Пегина Ольга
Перспективный план работы факультатива «Хочу всё знать» по опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: развитие у детей представления о химических свойствах веществ; выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования; развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях; развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень); развитие элементарных математических представлений (о мерке – как способе измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины); формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
2. Развитие у детей познавательных способностей: мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение; способов познания путем сенсорного анализа.
3. Развитие ребенка в социально-личностном направлении: развитие коммуникативности; совершенствование самостоятельности, наблюдательности; развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Месяц: сентябрь
Тема 1. "Песочная страна"
Задачи исследовательской деятельности.
Расширять знания о свойствах песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Развивать умение безопасно обращаться с песком, сравнивать, делать выводы.
Формы работы.
Рассматривание песка. Беседа. Игры и опыты с песком. Рисование на сухом, мокром песке.
Тема 2. «Глина, какая она?»
Задачи исследовательской деятельности.
Познакомить детей со свойствами глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты.
Формы работы.
Рассматривание, исследование. Опыты на определение свойств. Беседа «Как человек использует глину?» Вылепливание из песка и глины.
Тема 3. «Почва – живая земля»
Задачи исследовательской деятельности.
Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
Формы работы.
Рассматривание, исследование почвы. Опыты на определение свойств. Беседа «Роль почвы в жизни растений и человека".
Месяц: октябрь
Тема 4. «Какими бывают камни?»
Задачи исследовательской деятельности.
Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам.
Формы работы.
Беседа, рассматривание, опыты на определение свойств.
Тема 5. «Древесина, ее качества и свойства»
Задачи исследовательской деятельности.
Упражнять в умении узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
Формы работы :
Рассматривание предметов, опыты на определение свойств, игра «Назови предмет».
Тема 6. «Бумага, ее качества и свойства»
Задачи исследовательской деятельности.
Упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
Форма работы.
Рассматривание предметов, беседа «Как делают бумагу?», опыты на определение свойств.
Тема 7. «Как принцесса Ниточка семью одевала»
Задачи исследовательской деятельности.
Познакомить с разными видами и свойствами ткани. Учить подбирать ткань для одежды разных видов. Познакомить с понятием «ателье и заказ».
Формы работы.
Беседа, рассматривание, опыты на определение свойств, игры.
Месяц: ноябрь
Тема 8. «Свойства металла"
Задачи исследовательской деятельности.
Уточнить представления детей о свойствах металла. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.
Форма работы.
Беседа, рассматривание, опыты на определение свойств, игры
Тема 9. «Испытание магнита»
Задачи исследовательской деятельности.
Познакомить с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Формы работы.
Беседа «Притягивает – не притягивает» Наблюдение за свойствами магнита. Опыты с магнитами.
Тема 10. «В мире стекла»
Задачи исследовательской деятельности.
Познакомить со свойствами стекла (прочность, прозрачность, цветное, гладкое).Развивать любознательность. Воспитывать бережное отношение к вещам.
Формы работы.
Наблюдение. Беседа «Где человек использует стекло?»
Опыты и эксперименты.
Тема. 11. «Волшебное зеркало»
Задачи исследовательской деятельности.
Познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.
Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими предметами.
Формы работы.
Беседа, рассматривание, опыты на определение свойств, игры.
Месяц: декабрь
Тема 12. «В мире пластмассы»
Задачи исследовательской деятельности.
Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная)
Форма работы.
Беседа, рассматривание, опыты на определение свойств, игры.
Тема 13.«Вес предмета»
Задачи исследовательской деятельности.
Развивать представление о весе предметов. Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
Форма работы.
Наблюдения. Опыты по взвешиванию предметов разными способами.
Тема 14. «Плавучесть предметов»
Задачи исследовательской деятельности.
Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Выявить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом
Форма работы.
Наблюдение, беседа, опыты. Игры «Поплывет – не поплывет», «Плавает-тонет»
Месяц: январь
Тема 15.«Этот удивительный воздух»
Задачи исследовательской деятельности.
Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; он находится вокруг нас, воздух можно почувствовать. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Форма работы.
Беседа «Невидимка воздух». Опыты «Обнаружение воздуха при помощи зрения, осязанием»,
Тема 16. «Свойства воздуха»
Задачи исследовательской деятельности.
Расширять представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, горячий (легкий) поднимается вверх, при охлаждении сжимается, холодный (тяжелый) опускается вниз, он может быть влажным.
Формы работы.
Наблюдение за свойствами воздуха. Опыты, игры.
Тема 17. «Ветер. Движение воздуха»
Задачи исследовательской деятельности.
Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, научить различать его силу. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Формы работы.
Наблюдение за ветром. Опыты, игры. Беседа «Что такое ветер?» Загадки, изготовление вертушки (по схеме,
Месяц: февраль
Тема 18.«Обследование свойств воды»
Задачи исследовательской деятельности.
Уточнить свойства воды (жидкая, бесцветная, прозрачная, без запаха, текучая, имеет вес, не имеет формы)
Форма работы.
Беседа. Наблюдение. Опыты с водой «Узнаем, какая вода»
Тема 19. «Свойства воды. Очищение воды»
Задачи исследовательской деятельности.
Способствовать накоплению представлений о свойстве воды: вода изменяет цвет. Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Закрепить знания правил безопасного поведения при работе с различными веществами.
Форма работы.
Опыты с водой «Окрашивание воды», «Очищение воды», игра «Спрячь пуговку»
Тема 20.«Свойства снега»
Задачи исследовательской деятельности.
Закрепить знания о свойствах снега (белый, пушистый, холодный, тает в тепле); в зависимости от температуры воздуха: в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится, в теплую погоду (липкий).
Форма работы.
Наблюдение. Беседа «Снег, какой он?», загадки, стихи о снеге, опыты со снегом
Тема 21. «Свойства льда»
Задачи исследовательской деятельности.
Познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, учить устанавливать простейшие закономерности.
Форма работы.
Беседа «Как воду превратить в лед», опыты со льдом, изготовление «цветных льдинок»
Месяц: март
Тема 22.«Проверим слух»
Задачи исследовательской деятельности.
Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит.
Форма работы.
Беседа, рассматривание энциклопедий, опыты, игры.
Тема 23.«Наши помощники – глаза»
Задачи исследовательской деятельности.
Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.
Форма работы.
Беседа, рассматривание энциклопедий, игры. Проблемная ситуация «Найти дорогу закрытыми глазами»
Тема 24.«Как устроена дыхательная система»
Задачи исследовательской деятельности.
Дать представления об органах дыхания, отметить их важное значение для человека. Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними.
Форма работы.
Беседа, рассматривание энциклопедий, опыты. игры.
Тема 25.«Здоровье – наше богатство»
Задачи исследовательской деятельности.
Учить детей здоровому образу жизни.
Форма работы.
Беседа, рассматривание энциклопедий, игры.
Месяц: апрель
Тема 26. «Растение – живой организм» «Посадка бобов»
Задачи исследовательской деятельности.
Опытным способом выяснить, что раньше появляется из семени. Уточнить представление о строении боба (фасоль, горох, определить алгоритм деятельности по посадке растения.
Форма работы.
Беседа «Что раньше появляется из семени?», опыт «Замачивание боба во влажной ткани». Рассматривание схемы строения растения, зарисовки с использованием символов строения растения.
Тема 27.«Способы размножения растений»
Задачи исследовательской деятельности.
Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста.
Форма работы.
Беседа, наблюдения, опыты.
Тема 28.«Есть ли у растений органы дыхания?»
Задачи исследовательской деятельности.
Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Беседа, наблюдения, опыты.
Тема 29.«Необходимые условия для развития растений»
Задачи исследовательской деятельности.
Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развитая растений. Уточнить представления о необходимости наличия почвы, света и воды. Установить, как растение ищет свет. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
Форма работы.
Беседа: «Что необходимо для роста растений». Наблюдение и уход за рассадой.
Месяц: май
Тема 30.«Световая энергия»
Задачи исследовательской деятельности.
Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия». Показать степень её поглощения разными предметами, материалами, определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные, где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и расположения предмета
Форма работы.
Загадки о солнце. Беседа «Что я знаю о Солнце?» Опыты на поглощение предметами световой энергии.
Тема 31.«Солнечный зайчик»
Задачи исследовательской деятельности.
Дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, показать из каких цветов состоит солнечный луч, отраженный от зеркальной поверхности.
Форма работы.
Опыты с фонариком, «Игра с солнечным зайчиком», рассматривание картинки «Радуга», опыты с зеркалом
Тема 32.«Термометр и температура»
Задачи исследовательской деятельности.
Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров. Развивать способность ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.
Форма работы.
Беседа о том, когда бывает жарко, тепло, холодно. Измерение температуры тела, воздуха в помещении и на улице
Литература
1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011
2. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-208с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2003.-64с.
4. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
6. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011