов; воспитывать чувство любви к своему организму, восхищения его возможностями. Вызвать интерес к исследовательской деятельности.
Учить детей осознанно относиться к своему здоровью, состоянию своего организма. Воспитывать желание следить за своей осанкой.
Закреплять знания о значении и деятельности нервной системы, о том, как предупредить возникновение заболеваний нервной системы; формировать интерес к собственному организму и здоровью, желание быть здоровым.
Закрепить и систематизировать знания детей по следующим проблемам: откуда я появился, из чего я сделан, необыкновенная одежда человека, скелет и мышцы, наши чуткие защитники. Совершенствовать развитие психических процессов детей; учить корректно отстаивать свою точку зрения, сопереживать друг другу; зафиксировать уровень развития детей по данным проблемам.
Декабрь 1. Игра-занятие «Великий труженик и волшебные реки»
2. «Кругосветное путешествие на разноцветных корабликах»
3. Занятие-путешествие «В стране легких, или путешествие воздушных человечков»
4. Игра-занятие «Об удивительных превращениях пищи внутри нас»
Беседа на тему:
"Правильная и здоровая пища"
Дать детям представление о работе сердца, его расположении, строении; показать значение сердца и крови для жизни человека и для слаженной работы организма вообще; познакомить с деятельностью и выполняемыми функциями клеток крови; поддерживать желание глубже познавать себя; учить прислушиваться к себе; воспитывать чуткость, уважение к жизни другого человека.
Систематизировать знания детей об органах кровообращения, закреплять знания о защитных функциях крови; формировать действенный интерес к собственному организму и здоровью, желание быть здоровым и вести здоровый образ жизни.
Дать детям представление о том, что дыхание – одна из важнейших функций организма; показать значение дыхания для жизни человека; познакомить с дыхательными путями, с механизмом дыхания (вдох-выдох); поддерживать состояние радостного удивления, чувство исследователя.
Познакомить детей с пищеварительным трактом, его основными отделами; показать важность работы, выполняемой каждым отделом; учит детей понимать свой организм, его потребности; установить взаимосвязь между сердечно - сосудистой системой и пищеварением.
Обогащение и развитие представления детей о правильном питании.
Январь 1. "Нос - орган обоняния или Спецагент Нос-Носович"
2. "Чтобы уши слышали"
3. "Глазки-подсказки, или органы зрения!"
4. "Спецагент Язык"
Познакомить детей с органом обоняния - носом, с особенностями его функционирования, его значением для жизни человека; учить бережно относиться к этому важному органу.
Формировать умения и навыки бережного отношения к органам слуха.
Формировать умения и навыки бережного отношения к глазам.
Дать представление о языке и его функциях, формировать внимательное и заботливое отношение к собственному организму.
Февраль 1. "Берегите зубы!"
"В гости к тете Зубной Щетке"
2. "Режим дня"
3. "Советы доктора Пилюлькина" (Беседа с врачом о правильном поведении при профилактике простудных заболеваний, о поведении больного и здорового ребенка, о правильном дыхании.
4. Музыкально-познавательный досуг «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
Развитие культурно-гигиенических умений и навыков у детей, показать важность гигиены полости рта для здоровья человека; познакомить с техникой чистки зубов, с правилами ухода за ними.
Формирование у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
Дать детям представление о простейшей профилактике простудных заболеваний; довести до сознания детей, что заболеют они или нет зависит от их правильного поведения на улице, в группе, с больными товарищами, родственниками.
Побудить детей к занятиям личной гигиеной на примере хорошо знакомых игровых образов животных и птиц. Знакомство детей с разными способами умывания и создание радостного эмоционального настроения от применения культурно-гигиенических навыков.
Март 1. "Про царя в голове, или Суперсоветчик - суперответчик".
2. Занимательный досуг "Что может делать мой мозг?"
3. Беседа об опасности травм головы и спины (позвоночника, о профилактике болезней нервной системы. Рассказ о людях - инвалидах.
4. "Электростанция, химическая лаборатория и склад в одном лице".
5. "Сестры Почки и Мочевой пузырь".
Дать детям представление о том, что мозг - самый важный орган человеческого организма; познакомить с его строением, расположением, выполняемыми функциями, с природой сна и сновидений.
Закрепить и расширить представления о том, что все, что они могут делать: различать цвета, чувствовать тепло-холод, боль, жажду, голод, слышать звуки, определять запахи и вкус; определять опасность - безопасность сложившейся ситуации, находить решение проблемы, ответы на вопросы. они могут делать только благодаря тому, что у них есть это чудо - мозг; вызвать чувство восхищения устройством своего организма; воспитывать любовь к своему телу.
Довести до сознания детей, что травма позвоночника может привести к полной или частичной неподвижности, травма головы к умственной отсталости, потере зрения, слуха, расстройствам нервной системы, головным болям; развивать охранительное самосознание; обратить внимание детей на возможные последствия различных поступков, проказ как для собственного здоровья, так и для здоровья окружающих; воспитывать чувство сострадания, сочувствия к людям-инвалидам, вызвать желание им помочь (и помогать в дальнейшем).
Закреплять представления о значении печени в жизнедеятельности организма, мерах профилактики заболеваний печени.
Закреплять знания о работе почек и мочевого пузыря, профилактике заболеваний почек.
Апрель 1. Игровой тренинг по раскрытию ребенком своего "Я".
2. "Микробы и вирусы"
3. "Витамины и здоровый организм".
4. Спортивный праздник (совместно с родителями) "Папа, Мама, Я - здоровая семья!" Способствовать раскрытию ребенком своего "Я"; учить детей подчеркивать свою индивидуальность; формировать установку на взаимопонимание; поддерживать атмосферу благоприятного эмоционально-психологического микроклимата.
Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях.
Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
Вызвать радостное настроение, чувство близости, семейного единения; поддерживать здоровый дух.
Май 1. «В царстве лекарственных растений»
2. Ситуационно-игровое занятие «Где прячется здоровье?»
(открытое занятие)
3. "Кто помогает тебе быть здоровым?"
4. Рассказ детей на тему: "Каким я хочу быть"
Индивидуальный опрос (контрольный) по разработанной методике Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для ЗОЖ. Развивать экологическое мышление на основе представлений о царстве лекарственных растений. Развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Формировать представление детей о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнять знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия.
Познакомить детей с важностью любого труда (профессии, его значимостью для сохранения здоровья человека : воспитывать уважение к людям труда; развивать интерес к разным профессиям.
Выяснить понимают ли дети важность здоровья, ЗОЖ, оптимистического настроя, чувства человеколюбия для счастливого будущего, т. е. "включают" ли они в свое будущее:
- желание быть здоровыми, заниматься спортом, закаляться;
- милосердие, сочувствие, желание помогать больным людям;
- стремление никогда не унывать, быть веселыми.
Выявить полноту, глубину, достоверность полученных представлений о человеческом организме, степень их осознанности.
Используемая литература
1. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
2. Деркунская В. А. Образовательная область «Здоровье». Как работать по программе «Детство» : Учебно-методическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 2012.
3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
4. Шукшина С. Е. Я и мое тело. М. : Школьная пресса, 2009.
Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб. : Валери СПД. 2002.
5. Терпугова Е. А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007.
6. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1983.
7. Алямовская В. Г. Технология разработки базовой и профильной оздоровительной программы // Дошкольное образование, 2005.
8. Доронова Т. Н., Голубева Л. Г. и др. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. - М. : Просвещение, 2002.
9. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства. Дошкольное воспитание № 1 / 2004.
10. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
11. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников : Методическое пособие. – М. : ТЦ «Сфера», 1999.
12. «Педагогика здоровья» Здоровьесберегающая технология : Методическое пособие / Автор-составитель Н. В. Ульянкина. Ярославль: ООП ЯрПК, 2004.
13. Мазильникова Н. Н., Терехина С. В. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013.
14. Формирование представлений о себе у старших дошкольников : игры-занятия / автор-составитель М. Н. Сигимова. – Волгоград: Учитель, 2009.
15. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2014.
16. Алябьева Е. А. Знакомим детей с человеческим организмом. - М. : ТЦ Сфера, 2015.
17. Карпушина М. Ю. Праздники здоровья. – М. : ТЦ Сфера, 2010.