Получи документы

Перспективный план работы факультатива творческой исследовательской направленности для детей 3–4 лет

Прядко Елена Егоровна
Перспективный план работы факультатива творческой исследовательской направленности для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы

План факультатива «Играем и развиваемся»

Цель факультатива:

Познакомить детей с основами ТРИЗ – РТВ для развития творческого мышления и воображения.

Задачи факультатива:

1. Формировать зачатки системного подхода к окружающему миру на основе компонентного, структурного, элементов функционального и генетического подхода;

2. Учить находить прямые аналогии знакомым предметам, явлениям в окружающем мире;

3. Учить решать жизненные задачи, с которыми сталкиваются дети, в группе, дома, в художественных произведениях, используя приёмы разрешения противоречий – с помощью воспитателя;

Публикация «Перспективный план работы факультатива творческой исследовательской направленности для детей 3–4 лет» размещена в разделах

4. Учить применять приёмы фантазирования для решения сказочных задач.

Исследовательская деятельность:

Срок: 4 раза в месяц. С октября по май.

Время: 15 минут

Дополнительное образование осуществляется на основе программы «Росток» по ТРИЗ- РТВ для детей дошкольного возраста. Доктор педагогических наук А. М. Страунинг, Обнинск, 1996.

Календарно - тематическое планирование.

Время проведения Тема. Задачи.

Содержание.

Сентябрь

Диагностика психических функций у детей Игровое тестирование.

Октябрь

1. Понятие части-целое.

Задачи: Познакомить с новым методическим пособием - кольцом Луллия. Закрепить понятие системного видения окружающего мира – понятие части-целое (система-посистема-надсистема) -Знакомство с кольцом Луллия;

-игра «Части-целое»(стул-ножка, спинка)

- игра «Разложи правильно»

(Стр. 37-38)

2. Знакомство с системой ДОМ

Задачи: Закрепить о системном подходе, рассматривая свою группу. познакомить с различными свойствами материалов.

(стр. 38-39) - игра «Жмурки»;

-строительство дома;

-упр. «Удобно-неудобно» (если нет дверей, окон);

- Игра «Вот-вот»(потолок, пол, окно, дверь)

3. Кольцо Луллия. Фантазируем.

Задачи: Закрепить умение пользоваться кольцом Луллия. Развивать понятие- система- надсистема. Учить фантазировать, понимать юмор.

(стр. 40-41) -рассматривание изображений на 2-х кольцах;

-игра «Что будет, если…»;

-фантазирование «С кем бы ты хотел сейчас быть? Что там будешь делать?»

4. Метод каталога.

Задачи: Закрепить системное видение окружающего мира: группа. Познакомить с методом каталога (не называя). Учить переносить свойства одного предмета на другой.

(стр 41) - игра «Вот-вот» (стол, стул, шкаф, дверь);

-упр. «Удобно-неудобно»(пол, стул- горячий; кровать, стол-бумажный и. тд);

-игра «Части-целое» (игрушки, ребёнок, мебель)

Ноябрь

1. Кольцо Луллия. Овощи, фрукты.

Задачи: Закрепить умение пользоваться кольцом Луллия. Познакомить с символической аналогией. Учить определять, что хорошее, что плохое в полученной ситуации.

(стр. 43-44)

-игра «Части- целое» (сад, огород, лес);

-игра с кольцом Луллия (1-овощи, фрукты; 2- место произростания; 3- символическое изображение);

-чтение К. Чуковского «Чудо- дерево»;

- фантазирование «Как назовём дерево, если на нём растут помидоры? И т. д)

2. Мы грибочки.

Задачи: Учить детей эмпатийному отношению к обыгрываемой системе: осень, грибы, цветы, травка. Закрепить умение пользоваться символами вместо реальных предметов. (стр. 44-45)

-чтение «Осень» В. Авдеенко;

-«летаем» как листочки;

-«собираем» Осень из картинок: лужи, листья желые, голые деревья, капельки дождя;

-эмпатия «Мы грибоки» (как растём, как нам холодно и т. д)

3. Готовим «Обед»

Задачи: Познакомить с функциями предметов для приготовления еды, с техникой безопасности на кухне. (стр. 47-48)

- выбор предметов заместителей для кухни (ложка-палочка, тарелка –листик, пирожок-пластилин ит. д);

-загадывание загадок;

- угощаем кукол;

-упр. «Опасно-не опасно»

4. Прогулка в лес.

Задачи: Закрепить умение переносить свойства предметов (метод каталога). Искать выход из жизненных ситуаций. Закреплять умение определять, что хорошо и что плохо. (стр. 49-50)

-игр. ситуация «Пришли в лес. Стало прохладно. Наши куртки похожи на осенние листья (сухие, хрупкие). Надо найти в группе на что может быть похожа одежда (ковёр, одеяло, штора и т. д)

-проблема: грибов много, а кор-зинка одна. Куда собрать грибы?

-игра «Хорошо-плохо» Идёт дождь.

Декабрь

1. Мы строители.

Задачи: Показать детям относительность размера предмета к окружающему. Познакомить с приёмом «увеличение-уменьшение». Показать, что главное для предмета то, что нужно для выполнения главной функции. (стр. 51-52)

-Неумейка построил дом без одной стены (без окна). Удобно- неудобно? Почему?

-игра «Поменяем размер» (скла- дывающийся стаканчик, шарик, вкладыши-пирамидки и т. д)

-Строим дом. Обсуждаем, что в нём главное. Для большой куклы он получился маленьким. Как увеличить?

-п/игра «Найди свой дом» (птицы- дерево, рыбы вода, животные-лес)

2. Что внутри у дома?

Задачи: Закрепить понятие относительности размера предмета к окружающему, изменение размера в зависимости от выполнения той или иной функции. (стр. 52-53)

- игра «Части- целое» (дом, комната, кухня, мебель)

- строим разного размера дома, расставляет в ней «мебель»;

-обсуждение: «Шкаф» для кошки и слона какие? (показать относительность размера);

-как увеличить (уменьшить) мебель?

3. Кто такой «Оживлялка»

Задачи: Познакомить с приёмом «Оживление». Закрепить умение анализировать, что хорошо, а что плохо: для кого, когда. (стр. 54)

-проблем Баба Яга потеряла дом.

Сравниваем её дом с нашим. Находим отличия.

-фантазируем. Создаём дом для Бабы Яги на доске;

-игра «Мы-ожившие дома»

-придумываем «Оживлялку»

4. В гостях у «Оживлялки»

Задачи: Учить сравнивать предметы по одному признаку или свойству. Определять функции посуды. Классифицировать её, выделять главную подсистему для выполнения определённой функции. Закреплять умение пользоваться приёмом «Оживление».(стр. 54-55)

-волшебник «Оживлялка» пере- путал посуду. Сортируем;

-обсуждаем почему посуда может быть удобной и неудобной;

-проблема «Что делать, если нет удобной посуды для кота?» Как угостить?

-оживляем посуду, мебель (ложки бегают, стулья ходят и т. д) Будет хорошо или плохо?

Январь

1. Моя семья.

Задачи: Закреплять основные функции членов семьи. Учить решать жизненные задачи. Закрепить системное видение: компонентный и функциональный подходы. (стр. 57-58)

-«селим» в квартиру семью используя геометрические формы;

-кольцо Луллия (на 1-ом члены семьи, на 2-ом функции: готовит, убирает, шьёт, мастерит и т. д,

«Бывает-не бывает?»;

-игра «Проснулись, потянулись, встали и…» (выполняем дела как мама или папа, решая жизненные задачи.

2. Волшебные часы.

Задачи: познакомить с собственным организмом: компонентный и функциональный подход частей тела. Дать понятие о приёме «ускорение - замедление».

Учить анализировать: что хорошо и что плохо (когда, кому (стр. 58-59)

-стих «Волшебные часы» Хальфдан Расмуссен;

-Из чего состоит человек? «Собираем бумажного человека» руки, ноги, голова: нос, глаза и т. д;

- «Хорошо- плохо», если растёт одна нога? А если ребёнок быстро вырос? Удобно, неудобно!

-игра «Наши ножки топают» с ускорением и замедлением.

3. Волшебники Увеличения и Уменьшения.

Задачи: Закрепить владение приёмами: «Ускорение- замедление», «Увеличение-уменьшение». Решение жизненных задач, возникающих при этих изменениях. (стр. 60)

-пальч. Игра «Этот пальчик-дедушка»;

-Кто быстрее растёт (кошка-человек)

Кто из них великан, а кто карлик?

(а если кошка- мышка);

-проблема «Родители уменьшились, а дети увеличились. Что будет?»

-создание бумажных волшебников Увеличения и Уменьшения (пояснить как они действуют);

4. Волшебники Ускорения и Замедления.

Задачи: Учить отгадывать лжезагадки, объясняя ответ. Закрепить приёмы «Оживление», «ускорение-замедление»(стр. 61)

-упр. «Что самое медленное» из животных, «что самое быстрое» из транспотра;

-Символы Волшебников (пояснить как они действуют);

- лжезагадка «Сколько детей у мамы?» стр. 61.

Февраль

1. Конструируем машину.

Задачи: Формировать компонентный и функциональный подход в транспорте (ближайшем на улице). Учить составлять символическое изображение, выделяя наиболее существенные признаки, объединять предметы по 1 признаку. (стр. 69-70)

-игра «Части-целое» транспорт;

-загадки о транспорте стр 70

-игра «У кого (чего) ещё есть…» (хвост, руль, крылья, сиденье);

-конструируем машину из геометрических фигур;

- А что, если…. Колёса будут квадратные? Кабина круглая? И т. д;

2. Эксперимент с перевозкой груза.

Задачи: Формировать знание генетического подхода к окружающим предметам. Учить видеть ближайшие ресурсы. Помогать воспитателю формулировать противоречия и разрешать их с помощью знакомых приёмов.

(стр. 72)

-знакомство с транспортом в разные времена (от лошади до самолёта);

- обсуждение «Хорошо-плохо», «удобно- неудобно» (формулируем претензии к транспорту, возникающие у человека при эксплуатации, помочь понять как оно было разрешено);

-эксперимент: перевозим груз на спине лошадки и на грузовике, в маленькой лодочке и на корабле.

3. Перепутаница.

Задачи: Закрепить умение работать с кольцом Луллия. Развивать фантазию, юмор. (стр. 72-73)

-игра с кольцом Луллия (1 к- виды транспорта, 2 к- город, поле, море, небо, 3 к- человек, животные, птицы, насекомые);

-игра «Перепутаница» (может ли заяц летать в небе? На велосипеде плавать в море? И т. д)

- дорисовывание геометрических форм в транспорт.

4. Бытовые приборы.

Задачи: Показать детям полезность бытовых приборов. Научить видеть претензии человека и выход из них. Показать, настолько удобно жить с этими приборами. Развивать воображение. (стр. 75-76)

-рассматриваем картинки с бытовыми приборами, обсуждаем их функции;

-обсуждение: можно ли жить без телевизора, телефона, холодильника? Удобно-неудобно? Почему?

-загадки о бытовых приборах;

- дорисовывание геометрических форм в бытовые приборы. «Раскладываем их в воображаемой квартире»

Март

1. Кошачья семья.

Задачи: Закреплять понятие о генетическом подходе: маленький –взрослый- старый. Учить решать жизненные задачи используя приёмы фантазирования.

(стр. 78)

-игра «Разложи по парам» (домашние животные);

-обсуждение: Кто чаще живёт в квартире человека? Почему в квартире не живут коровы, лошади? А если поможет волшебник Увеличения?

-рассмотреть линию роста кота. Как изменяется? Чему учиться?

-решение проблем: 1-Молоко на столе. Как котёнку достать? (что может сделать волшебник Увеличения, или Уменьшения) 2-Как напиться котёнку молока, не залезая на стол? (как может помочь волшебник оживления)

2. Наши фантазии.

Закрепить знания функций домашних животных. Устанавливать сходства, различия. Учить решать жизненные задачи, как реально, так и фантастически

(стр. 80-81)

-игра с кольцом Луллия (1 к- взрослые дом. животные, 2 к- места, где живут эти животные, 3 к-их детёныши);

-игра «Перепутаница» (что будет происходить, как реально, так и фантастически);

-решение ситуаций «Детский сад для котят» 1- Как кошка принесёт обед, она же не может ходить на задних лапках? 2- Телятам дали группу в которой жили котята. Группа с низкими потолками. Как быть?

3. Решаем сказочные задачи.

Задачи: Учить решать сказочные задачи с помощью воспитателя, помогать формулировать противоречия и решать их. (стр. 82)

-чтение «Путаница» К. Чуковского, рассматривание картинок в книжке;

-пальчик. игра «Зайчик»;

Задачи:

1. Как найти маме ребёнка, если он кричит чужим голосом?

2. Как вороне стать коровою?

3. Как лягушке полетать в небе?

(помогают Волшебники Увеличения, Оживления, Ускорения)

-П/и «Мама зовёт детей домой»

4. Наши питомцы.

Задачи: Развивать эмоциональную сферу ребёнка (сочувствие, сопереживание). Объяснить последствия морально- этических норм, раскрывая последствия их несоблюдения. (стр. 83)

-чтение «Плохо» В. Осеевой;

-беседа по содержанию;

-рассказы детей о том, есть ли дома собачки, или кошечки;

Вопросы:

1. Как гулять котёнку, чтобы его никто не испугал?

2. Собака должна, или не должна гулять, т. к. она может кого то напугать

3дача: Придумаем котёнку средство защиты от собак (По методу каталога, или фантастической аналогии)

Апрель

1. В лесу.

Задачи: Познакомить с новым приёмом фантазирования «Дробление-Объединение», помочь понять, чем можно разъединить, а чем скрепить. Показать вертикальную, компонентную линию системного оператора. -пальчик. игра «Дерево»;

-рисуем дерево: ствол, ветки, листья;

-системный оператор «Дерево» (Внизу нарисовать части дерева, вверху лес);

- знакомство с «Дроблением- Объединением» (ножницами разрезаю, степлером соединяю, (нож, пила, молоток – клей, скотч, верёвка) ;

- моделируем «Лес» (на ватман положить: грибы, деревья, цветы и др)

-проблема: сильный ветер всё смешал, птицам, животным плохо, как быть?

-этюд «Дерево растёт»

2. Дикие животные.

Задачи: Учить заполнять вертикальную линию системного оператора: растения, животные. Учить фантазированию несуществующего животного.

(стр. 85)

-системный оператор «Цветок» (внизу корень, листья, стебель, вверху поляна или луг);

-системный оператор «Заяц» (внизу лапки, туловище, голова и т. д., вверху дикие животные);

-игра «Собери животное» (разрезные

картинки);

-игра «Перепутаница» (туловища, ноги, головы, хвосты) Кто получится?

3. Чудеса в лесу.

Задачи: Закрепить знания о весне. Продолжать решать жизненные и сказочные задачи. (стр. 85-86)

-игра «Что лишнее» (картинки с признаками весны, зимы, осени). Выбрать, что относиться к весне;

-игра «Хорошо-плохо» (льёт дождь);

-игра «Цепочка слов» (лес-какой);

-фантазируем «В лесу гуляют волшебник Увеличения, Уменьшения, Ускорения, Дробления» Что будет с лесом. Что произойдёт с жителями?

4. Розовый слон.

Задачи: Учить применять приёмы фантазирования; метод фокальных объектов в ситуациях; находить аналоги в группе. (стр. 87)

-стих. «Слон» Г. Чичинадзе;

-решаем проблему: как помочь слону;

-игра «Хорошо- плохо» слону (Рассмотреть ресурсы слона: что умеет делать ушами, хоботом.);

-проблема: В группу пришёл слон. Что будет? Удобно-неудобно);

-слон мечтает измениться

Изменяем слона по МФО (объекты: цветок, лампочка, шарик)

Май

1. Птицы.

Задачи: Познакомить детей со структурным подходом. Продолжать работу по системному оператору. Продолжать устанавливать сходство по одному признаку, или свойству. Развивать представления о временных признаках: сначала-потом. (стр. 89)

-системный оператор «Голубь» (внизу лапки, туловище, голова и т. д., вверху птицы);

-игра с кольцом Луллия (1 к- птицы, 2 к-различные дома птиц, 3 к-небо, море, горы, поле, лес, город);

-игра «Что сначала, что потом» (яйцо-курица, семечко-цветок, ребёнок- взрослый и т. д)

2. Птичий двор.

Задачи: Продолжать учить решать жизненные задачи, проводить прямые аналогии по цвету, форме, функции. (стр. 90)

-стих «Петушок» А. Пассова;

-проблема: Как вылечить петушка? Кто будет будить по утрам?

-лжезагадка: Кто быстрее доплывёт до берега утята, или цыплята?

- На что похож птичий двор? (Поможем Незнайке придумать: по функции на детский сад, по форме на круг, прямоугольник, по цвету на цветочную поляну и т. п)

3. Что лучше для птицы?

Задачи: Закрепить функциональный подход к окружающему. Учить применять приёмы фантазирования для изменения реальных героев, или действий. Закрепить работу по методу фокальных обьектов. - чтение «Гусь и журавель» Ушинского К. Д. ;

-игра «Плавает, летает, прыгает»;

- Дятел хочет измениться. Изменяем нос по МФО (объекты: книга, нож);

-п/и «Гуси»;

-проблема:Как помочь спасти гусёнка?

Гусёнок остался один на один с волком. Как спастись? На помощь приходят волшебники.

4. Диагностика. Тестиование.

Публикации по теме:

Перспективный план по поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы Перспективный план По поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы. МБДОУ ЦРР № 62. воспитатель Шахбанова Э. А..

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию .

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2015–2016 учебный год. Утверждаю Директор МКОУ НШДС №5 ___/Л. Б. Битуева/ «___»___2015г Перспективный план работы творческой группы по.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2016–2017 учебный год Утверждаю Директор МКДОУд/с №5 ___/Л. Б. Битуева/ «___»___2016г Перспективный план работы творческой группы по.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2017–2018 учебный год Месяц Содержание деятельности Сентябрь 1. Заседание членов творческой группы. 2. Обсуждение и составление перспективного плана работы.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2019–2020 учебный год Сентябрь 1. Заседание членов творческой группы. 2. Обсуждение и составление перспективного плана работы на новый учебный год. Октябрь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план работы факультатива творческой исследовательской направленности для детей 3–4 лет
Опубликовано: 19 августа 2024 в 19:58
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективный план работы факультатива творческой исследовательской направленности для детей 3–4 лет» (включая файлы) размещена пользователем Прядко Елена Егоровна (УИ 172709) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД