Елена Подъяблонская
Перспективный план работы по формированию основ финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
месяц Деятельность Цель
1.«Без труда нет жизни на Земле»
Октябрь
Ноябрь Беседы: «Труд - основа жизни»,
«Все работы хороши, выбирай на вкус»
Дидактическое упражнение «Дороже – дешевле»
Дать представление о труде, о необходимости его для каждого человека.
Объяснить дошкольникам, что существуют различные профессии, работая по которым человек создаёт различные продукты труда.
Публикация «Перспективный план работы по формированию основ финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот.
Занятие «Труд. Заработная плата. Профессии»
Дидактическое упражнение «Хочу и надо» Раскрыть сущность понятий «заработная плата», «профессия». Уточнить названия таких профессий, как врач, учитель, водитель, художник; закрепить у детей представления о профессиях города Бородино; учить устанавливать взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью; воспитывать бережное отношение к труду.
- познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями; научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Рисование «Портрет профессии моих родителей». Закрепить знания детей о том, что труд является средством получения денег; формировать уважение к членам семьи, зарабатывающим деньги; развивать художественные способности; воспитывать эстетическое отношение к миру.
Чтение худ. литературы:
Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть?» Познакомить детей с произведениями о профессиях, поразмышлять над тем, кем можно стать, когда вырастешь.
Дид. игры: «Угадай профессию»
Учить детей угадывать профессию, соотносить с ней предметы, необходимые для труда.
«Товар - не товар»
Сюжетно-ролевая игра «Рынок»
Учить детей определять картинкам, является ли этот предмет товаром, услугой или явлением.
Формирование игровых навыков : оформление витрины, красиво раскладывается вес ь ассортимент товаров с ценниками. Товар взвешивают, подсчитывают, сколько стоит, платят за покупку, получают сдачу, чек. Благодарят за покупку. Раскрыть специфику купли - продажи товаров на рынке (свободные цены, торг, количество продавцов и покупателей).
Отгадывание загадок «Все профессии важны, все профессии нужны» Учить детей отгадывать загадки про профессии.
Чтение пословиц и поговорок на тему «Труд». Познакомить детей с содержанием пословиц и поговорок на тему «Труд», обсудить их содержание.
2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»
Декабрь
Обсуждение «Что будет, если люди перестанут работать и трудиться» На примере произведений обсудить, почему необходимо трудиться и что произойдёт, если лениться.
Беседы: «Как придумали деньги», «Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся», «Как деньги попадают к нам в дом» Познакомить детей с историей возникновения денег, денежными знаками разных стран. Помочь установить взаимосвязь «труд — деньги»; развивать диалоговую речь; воспитывать бережное отношение к деньгам.
Чтение художественной литературы:
«Где живут денежки?», «Как Миша стал бизнесменом», сказка «Трудовые деньги» Познакомить детей с новыми произведениями художественной литературы.
Игра «Нарисуем деньги для нашей группы»; Учить детей изображать деньги, развивать воображение.
Изготовление детьми денег и ценников для товаров
Игровое занятие «В гостях у сказок»
Учить детей изготавливать деньги и ценники для товаров, используя наборы для детского творчества.
- создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности; научить детей на основе сказочных персонажей правильному отношению, разумному использованию; объяснить термин «бартер».
Январь
Настольная игра-пазлы «Деньги» Познакомить детей с деньгами разных стран, развивать восприятие.
Занятие «Что мы знаем о деньгах?»
Цель: познакомить с историей возникновения денег, их предназначением, с монетами, денежными единицами России.
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением банков Рассмотреть с детьми фотографии банков, познакомить с их названиями.
С/р и «Сбербанк»
Дать представление о работе сбербанка, познакомить с профессиями сотрудников сбербанка.
Постановка мини-спектакля «Денежкин домик»;
Сюжетно-ролевая игра «Аукцион»
Дать представление о филиале сбербанка, познакомить с терминалом.
Игровые навыки: Раскрыть детям особенности продажи товаров на аукционе. Упражнять в увеличении указанной цене товара, побуждать интерес к играм.
3. «Покупаем, продаем, обмениваем»
Февраль
Исследование «Что человеку необходимо для жизни?»; Дать представление о условиях и потребностях, необходимых человеку для жизни.
Беседа: «Где покупают и продают разные товары?», «Магазин, виды магазинов» Познакомить детей с разными видами магазинов.
Обсуждение «Как складывается стоимость товара?»,
«Что может реклама?» Дать представление, каким образом складывается стоимость товара.
Дать понятие рекламы, для чего она необходима.
Чтение сказки «Как старик корову продавал» Познакомить с новым произведением художественной литературы, побеседовать по его содержанию.
4. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»
Март
Беседа: «Зачем нужно копить и сберегать?» Порассуждать с детьми, для чего нужно копить и сберегать.
Творческая мастерская по ремонту книг и игрушек Учить детей бережливому отношению к предметам.
Обсуждение «Чем полезна копилка?» Дать представление о пользе сбережений.
Создание мини-музея копилок
Дидактическая игра «Маршруты товаров»
Организовать выставку копилок.
- развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)
Разукрашивание копилок Развивать фантазию, воображение, творческие способности.
Апрель
Изготовление копилок детьми совместно с родителями Привлечь родителей к изготовлению копилок своими руками.
Беседы: ”Что такое семейный бюджет? Для чего он нужен?”, “Что такое доходы и расходы?
Игровое занятие «Почему взрослые работают?» Дать представление о семейном бюджете, из чего он складывается.
- развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и источником дохода.
Настольная игра “Шаги к успеху” Сформировать у детей понимание важности процесса планирования, получения и расходования денежных средств.
Выставка плакатов-схем на тему: “Бюджет семьи”
Дидактическая игра «Денежный поток»
Организовать выставку плакатов на тему: «Семейный бюджет».
- развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.
«Домик, где живут деньги» (экскурсия к терминалу банкомата). Познакомить с банковскими терминалами, научить использовать банковскую карту при помощи личного примера.
Май Занятие на тему: «Бюджет семьи».
Квест-игра «Путешествие по стране Экономик Цели: дать понятие экономики (наука о домашнем хозяйстве). Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих ( доходы: зарплата, пенсия, стипендия и расходы).
- изучить во время игры основные понятия экономики и ее роль нашей жизни.
Индивидуальная работа с лэпбуком «Семейный бюджет»
Мониторинг
Используя лэпбук, познакомить детей с понятием семейный бюджет, из чего он складывается.
- определение освоения знаний по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.