Елена Полякова
Перспективный план работы по формированию ОБЖ в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение вести себя в различных ситуациях.
Перспективное планирование формирования у детей навыков безопасного поведения осуществляется в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, предполагающей содержание знаний и навыков детей по следующим разделам:
Публикация «Перспективный план работы по формированию ОБЖ в средней группе» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Планы, тематические недели
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
• - безопасное поведение в природе;
• - безопасность на дорогах;
• - безопасность собственной жизнедеятельности;
Цели:
• Ознакомление детей с элементарными основами безопасного поведения в различных жизненных ситуациях: в быту, социуме, природе.
• Сформировать умение самостоятельно применять их в жизни по заданному алгоритму.
Задачи:
1. Формировать у детей понятие «Пожар». Познакомить детей с профессией пожарных. Закрепить знания о причинах возникновения пожара и правилах поведения при его возникновении. Научить набирать номер телефона пожарной части, овладеть приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар. Воспитывать в детях уверенность в своих силах и умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
2. Занятия по теме «Опасные предметы и явления» помогут воспитывать привычку безопасного поведения и научить детей видеть моменты неоправданного риска в повседневности. Прививать умение грамотно обращаться с окружающими ребенка предметами в дом психологическую устойчивость поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Формировать сознательное, ответственное и бережное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих. Развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями, воспитывать уверенность в своих силах.
3. Береги здоровье. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботиться. Учить детей бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, формировать привычки здорового образа жизни. Дать детям понять, что многие болезни не возникают из ничего (ими заражаются, сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции. Знакомить с работой медицинских учреждений, расширять представления о разных видах медицины.
4. Безопасное общение. Научить детей узнавать ситуации, которые могут быть опасны, воспитывать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, умение сознательно избегать и даже предупреждать их, развивать умение находить конструктивный способ выхода из сложившейся ситуации, принимать решение и соответственно реагировать. Развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями, воспитывать уверенность в своих силах.
5. Знакомство детей с правилами ПДД, с обязанностями пешеходов и дорожными знаками. Знание о значении светофора на дороге и всех его цветов в отдельности. Знать и выполнять правила уличного движения. Расширять знания о правилах поведения детей на улицах и дорогах. Закрепить представление о месте перехода через проезжую часть улицы «зебре». Правила поведения на дорогах при сезонных изменениях погоды.
План работы на год
Сентябрь
1 неделя
Тема: «Светофор – наш друг».
Цель: познакомить детей со светофором, назначением каждого цвета. Выявить имеющиеся у детей сведения о светофоре.
Д\и «Найди правильный светофор».
Цель: развивать внимание, мышление.
Рассматривание картин с изображением светофора.
Цель: закрепить знания о светофоре.
2 неделя
Тема: «Знакомство с улицей».
Цель: дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди. В других находятся учреждения - магазины, школа, почта. Машины движутся по проезжей части улицы.
Прогулка «Знакомство с улицей».
Цель: дать общее представление о значение слова улица.
П\и «ГАИ».
Цель: развивать двигательную активность, закреплять ПДД.
Рассматривание альбома улицы нашего города.
3 неделя
Тема: «Буратино едет в цирк» (игровое упражнение).
Цель: учить детей правильно вести себя в общественном транспорте.
С/р игра «Троллейбус»
Цель: Обогащать игровой опыт посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию; развивать интерес и желание участвовать в игре.
Сказка про: «непослушного зайку и медвежат»
Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица».
4 неделя
Тема: «Опасные предметы».
Цель: Уточнить представления детей об источниках опасности дома, о правилах пользования бытовой техники.
Д/и «Найди картинки»
Цель: Учить находить на картинке опасные предметы для детей.
Рассматривание иллюстраций.
Цель: провести беседу об источниках опасности дома, о правилах пользования бытовой техники.
Октябрь
1 неделя
Тема: «Раз, два, три, что может быть опасно – найди».
Цель: закреплять представление об источниках опасности дома, на улице, о правилах пользования бытовыми приборами.
Д/и «Раз, два, три, что может быть опасно – найди».
Цель: закрепить знания об источниках опасности в быту и на улице.
2 неделя
Тема: «Внимание дорога».
Цель: дать понятие детям как правильно выходить из общественного транспорта, входить в переднюю дверь, а выходить в заднюю.
Прогулка «Кто такие пешеходы?».
Цель: дать представление о подземном и наземном переходах; закрепить знания о том, как правильно переходить улицу.
Д/ и: «Улица»
Цель: Учить называть части улицы (дорога, тротуар, дома, светофор, пешеходный переход).
Чтение книги «Правила дорожного движения», В. Кожевникова, А. Северный. «Светофор».
Рассматривание серии картинок «Наша улица».
3 неделя
Тема: «Огонь – друг. Огонь – враг».
Цель: Расширять знания детей о правилах безопасного поведения с огнем; познакомить детей с формой пожарного.
П/и «Огонь в очаге».
Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, а также культуру поведения в быту.
Рассматривание иллюстраций с изображением формы пожарного и рассматривание иллюстраций на тему «Пожар»
Цель: закрепить знания о причинах возникновения пожара и его последствиях.
4 неделя
Тема: «Как сохранить свою кожу здоровой?»
Цель: Расширять представления детей о защитных свойствах кожи, навыках ухода за кожей.
Д/и «К нам в гости кукла пришла».
Цель: развивать навыки гигиены.
Д/и «Хорошо - плохо».
Ноябрь
1 неделя
Тема: «Знает каждый гражданин этот номер – 101»!
Цель: Знакомить детей с правилами пожарной безопасности; формировать представление о поведении при угрозе пожара; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Д/и «Что горит, что не горит» - знакомить с горючими и не горючими материалами
П/и «После пожара»
Цель: развивать умение наматывать шнур на катушку.
Чтение произведения «Кошкин дом».
Цель: уточнить, как героям удалось потушить пожар.
2 неделя
Тема: «Светофор» - по сигналу светофора.
Цель: закрепить имеющиеся представления о светофоре, его назначении и принципе действия; развивать интерес к ПДД; познакомить детей с работой регулировщика на улице.
С/р игра «Поездка по городу».
Цель: обучение детей реализации игрового замысла по созданию транспорта из крупного строителя, учить обыгрывать постройку.
«Трёхглазый дружок». Загадывание загадок о светофоре.
Чтение стихотворения Я. Пишумова «Посмотрите, постовой встал на нашей мостовой».
Цель: знакомить с произведениями автора.
3 неделя
Тема: «Путешествие в страну «Мое здоровье».
Цель: уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека, рассказать о роли органов чувств.
П/и «Бегают ножки по разным дорожкам»
Цель: профилактика плоскостопии.
Рассматривание иллюстраций с изображением человека.
Цель: дать представления об органах чувств, почему они так важны.
4 неделя
Тема: «Пожар в квартире».
Цель: познакомить детей с профессией пожарного; формировать представление о поведении при угрозе пожара.
Д/ и: «1, 2, 3 – что, может быть опасно, найди»
Цель: уточнить знания детей об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, внимание.
Чтение С. Маршака «Пожар».
Цель: знакомить с произведениями автора.
Декабрь
1 неделя
Тема: «Зимние забавы» (правила безопасности во время проведения зимних игр).
Цель: Научить пользоваться санками, играть в снежки.
П/и «Снег идёт»
Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры; упражнять детей в беге, делать повороты вокруг себя.
Рассматривание иллюстраций, картины «Ну и покатался…».
Цель: учить детей соблюдать правила, катаясь на санках и играя со снегом.
2 неделя
Тема: «Личная безопасность в доме».
Цель: Цель: продолжать знакомить детей с правилами поведения у себя дома.
Настольный театр «Волк и семеро козлят».
Цель: Способствовать возникновению игр на темы русских народных сказок, развивать коммуникативные способности.
Чтение стихов Г. Шалаева, О. Журавлева. «Не открывай дверь чужим людям».
3 неделя
Тема: «Безопасность в доме». Лекарства и бытовая химия.
Цель: Уточнять представления детей об опасных предметах в быту, которыми нельзя играть.
Д/и «Найди свою витаминку».
Цели: учить ориентироваться в пространстве; различать основные цвета спектра.
Т. А. Шорыгина «Запомните, детки таблетки – не конфетки»
Цель: формировать знания детей, о том, что нельзя употреблять лекарства без разрешения взрослых.
4 неделя
Тема: «Личная безопасность на улице». (Не каждый встречный – друг сердечный).
Цель: учить видеть опасные ситуации на улице, познакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.
Д/и «Наблюдайка» (описание человека, приметы, как он выглядит).
Цель: развивать внимание, память, логическое мышление.
Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
Цель: знакомить с произведениями автора.
Январь
2 неделя
Тема: «Осторожно - Электроприборы».
Цель: учить правильно, пользоваться электроприборами.
Д/и «Найди картинки»
Цель: Учить находить на картинке опасные предметы для детей.
Чтение художественной литературы: О. Бедарев «Если бы».
Цель: знакомить с произведениями автора.
3 неделя
Тема: «Бульвар дорожных знаков». Сами не видят, а другим указывают.
Цель: Продолжить знакомить детей с дорожными знаками, с их назначением; учить запоминать знаки; обратить особое внимание детей на пешеходную разметку «зебра».
Д/и «Какой это знак?»
Д\и «Узнай знак, правильно ли поставили знак».
Цель: закрепить знания о дорожных знаках.
Чтение художественной литературы Г. Юрмин «Любопытный мышонок».
Цель: знакомство с произведениями автора.
4 неделя
«Героические профессии».
Цель: познакомить детей с героическими профессиями: пожарные, спасатели.
С/р игра «В трампункте»
Цель: Расширять у детей представления о труде врача; формировать умение правильно пользоваться атрибутами игры; развивать у детей навыки общения с взрослыми и друг с другом; обогащать жизненный опыт детей.
Чтение С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
Цель: продолжать знакомить с произведениями автора.
Февраль
1 неделя
Тема: «Торопышка, не спеши»!
Цель: познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, дать понятия: пешеход, наземный, подземный переход, проезжая часть, тротуар; учить детей обращать внимание на дорожные знаки; учить правильно вести себя на улице.
Прогулка по улице.
С/р игра «Ты сегодня пешеход»
Цель: познакомить детей с пешеходным переходом, помочь запомнить, для чего он нужен, где его можно увидеть.
Чтение художественной литературы: С. Михалков, «Шагая осторожно».
Цель: знакомить с произведениями автора.
2 неделя
Тема: «Загадки по правилам пожарной безопасности».
Цель: уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности.
Словесная - игра «Найди правильное решение».
Цель: закрепить знания о пожарной безопасности
Чтение стихотворений по пожарной безопасности.
Цель: учить детей соблюдать правила пожарной безопасности.
3 неделя
Тема: «В мире опасных предметов».
Цель: закрепить представления об острых предметах, колющих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту.
Д/и «Найди картинки»
Цель: Учить находить на картинке опасные предметы для детей.
Чтение сказки Т. А. Шарыгина.
«Ножницы, катушки – это не игрушки»
Цель: продолжать знакомить с произведениями автора.
4 неделя
Тема: «Путешествие в страну «Мое здоровье», «Как работает мой организм?»
Цель: дать первоначальные представления о строении человеческого организма и функциях его основных органов.
Д/и «Собери в свою корзину»
Цель: способствовать формированию представления о пользе натуральных продуктов, потребности употреблять в пищу свежие фрукты и овощи, закреплять классификацию овощей и фруктов.
Рассматривание альбома «Человек».
Цель: дать общие представления о здоровом образе жизни.
Март
1 неделя
Тема: «Если на улице нет светофора».
Цель: Знакомство детей с правилами переходы через дорогу, где нет светофора; закрепить правила поведения пешехода на улице; продолжать учить детей обращать внимание на дорожные знаки; воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает: лес, постройки.
Д/и «Правильно ли поступил незнайка».
Цель: развивать логическое мышление, память, воображение.
Заучивание стихотворения С. Михалкова «Шагая осторожно».
Цель: продолжать знакомить с произведениями автора.
2 неделя
Тема: «Скорая помощь»
Цель: познакомить детей с номером телефона 103; научить вызывать скорую медицинскую помощь; формировать представление о профессии врача скорой помощи, воспитывать уважение к труду врача скорой помощи.
Моделирование игровой ситуаций на тему оказание первой медицинской помощи.
Цель: формировать представление о профессии врача.
3 неделя
Тема: «Викторина по пожарной безопасности».
Цель: уточнить и закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.
С/р игра «Юные пожарные».
Цель: формировать представление об инструментах, которыми пользуются пожарные.
Рассматривание картины «Тушение пожара».
Цель: закрепить знания детей, о причинах пожара.
4 неделя
Тема: «Безопасность при общении с животными».
Цель: знакомство с правилами безопасного поведения с животными.
Д/ и: «Подумай и ответь»
Цель: Учить, правильно отвечать на вопросы по правилам контакта с животными.
Рассматривание иллюстрации «Домашние животные».
Цель: закрепить знания о домашних животных.
Апрель
1 неделя
Тема: «Виды транспорта».
Цель: закрепление видов городского транспорта, правила поведения в нём; дать представление об особенностях движения троллейбуса, автобуса, трамвая; троллейбус движется с помощью электричества; автобус заправляется бензином, трамвай движется по рельсам.
Д/и «Подумай и скажи» (ответы на вопросы)
Цель: Учить, правильно отвечать на заданные вопросы по правилам поведения в транспорте.
Чтение стихотворения С. Михалкова «Велосипедист».
Цель: продолжать знакомить с произведениями автора.
2 неделя
Тема: «Кухня – не место для игр».
Цель: учить замечать опасные предметы на кухне: горячая плита, режущие предметы; объяснить детям, почему они не должны играть на кухне.
С/р игра «Семья. Готовим обед»
Цель: Формировать умения детей переводить жизненный опыт в условный план игры; способствовать развитию самостоятельной игры ребёнка, поиску новых игровых задач и способов их решения; развивать творческие и коммуникативные способности.
Чтение рассказа Ю. С. Василюк. «На кухне»
Цель: закрепить знания детей об опасных предметах на кухне.
3 неделя
Тема: «По улицам нашего города».
Цель: закрепить конкретные знания о правилах поведения на улице города и посёлка; уточнить знания, кто регулирует движение транспорта на улицах; закрепить знания дорожных знаков.
С/р игра «Поездка по городу».
Цель: обучение детей реализации игрового замысла по созданию транспорта из крупного строителя, учить обыгрывать постройку.
Рассматривание иллюстраций.
Цель: расширить знания детей о городских улицах, учить выделять дорогу, тротуар, дома.
4 неделя
Тема: «Микробы и вирусы».
Цель: научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций приносящих вред здоровью; воспитывать привычку соблюдения правил личной гигиены.
Сюжетная игра «Сам себе я помогу, здоровье свое я сберегу».
Цель: закреплять правила личной гигиены.
Чтение сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр»
Цель: знакомить с произведениями автора.
Май
1 неделя
Тема: «Знакомство с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице».
Цель: познакомить детей с некоторыми правилами для пешеходов, с понятиями: пешеход, наземный, подземный переход.
Д/и «Угадай знак»
Цель: Учить детей находить и показывать знак «Пешеходный переход» среди других незнакомых знаков.
Рассматривание иллюстраций.
Цель: расширить знания детей о городских улицах, учить выделять дорогу, тротуар, дома.
2 неделя
Тема: «Если ты потерялся».
Цель: подвести детей к пониманию, что за помощью нужно обращаться не к любому взрослому, а полицейскому, продавцу, военному; помочь детям осознать важность знания своего адреса и телефона.
Игра-драматизация (сценки) рус. нар. сказки «Кот, петух и лиса»
Цель: Способствовать возникновению игр на темы русских народных сказок, развивать коммуникативные способности.
Забавная история М. Манакова. «Чужой двор»
Цель: рассказать детям, как герой истории потерялся в чужом дворе.
3 неделя
Тема: «Солнечный удар»
Цель: учить детей правилам поведения в жаркое летнее время.
С/р игра «Прогулка в лес»
Цель: Развивать интерес и желание участвовать в игре; обогащать игровой опыт детей; формировать способность становления эмоционального контакта с товарищами; стимулировать творческую активность детей в игре.
Рассматривание иллюстраций о правилах поведении в жаркое время года.
Цель: дать общие представления о том, как вести себя в жаркую погоду.
4 неделя
Тема: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»
Цель: знакомство с правилами поведения, безопасности у водоёмов, в парке.
П/и «Бегают ножки по разным дорожкам»
Цель: профилактика плоскостопии.
Чтение сказки Т. Юферева. «Дождик и солнышко»
Цель: закрепить знания детей о пользе солнца и дождя в природе.