Людмила Радченко
Перспективный план работы с использованием логико-математических игр с детьми средней группы на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы с использованием логико-математических игр с детьми средней группы на учебный год
СЕНТЯБРЬ
«Цифроцирк».
Цель:
1. Знакомить детей с цифрами 0,1,2.
2. Дать понятие о количественном значении цифр 0,1,2.
3. Развивать внимание, память, воображение.
Материал: Карточки с цифрами.
Содержание: Воспитатель рассказывает детям о забавных цифрах, жителях волшебного Фиолетового Леса. Они выступают на арене сказочного Цифроцирка. Предлагает познакомиться с ними: ежик-единичка, зайка-двойка, мышка-тройка, крыска-четверка, пес-пятерка. кот-шестерка, крокодил-семерка, обезьянка-восьмерка, лиса-девятка. А самый главный в Цифроцирке – маг Магнолик нолик. Вот все герои собрались вместе на арене цирка. Узнайте среди них единичку Мышку-наездницу и двойку Зайку-укротителя диких животных. Сегодня их представляет маг Магнолик нолик. Познакомить детей с Магноликом, попросить назвать нолик, единичку и двойку. Спросить на что похожи эти артисты.
Публикация «Перспективный план работы с использованием логико-математических игр с детьми средней группы на учебный год» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
«Забавная геометрия»
Тема: «Треугольник».
Цель:
1. Продолжать знакомить ребенка с треугольником.
2. Обучить первым навыкам в составлении простейших фигур.
3. Развивать мышление, внимание.
Материал: Набор геометрических фигур:
2 больших, 2 средних, 4 маленьких треугольника.
Содержание: Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть фигуры, найти сходства (3 стороны, 3 угла). Сравнить треугольники по размеру, накладывая их друг на друга. Сколько больших, сколько маленьких треугольников? Сколько всего треугольников и какого они размера? Попросить ребенка поделиться с другом – разделить комплект треугольников на две равные части (1 большой, 1 средний, 2 маленьких). Вместе с ребенком выполнить задания: 1) Предложить сделать елочку, поставив треугольники друг на друга; 2)из двух маленьких треугольников сделать один. Сравнить его со средним треугольником наложением; 3) Из этого среднего треугольника сделать новый треугольник. Сравнить его наложением с большим треугольником; 4) Из двух треугольников, большого и нового, сделать один большой треугольник; 5) Из двух треугольников сделать огромный треугольник-гору.
Головоломка «Сложи квадрат».
Цель:
1. Учить складывать квадрат из треугольников и четырехугольников.
2. Закрепить названия цветов: желтый, оранжевый красный, зеленый, синий, голубой.
3. Развивать мышление, пространственные представления.
Материал: Вкладыши определенных цветов, большая карта с прорезанными квадратами.
Содержание: Ориентируясь на цвет, детям предлагается восстановить квадраты, которые рассыпались. Дети выкладывают из деталей одного цвета разные квадраты.
ОКТЯБРЬ
«Угадай-ка».
Цель:
1. Учить обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т. д)
2. Закрепить умение выявлять и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов.
3. Развивать мышление, логику.
Материал: Логические блоки, игрушка Лунтик.
Содержание: Лунтик обращается к детям: «Я очень люблю дарить подарки своим друзьям (показывает коробку с блоками). Я выбрал уже подарок для божьей коровки Майи. Вы тоже можете выбрать подарки своим друзьям. Но для этого вам нужно угадать, какого цвета игрушку я приготовил Майе (достает и прячет блок-подарок). Дети пытаются угадать его цвет (форму, размер, толщину).
«Изучаем геометрические фигуры».
Цель:
1. Познакомить детей с новыми геометрическими фигурами: трапеция, полукруг.
2. Закрепить названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал.
3. Развивать логическое мышление, учить рассуждать и делать выводы.
Материал: Большие карты с изображением геометрических фигур. Маленькие карточки с изображением разных предметов подходящих по форме к геометрическим фигурам на больших картах.
Содержание: Воспитатель раздает 2-6 м игрокам большие карты с изображением геометрических фигур. Маленькие карты лежат посередине стола изображением вниз. Первым начинает игру ребенок, который отгадает загадку (о геометрической фигуре). Он берет маленькую карточку-пазл если она подходит по форме к его геометрической фигуре, присоединяет ее. Если нет, возвращает на середину стола изображением вверх. Воспитатель помогает детям испытывающим затруднения.
«Найди четвертый лишний»
1. Учить детей рассуждать и делать выводы.
2. Закреплять умение детей классифицировать предметы по определенному признаку.
3. Развивать логическое мышление.
Материал: Карты с четырьмя предметами.
Содержание: Раздать карты детям. Предложить ребенку назвать, какой предмет не подходит к остальным. Объяснить почему.
НОЯБРЬ
«Сложи узор»
Цель:
1. Продолжать обучать ребенка навыкам счета в пределах 10
2. Развивать пространственное воображение. Сообразительность и логическое мышление, цветоощущение, навыки классификации.
3. Воспитывать внимание, усидчивость.
Материал: Кубики разноцветные. Цветные карты – схемы.
Содержание: С одним ребенком. Предложить малышу выполнить задание выложить узор выкладывая кубики на карту-схему. Количество кубиков он должен выбрать самостоятельно.
«Найди похожую»
Цель:
1. Познакомить детей с новыми фигурами: параллелепипед, конус.
2. Закрепить названия объемных геометрических фигур: куб, шар, цилиндр.
3. Учить соотносить изображения геометрических фигур с объемными геометрическими формами.
Материал: Куб с изображением геометрических фигур на сторонах. Объемные геометрические фигуры: куб, шар, конус, призма, цилиндр.
Содержание: Для 4-5 игроков. Перед детьми на столе набор строительного материала. Воспитатель подбрасывает куб и предлагает детям показать деталь похожую на выпавшую фигуру. Кто первым наберет больше 4 деталей побеждает.
«Ладошка»
Цель:
1. Учить соотносить количество предметов с цифрой.
2. Закрепить названия цифр от 1 до 5.
3. Развивать память, мышление.
Материал: Большие карты с изображением цифр и соответствующих им предметов. Маленькие карточки с изображением ладошки с загнутыми пальчиками от 1 до 5.
Содержание: Участвуют 3 игрока. Дети должны правильно подобрать ладошки к цифрам. Игроки проверяют правильность выполнения задания друг у друга. Затем обмениваются картами, игра продолжается
ДЕКАБРЬ
«Лабиринты»
Цель:
1. Обучать умению сосредоточиваться.
2. Развивать логику, внимание,, мелкую моторику рук, фантазию.
Материал: Карты с лабиринтами, планшеты, маркеры.
Содержание: С одним, двумя детьми воспитатель выполняет задания: из каких гаражей выехали машины; найти путь, который проделала гусеница; перенеси фигурки на новые места; догадайся, кто что любит
«Логические ряды»
Цель:
1. Учить строить логические цепочки.
2. Развивать внимание, логику, мышление.
Материал: Большие карты - логические ряды с пропущенными картинками. Маленькие карточки для заполнения рядов.
Содержание: Детям (3-4) предлагается заполнить пробелы на картах в логической последовательности. Объяснить свое решение.
«Головоломки»
Цель:
1. Учить анализировать из каких фигур сложен квадрат.
2. Упражнять в подборе фигур к чертежу.
3. Развивать внимание, пространственное восприятие.
Материал: Большие квадраты-схемы. Маленькие разноцветные фигуры.
Содержание: Воспитатель раздает детям квадраты-схемы и наборы фигур. Затем предлагает сшить покрывало для маленького друга (любая маленькая игрушка).
ЯНВАРЬ
«Чудо-крестики 1»
Цель:
1. Закрепить основные цвета.
2. родолжать учить ориентироваться на плоскости, определяя нахождение крестиков (слева, справа).
3. Упражнять в счете до 4-х.
Материал: Игра «Чудо-крестики».
Содержание: Играть с подгруппой детей. Воспитатель задает детям вопросы. Дети отвечают и выполняют предложенные действия. На что похожа новая игра? (цветочную поляну, ковер, мозаику, калейдоскоп). Какого цвета круг в центре? Составь его из 2-х половинок. Где находится целый крестик? Из какого количества предметов состоит крестик желтого цвета? Покажи крестики зеленого и синего цвета. Где они находятся?
Домино «Тени»
Цель:
1. Учить находить заданные силуэты.
2. Развивать зрительное восприятие, приемы, зрительного наложения,, логическое мышление.
3. Воспитывать внимание, усидчивость.
Материал: Домино.
Содержание: Все участвующие в игре получают по шесть фишек, остальные фишки находятся в «банке», лицевой стороной вниз. Если участников игры 5 или 4, то можно, увеличить количество раздаваемых фишек до семи. Игрок, у которого есть фишка с парными картинками, начинает ход первым. Остальные участники по очереди раскладывают свои фишки со схожими картинками. Если у кого-то из игроков нет фишки с похожей картинкой, то он берет фишки из банка. Если фишки закончились и в банке этот игрок пропускает ход. Игрок, у которого раньше все закончатся фишки, становится победите
«Забавная геометрия».
Тема:Строим домики.
Цель:
1.. Дать первые навыки работы с чертежами.
2. Закрепить и расширить опыт составления новых геометрических фигур: силуэтов домиков.
3. Развивать логическое мышление.
Материал: Набор геометрических фигур: 2 больших, 2 средних, 4 маленьких треугольника,2 больших, 1 маленький квадрат.
Содержание: Предложить ребенку выбрать из фигур
квадраты. Спросить : какие квадраты, сколько их? (2 больших, 1 маленький-всего 3 квадрата). Предложить ребенку построить разные домики. Пусть он пофантазирует, предложит свои варианты, сделать вместе с ним, а потом показать чертеж. Предложить выполнить по чертежам. Рассмотреть чертеж: из чего сделана крыша, из чего сделан дом, из чего сделана труба? Чертеж находится перед ребенком. Ребенок строит.
ФЕВРАЛЬ
«Найди клад».
Цель:
1. Учить описывать предмет методом отрицания (не тонкий, не большой и т. д.)
2. Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.
3. Развивать логическое мышление.
Материал: Логические блоки, круги из бумаги («клады»). Игра проводится с подгруппой детей. Перед детьми 8 квадратных блоков :4 синих (большой тонкий, маленький тонкий, большой толстый маленький толстый) и 4 красных (большой тонкий, большой толстый, маленький тонкий, маленький толстый).
Содержание: Дети- кладоискатели, круги из бумаги- клад. Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков. Тот, кто находит клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Выигрывает тот, кто найдет больше кладов.
«Спортсмены строятся».
Цель:
1. Учить сравнивать предметы по высоте.
2. упражнять в счете до 10-ти.
3. Развивать глазомер, мышление.
Материал: Полоски одного цвета разные по высоте.
Содержание: Детям предлагается построить спортсменов по росту от самого высокого до самого низкого и наоборот.
«Волшебные фигуры» - делаем зарядку.
Цель:
1. Учить детей строить по схемам человечков из четырехугольников.
2. Закрепить названия четырехугольников (квадрат, прямоугольник, ромб).
3. Развивать пространственное воображение.
Материал: Схемы, наборы геометрических фигур индивидуально для каждого.
Содержание: Для 3-5 игроков. Вспоминаем с детьми, как утром делаем зарядку. рассматриваем схемы с человечками. Повторяем названия четырехугольников. Выкладываем фигуры сначала на схемы, потом рядом на столы. Тот, кто справится первым победитель.
МАРТ
«Помоги муравьишкам»
Цель:
1. Учить выявлять и абстрагировать свойства.
2. Развивать устойчивую связь между образом свойства и словом, которое его обозначает.
3. Воспитывать дисциплинированность.
Материал: Логические блоки, непрозрачные открывающиеся коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей.
Содержание: Играть с подгруппой детей. Перед детьми выложены блоки- муравьишки. Воспитатель рассказывает, что у мамы-муравьихи много детей – веселых муравьишек. Они часто убегают из дому, а потом с трудом находят дорогу обратно. Решила мама-муравьиха научить их быстро возвращаться в свой дом. Давайте поможем ей.
Каждый ребенок получает домик. Ведущий называет, какие муравьишки должны спрятаться в домиках (красные, дети прячут в свои домики соответствующие блоки. Домики открывают и проверяют, не попал ли туда муравьишка другого цвета. После проверки и исправления ошибок блоки возвращаются на место. Ведущий дает новую команду: спрятаться всем большим муравьишкам (всем круглым, квадратным, не синим, толстым и т. д.)
«Геометрическая мозаика»
Цель:
1. Познакомить с новой фигурой параллелограмм.
2. Учить выбирать нужную по форме и размеру деталь. Помогать понять, как именно ее надо повернуть, чтобы она попала в контур.
3. Закрепить названия геометрических фигур.
Материал: Карты с рисунками-схемами. Наборы геометрических фигур: квадрат, параллелограмм, круг, полукруг, равнобедренные прямоугольные треугольники (большой, средний, маленький).
Содержание: Повторить с ребенком названия геометрических фигур. Рассмотреть с ребенком схему, спросить на кого, что похоже изображение. Предложить выложить из мозаики. Ребенок начинает выкладывать детали непосредственно на рисунок.
«Найди отличия»
Цель:
1. Учить находить отличия между двумя картинками.
2. Развив
ать внимание.
3. Воспитывать сосредоточенность, усидчивость.
Материал: Две похожие картинки.
Содержание: Участвуют 3-4 ребенка. Тот, кто назовет больше отличий побеждает.
АПРЕЛЬ
«Веселые весы»
Цель:
1. Обучать навыкам арифметических вычислений в пределах 5.
2. Закрепить знания о составе чисел в пределах 5.
3. Прививать интерес к математике
Материал: Весы, цифры от 1 до 5 разные по весу.
Содержание: Воспитатель предлагает детям решить задачи в картинках на сложение в пределах 5. Игроки говорят решение и проверяют сами себя, взвешивая цифры.
«Сложи предмет».
Цель:
1. Учить складывать целое из частей.
2. Развивать глазомер.
3. Воспитывать желание доводить начатое до конца.
Материал: Чайный сервиз разрезанный на части.
Содержание: Воспитатель предлагает накрыть стол к чаю для кукол. Открывает коробку, а сервиз разбит. Детям нужно постараться и восстановить сервиз иначе куклы огорчатся.
Развивающая головоломка
«Мастерская игрушек»
Цель:
1. Учить зрительно анализировать форму плоской фигуры и ее частей.
2. Продолжать знакомить с многообразием четырехугольников: квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм.
3. Закрепить умение строить по чертежу.
Материал: Индивидуальные карты для каждого ребенка с изображением форм предметов и животных. Геометрические фигуры для выкладывания форм.
Содержание: Воспитатель предлагает 4-5 игрокам открыть мастерскую игрушек, чтобы у каждого была любимая игрушка. Дети по желанию выбирают карты с чертежами игрушек, которые лежат на тарелочках вместе с деталями – геометрическими фигурами. Ребенок, который первым правильно справится с заданием заслуживает звание лучшего мастера.
МАЙ
«Колумбово яйцо».
Цель:
1. Учить анализировать предметы и изображения сложной формы.
2. Продолжать учить строить по чертежам.
3. Развивать пространственные представления.
Материал: Основной фигурой в игре «Колумбово яйцо» является овал, который поделен на определенное количество элементов – геометрических фигур. Итак, головоломка состоит из: четырех треугольников – 2 больших, 2 маленьких; двух трапеций, основа которых имеет округлую форму; четырех фигур, которые напоминают по форме треугольник – две из этих фигур маленькие, другие две большие, одна из сторон округлена.
Содержание: Воспитатель рассматривает игру и все ее детали с одним двумя ребенком, проговаривает название фигур и цвета. Помогает ребенку искать схожие между собой элементы, комбинировать их. Предлагает пофантазировать – сравнить отдельные детали с какими-то знакомыми ему вещами, например, треугольники с округленной одной стороной похожи на крылья птицы; предложите ребенку сложить из деталей игры по чертежу сову Выкладываем непосредственно на схему. Если ребенок сможет, пусть выкладывает рядом. Элементы нельзя накладывать друг на друга. Детали устанавливаются стык в стык.
Моя первая покупка»
Цель:
1. Учить «делать покупки» соответственно номиналу и цене товара
2. Продолжать учить ориентироваться в карточках по цвету и размеру картинок,.
3. Развивать глазомер, наблюдательность и память.
Материал: 32 карточки с товарами и валютами.
Содержание: Карточки перемешивают и раскладывают на столе картинками вниз. Игрок получивший по жребию право первого хода, открывает любые 2 карточки, если цвет и номинал валюты на одной из них соответствует цвету и цене товара на другой, то игрок делает покупку (забирает эту пару карт себе) и делает еще один ход. Если он откроет несоответствующие друг другу карточки, то они снова переворачиваются картинками вниз, и следующий игрок делает ход. Когда один из игроков открывает карточки, другие стараются запомнить их месторасположение и изображенные на них картинки. Победит игрок, купивший наибольшее количество товаров.
«Времена года»
Цель:
1. Учить сопоставлять время года с погодными условиями.
2. Развивать логику.
3. Воспитывать усидчивость и внимательность.
Материал: Круглые карточки 4 штуки, карточки 16 штук. Для 2-4 игроков.
Содержание: Воспитатель раздает круглые карты детям. Карточки лежат посередине стола картинкой вниз. Воспитатель загадывает загадку о любом времени года. Тот, кто отгадал делает первый ход – берет карточку, смотрит картинку. Если она подходит к его круглой карте, присоединяет ее. Если нет, возвращает на середину стола. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.