Екатерина Хавандеева
План по самообразованию «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений»
Перспективный план
по самообразованию воспитателя
Хавандеевой Екатерины Юрьевны
Тема: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений»
Актуальность
В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Какой должен быть наш выпускник? Прежде всего, овладевший основными культурными способами деятельности, проявляющий инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., имеющий сформированные предпосылки к учебной деятельности. Поэтому, перед нами педагогами становится актуальным поиск таких форм и методов работы с детьми, которые помогут стать дошкольнику успешным, сначала в детском саду, затем в школе.
Публикация «План по самообразованию „Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Главная задача воспитателя - разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной деятельности.
Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Ведь еще в середине XVII века Я. А. Коменский утверждал про детей: «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр».
Проблема формирования элементарных математических представлений у дошкольников актуальна во все времена. Пред математическая подготовка, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы ДОО и направлен прежде всего на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Отличительными его чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Только в игре ребенок радостно и легко, раскрывает свои способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме. Формирования элементарных математических представлений, у детей среднего возраста, и связанных с ними логических операций с использованием развивающих игр.
Задачи:
1. Создавать условия для развития познавательно активной деятельности через пополнения развивающих центров (дидактическими играми, наглядными пособиями)
2. Способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
3. Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и дидактических игр.
Перспективный план работы по самообразованию
Этапы Содержание работы Сроки выполнения Результат
1. организационно - ознакомительный Изучение методической литературы Октябрь, ноябрь, декабрь. Составление картотеки книг, статей из журналов, составление картотеки дидактических игр.
Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. Октябрь. Перспективное планирование познавательной
деятельности.
Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.
Октябрь
ноябрь Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.
2. практический Проведение занятий с детьми, по теме самообразования, в непосредственно образовательной деятельности. С ноября месяца. Подготовка презентации
Работа с родителями. В течение года. Изготовление дидактических игр.
Консультация на тему: «Развитие математических способностей у дошкольников»
«Математика дома»
декабрь
апрель
3. заключительный.
Вторая половина мая. Выступление по теме самообразования на педагогическом совете.
Октябрь
1. Дидактическая игра «Сложи из треугольников».
Цель: развивать мышление, воображение, творчество,
2. Геометрические фигуры в загадках.
Цель: закрепления знаний о геометрических фигурах при помощи загадок,
3. Изготовление дидактической игры «Цветное домино».
Цель: пополнение дидактической игрой группу,
4. Дидактическая игра «Купим пуговицы».
Цель: учить соотносить по величине предметы, совершенствовать счет в пределах 5.
Ноябрь
1. Сюжетная игра «Магазин»
Цель: совершенствовать навыки счета (в пределах 5,
2. Д/и «Правильный счет»
Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета,
3. Д/и «Кто где»
Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху,
4. Д/и «Помоги цыплятам»
Цель: учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.
Декабрь
1. Д/ и «Динь-динь!».
Цель: совершенствование умения считать в пределах 6,
2. Игра «Разложи в коробки»
Цель: учить группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины,
3. Игра «Самолеты»
Цель: закрепление понятий «один», «много»,
4. Игры с использованием блока Дьенеша
«Украсим елочку»
Цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойств, умение "читать схему", закрепление навыков порядкового счета
Январь
1. Игра «Поручение»
Цель: упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади,
2. Дидактическая игра «Найди и назови».
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета,
3. Игровое упражнение: «Снеговик и снежинки»
Цель: учить сравнивать по высоте, обозначать результаты сравнения словами: низкий, высокий, выше, ниже,
4. Игры с крышками от бутылок «Собери фигуру».
Цель: развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение, пополнение Д/игрой группу.
Февраль
1. Считалки с иллюстрациями
Цель: упражнять считать в пределах 7,
2. Игры с использованием блока Дьенеша «Логический поезд».
Цель: развитие способности к логическим действиям и операциям,
умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке
3. Дидактическая игра «Цифры заблудились»
Цель: упражнять детей в счёте в пределах 5 и обратно,
4. Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»
умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами
Цель: предложить родителям картотеку игр по математике.
Март
1. Составление из геометрических фигур «Цветок для мамы»
Цель: совершенствование умения различать и называть геометрические фигуры. Учить составлять из различных геометрических фигур общую картину.
2. «Соберем бусы»
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине) фигур (счет в пределах 8,
3. Дидактическая игра: «По какому мостику катится колобок».
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине) фигур (счет в пределах 8,
4. «Найди различия»
Цель: развитие мышления, логики,совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине, развитие мышления.
Апрель
1. Игровая ситуация «Весна пришла»
Цель: закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета).Упражнять в умении сравнивать предметы по величине,
2. Игровое упражнение «Разложи предметы по форме»
: закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (счет в пределах 9,
3. Игры с использованием блока Дьенеша «Угощение для медвежат»
Цель: развитие умение сравнивать предметы по одному - четырем свойствам, понимание слов: "разные", "одинаковые" Цель
4. Лото «Геометрические фигуры»
Цель: развитие представлений о геометрических фигурах.
Май
1. Дидактическая игра: «Разноцветные фонарики»
Цель: упражнять в счете в пределах 10 и различии цветовой гаммы,
2. Игровое упражнение «Письмо от волшебника»
Цель: упражнять в счете и отсчете предметов на слух, на ощупь (в пределах 10,
3. Составление из счетных цветных палочек Кюизенера.
разнообразные фигуры.
Цель: упражнение в составлении геометрических фигур на плоскости стола,
4. Игровое упражнение: «Найди такой же и положи в корзинку»
Цель: развивать умение подбирать предметы одинаковые по цвету и форме.