Ольга Булгакова
Перспективный план по рисованию во второй группе раннего возраста (2–3 года)
▼ Скачать + Заказать документы
№ Месяц Лексическая тема Тема НОД
Программное содержание
Ход НОД
1. Сентябрь Здравствуй, детский сад. «Лучики для солнышка» Учить замечать следы от карандаша на бумаге, держать карандаш в правой руке, различать желтый цвет, рисовать штрихи и короткие линии, формировать правильную позу при рисовании, у детей интерес к процессу рисования. 1. Познавательно- исследовательская.
Рассматривание картин «Ночное небо», «Солнце».
2. Музыкально- художественная. Использование песни «Смотрит солнышко в окошко» (муз. М. Р. Раухвергера, сл. А. Л. Барто).
Публикация «Перспективный план по рисованию во второй группе раннего возраста (2–3 года)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Планирование
- Темочки
3. Двигательная, речевая.
4. Продуктивная с элементами художественно- изобразительного творчества. Рисование лучиков для солнышка цветными карандашами.
2. Сентябрь Затейница осень Тайна дождя - объяснить причины возникновения дождя;
- учить рисовать дождь, передавая его характер (сильный дождь – сплошные линии; слабый дождь – пунктирные линии)
- учить прикладывать кисть всем ворсом к бумаге;
- закрепить знания о цветах.
1. Чтение. Чтение русской народной заклички «Дождик» (муз. и сл. Е. Д. Макшанцевой).
2. Музыкально- художественная. Исполнение песни «Дождик» (муз. И сл. Е. Д. Макшанцевой).
3. Двигательная. физминутка
4. Продуктивная: рисование. Рисование дождика.
5. Коммуникативная. Беседа по вопросам «Если на улице идет дождь, можно ли гулять? Почему растения любят дождик? Как стучит дождь в окошко?»
3. Сентябрь Овощи и фрукты полезные продукты Морковка для зайчика Формирование умения пользоваться кистью, закрашивать аккуратно предметы.
Развивать умение детей правильно держать кисть, закрашивать морковку аккуратно, не выходя за контур. Закрепить знания детей о форме, цвете, овощах. Воспитывать заботу о животных.
1. Чтение. Чтение сказки «Репка».
2. Музыкально- художественное. Использование музыкально- ритмических движений под русскую народную мелодию «Пляска» (в обработке Р. Рустамова).
3. Познавательно-исследовательская. Задание «Найди желтые предметы».
4 Продуктивная. Раскрашивание силуэта репки желтой краской.
5. Двигательная.
4. Сентябрь В осеннем лукошке всего понемножку Мухомор расширение и уточнение знаний детей о грибах. Знакомство с техникой рисование ватными палочками.
продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками; учить наносить ритмично точки в заданный контур; расширять представления детей об окружающем мире: временах года, сезонных изменениях;
1. Чтение. Чтение стихотворения В. Берестова «Больная Кукла»,договаривание слов, фраз за воспитателем.
2. Двигательная. Физкультминутка
3. Продуктивная; Рисование. рисование яблок для больной куклы.
4. Музыкально- художественная. Использование колыбельной песни «Баю» (муз. М. Р. Раухвергера).
5. Октябрь Я в мире человек Нарядное платье для куклы Кати Продолжать воспитывать у детей интересе к изобразительной деятельности. Формировать умение подражать взрослому.
Учить использовать полученные умения и навыки для изготовления наряда. Учить составлять узор, располагая округлые и прямые линии, точки, мазки на силуэте (платья, техникой рисования кисточкой, закреплять знания основных цветов: синий, красный,зеленый, желтый.
1. Чтение. Чтение и инсценировка русской народной песенки «Большие ножки шли по дорожки.».
2. Пальчиковая гимнастика
3. Продуктивная: рисование. рисование красками больших и маленьких следов.
4. Коммуникативная. проговаривание строк из художественного произведения громким и тихим голосом, быстро и медленно: то-оп, то-оп, то-оп, то-оп.
6. Октябрь Дети и взрослые Водичка для утят Формировать интерес к занятиям по изобразительной деятельности
Способствовать развитию внимания, памяти, мышления; развивать моторику рук; развивать самостоятельность и инициативность;
активизировать словарный запас детей;
закреплять знания цвета, формы, размера 1. Чтение стихотворения А. Л. Барто «Девочка- рёвушка» .
2. Коммуникативная.
Рассматривание иллюстраций к стихотворению по вопросам: «как зовут девочку? Почему ее назвали рёвушкой? Что не нравилось девочке? Чем она вытирала нос?
3. Двигательная. физкультминутка.
4. продуктивная : рисование.
Рисование узоров на платье.
7. Октябрь Мой дом Украсим наш домик Продолжать вызывать у детей интерес к рисованию.
Познакомить детей с приёмом украшения созданных ранее изображений домов мазками, точками, кругами.
Закреплять правила промывания кисти после рисования краской.
Побуждать детей использовать краски 2 разных цветов.
Закреплять названия жёлтого и зелёного цвета.
Вызывать у детей чувство радости от проделанной работы.
1. Чтение фольклорного произведения, сопровождение игровыми действиями
Театрализованный показ сказки «Теремок». (в обработке М. Булатова).
2. Двигательная. пальчиковая гимнастика
3. Продуктивная: рисование. Рисование палочек для теремка.
4. Познавательно- исследовательская.
Рассматривание изображений брёвнышек, крыши на фланелеграфе.
5. Коммуникативная. проговаривание звукоподражаний животным- персонажам сказки.
8. Октябрь Домашние животные Желтые комочки (Цыплята). Познакомить с содержанием русской народной песенки; учить угадывать животное по описанию, рассматривать рисунки- иллюстрации, отвечать на вопросы. Чётко и правильно произносить слова; формировать умение различать животных и их детёнышей ; учить различать и называть желтый цвет; упражнять в рисовании округлых форм; совершенствовать умение рисовать пальцем, работать аккуратно ; формировать умение внимательно слушать песни, понимать, о чем поётся. 1. Коммуникативная. рассматривание игрушки, проговаривание звукоподражаний.
2. Чтение, музыкально- игровая. Чтение и использование в музыкальной обработке русской народной песенки -«Петушок, петушок».
3. Двигательная, речевая. Физминутка «Зарядка для петушка»
4. Продуктивная (накопление сенсорного опыта путём выделения округлой формы зёрен). Рисование зернышек для петушка.
5. Игровая, музыкально- художественная. Сюжетная игра «Накормили петушка» (дети раскладывают рисунки перед петушком.
9. Ноябрь Домашние птицы Петушок формирование у детей навыков использования нетрадиционных приёмов рисования.
- познакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования (отпечатками ладошек);
- развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук;
- формировать интерес по изодеятельности;
- формировать элементарные экологические представления;
- вызвать эмоциональный отклик;
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении работы. 1. Познавательная. знакомство с игрушечной уткой.
2. Чтение. чтение воспитателем русской народной песенки «Наши уточки с утра».
3. Музыкально- художественная. прослушивание песни «Кря- кря» (муз. И. Арсеева, сл. Н. Чечериной.).
4. Двигательная. Пальчиковая гимнастика
5. Продуктивная: рисование. Рисование зёрнышек для уточек красками.
6. Коммуникативная. Отгадывание загадки:
Пушистый матрасик,
Лопаточкой носик.
На ножках коротеньких-
Красные ботинки. (утка)
10 Ноябрь Правила дорожные всем нам знать положино «Колёса для машины» учить использовать нетрадиционную технику – рисование губкой, развивать мелкую моторику рук.
- закреплять знания красного, зелёного, чёрного цветов.
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, аккуратность при выполнении работ
- Познакомить детей с стихотворением А. Барто «Грузовик».
Формировать умение выполнять словесную инструкцию, сопровождающуюся образцом.
Развивать память, слуховое восприятие, чувство ритма, равновесия, общую и мелкую моторику.
1. Чтение авторского произведения. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Был у Пети и Миши конь.».
2. Двигательная. Физминутка
3. Продуктивная: рисование. Раскрашивание рисунка «Конь без хвоста».
4. Познавательно- исследовательская. Рассматривание игрушечного коня, картинок на фланелеграфе (кони разного цвета).
5. Музыкально- художественная, упражнение в звукоподражании. (дети тихо произносят «Иго-го»).
11. Ноябрь Дружно ходим в детский сад Ленточки короткие и длинные Продолжать учить проводить прямые горизонтальные линии, вести кисть по ворсу; закрепление знаний красного, синего и жёлтого цветов.
Формировать умение различать цвета краски, правильно называть их.
Формировать умение рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные). Упражнять в различении и названии предметов одежды.
Формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы.
1. Познавательно- исследовательская.
Знакомство с игрушками: курочкой и цыплятами.
2. Коммуникативная. рассматривание иллюстраций к русской народной песенке
«Курочка-рябушечка».
3. Двигательная. физкультминутка.
4. Продуктивная. рисование. рисование цыплят.
5. Чтение. Чтение русской народной песенки «Курочка- рябушечка», договаривание слов и фраз за воспитателем.
12. Ноябрь Профессии Наш любимый повар Формировать дружеские взаимоотношения и навыки общения у детей средней группы
Расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада;
• Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада;
• Выявить комфортность ребёнка в детском саду.
• Изготовить своими руками подарки для сотрудников детского сада.
1. Чтение поэтического произведения. Чтение стихотворения П. Ворнько «Обновки» (перевод с украинского С. Маршака).
2. Музыкально- художественная. Выполнение музыкально- ритмических движений под украинскую народную мелодию «Гопачок» (в обработке М. Р. Раухверга).
3. Двигательная. упражнение на сосредоточение внимания «Зарядка для головы».
4. Продуктивная: рисование. Рисование шарфика.
5. Познавательно- исследовательская. Рассматривание разных шарфов по вопросам «какие шарфы, короткие или длинные? Какого они цвета? Какой шарф вам больше нравится? Для чего нужен шарф».
13. Декабрь Зимушка –зима к нам пришла сама Снеговик способствовать развитию познавательной активности детей рассказать о снеговике,упражнять в закрашивании округлых форм.
1. Чтение. чтение стихотворения З. а
Александровой «Мой мишка» .
2. Двигательная. физминутка
3. Продуктивная ;. рисование. рисование одежды для мишки. (на бумажном силуэте штанишек дети рисуют полоски)
4. Познавательно- исследовательская. Рассматривание картинок на фланелеграфе (рубашки, штанишки, медвежонок).
5. Музыкально- художественная. Исполнение колыбельной песни «Спи, мой мишка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского).
14. Декабрь Деревья зимой Снег идет Формировать умение детей рисовать снег кисточкой, способом примакивания, по всей поверхности листа;
Уточнить и закрепить знание белого цвета;
Развивать внимание, интерес и положительное отношение к рисованию;
1. Чтение. чтение стихотворения «Снег идёт», договаривание слов, фраз за воспитателем.
2. Музыкально- художественная. Исполнение песни «Пришла весна» (муз. М. Раухверга, сл. Т. Мираджи).
3, Двигательная. физминутка.
4. Продуктивная: рисование. коллективная работа : рисование снега на рисунке – панораме или аппликации.
15. Декабрь Главное украшения Новогоднего праздника Елочка. - Учить передавать в рисовании образ елочки (ствол, ветки);
- Учить рисовать предметы, состоящие из линий (вертикальных, наклонных);
- Учить располагать изображение на листе бумаги; - Уметь ритмичными линиями, мазками рисовать снег 1. Орг. Момент
2. Чтение стихотворения
3. Рассматривание картинки «лесные звери»
4. Пальчиковая гимнастика
5. Показ и объяснение приемов рисования.
6. Самостоятельная работа детей
7. Итог
16 Декабрь На пороге Новый год «Ёлочные шарики» Познакомить с потешкой «Ой ты, заюшка- пострел.» (перевод с молдавского И. Токмаковой,стихотворением –загадкой; учит угадывать животных по описанию, развивать внимание; приучать задавать вопросы и отвечать на них; продолжить учить рисовать пальцем, используя разные цвета, закреплять знание основных цветов, развивать умение видеть, образ изображаемого; воспитывать умение работать коллективно; закреплять умение выполнять простейшие движения (шарики- фонарики» повороты с приседаниями) под музыку. 1. Чтение. Инсценирование сказки «Маша и медведь»
2. Музыкально- художественная. выполнение музыкально ритмических движений под народную украинскую мелодию «стуколка».
3. Двигательная. пальчиковая гимнастика
4. Продуктивная : рисование. рисование дорожки для Мишки
17 Январь Лесные звери и птицы зимой Лесные жители Обогащать представления детей о лесных животных, отмечать характерные признаки представителей животных. Ввести в активный словарь детей слова: животные, лес, лесные жители. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. Способствовать развитию творческого воображения: изображать повадки животных, имитировать движения животных – героев физзарядки. Продолжать учить детей отгадывать загадки. Воспитывать интерес к живой природе.
1. Орг. Момент
2. Игра «покорми птичку»
3. Физминутка
4. Показ приёмов рисования
5. Рисование детьми
6. Итог
18 Январь Жизнь людей зимой Зимние забавы - Формировать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, мира природы.
- Учить различать и называть признаки зимы.
- Формировать способность слушать и понимать, развивать желание вступать в диалог, активизировать и увеличить словарь за счёт расширения представлений о приметах зимы (снег, белый, холодный) 7. Орг. Момент
8. Игра «покорми птичку»
9. Физминутка
10. Показ приёмов рисования
11. Рисование детьми
12. Итог
19 Январь Что такое хорошо, а что такое плохо Цветик -семицветик Учить передавать в рисунке красоту окружающей природы.
Учить рисовать цветок в центре листа, дополняя стебельком, листиками, травкой.
Познакомить со способом рисования губкой.
знания цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый, белый) и оттенков (голубой, розовый).
Упражнять детей в приёме примакивания.
Развивать чувство композиции.
Воспитывать аккуратность при работе с красками. 1. Орг. Момент
2. Чтение потешки
3. Физминутка
4. Помощь кошке с котятами
5. Показ и объяснение рисование дождика
6. Самостоятельное рисование
7. Итог
20 Февраль Мы и едим, мы и мчимся Машина упражнять в рисовании пальчиками.
продолжать учить закрашивать пальчиком по контуру, закреплять названия цветов.
развивать чувство композиции.
воспитывать интерес к рисованию, при закрашивании контурного рисунка машины.
1. Чтение с наглядным сопровождением.
Театрализованный показ сказки с помощью карточек, игрушек и декораций.
2. Музыкально- художественная. Исполнение колыбельной песни «Спи, мой мишка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского).
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Познавательно- исследовательская. Рассматривание тарелок разными узорами.
5. Продуктивная : рисование. Рисование узора на тарелочке.
6. Коммуникативная. Выставка рисунков детей (дети рассматривают узоры, с помощью воспитателя отмечают их особенности).
21 Февраль моя семья Разноцветные мячики Формировать умения рисовать прямые линии и закрашивать полоску, правильно держать кисть, умение работать с красками. Закрепить основные цвета. Развивать чувство цвета и формы. Вызвать интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом.
.
1. Музыкально- художественная. Исполнением воспитателем песни «Где же ваши ручки» (муз. И сл. Т. Ломовой).
2. Чтение. чтение потешек «Ладушки, ладушки….»; договаривание слов, фраз за воспитателем.
3. Двигательная, игровая. Пальчиковая гимнастика
4. Продуктивная: рисование. Рисование краской горошин (с помощью пальца) на бумажном силуэте чашки.
22 Февраль Моя мамочка и я лучшие друзья Бусы для мамы Продолжать учить рисовать нетрадиционным способом - пальчиками, используя яркие краски;
-рисовать «бусинки» друг за другом на нитке;
-создать радостное настроение - «подарить бусы маме»;
-различать и называть цвета красок (желтый);
-учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
1. Орг. Момент
2. Беседа о рыбке
3. Пальчиковая гимнастика
4. Показ и объяснение приёмов рисования рыбки
5. Самостоятельное рисование детьми
6. Итог
23 Февраль Папин день Галстук для Коли продолжать учить детей рисовать горизонтальные линии, делая нужный нажим. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять знания основных цветов. Свободно располагать линии по листу. Развивать мелкую моторику
8. Орг. Момент
9. Чтение стихотворения
10. Рассматривание картинки «кошечка на коврике»
11. Пальчиковая гимнастика
12. Показ и объяснение приемов рисования.
13. Самостоятельная работа детей
14. Итог
24 Март Мамин день Праздничный салю Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования.
- развивать творческие способности дошкольников, художественный вкус, чувство композиции,
- развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки,
- воспитывать чувство гордости, любовь к родине,
- углубить представление о цвете желтый, синий, красный, зеленый и об их оттенках 1. Орг. Момент
2. Чтение стихотворения
3. Рассматривание картинки с изображением цветов
4. Пальчиковая гимнастика
5. Показ и объяснение приемов рисования.
6. Самостоятельная работа детей
7. Итог
25 Март Народная игры Лошадка развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представления о таком животном, как лошадь.
сформировать представление о домашнем животном лошадь.
1. Орг. Момент
2. Чтение стихотворения
3. Физминутка
4. Объяснение и показ рисования
5. Самостоятельное рисование
6. Итог
26 Март Народная игрушка Украсим матрешке сарафан Продолжать знакомить с русским народным творчеством.
Развивать чувство ритма, воспитывать желание помочь матрешкам украсить сарафан.
1. Орг. Момент
2. Рассказ воспитателя о весне
3. Пальчиковая гимнастика
4. Объяснение и показ приёмов рисования
5. Самостоятельная работа детей
6. Итог
27 Март Народное творчество Матрешка Знакомство с русской народной игрушкой «Матрешка»
Закрепить знания детей об игрушке «Матрешка»
Учить детей рисовать красками при помощи ватных палочек.
Формировать интерес и любовь к народному творчеству.
Воспитывать патриотические чувства у детей.
Радоваться конечному результату.
1. Орг. Момент
2. Рассматривание картинок с расписными яйцами
3. Пальчиковая игра
4. Показ и объяснение украшения яйца
5. Рисование детьми
6. Итог.
28 Апрель Весна Солнышко вызвать у детей интерес к изображению весеннего солнышка; учить сочетать в одном образе разные формы и линии: рисовать большой круг и несколько прямых линий - лучей; упражнять детей в рисовании кистью (рисовать всем ворсом, двигать по окружности и в разных направлениях); формировать умение замыкать линию в кольцо; создавать условия для самостоятельного выбора материалов и средств художественной вы-разительности; развивать чувство формы и цвета. 1. Чтение авторского произведения.
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «спала кошка на крыше».
2. Двигательная,игровая. Пальчиковая гимнастика
3. Продуктивная: рисование. Рисование веточки для птички.
4. Коммуникативная. Рассматривание игрушечной кошки и иллюстраций к рассказу Л. Н. Толстого «Спала кошка на крыше».
29 Апрель Жизнь людей весной Ручьи вызвать интерес к изображению ручейков. Учить проводить волнистые линии (по горизонтали). Упражнять в технике рисования кистью. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать интерес к природным явлениям, любознательность.
1. Орг. Момент
2. Показ иллюстраций с изображением весеннего леса
3. Пальчиковая гимнастика
4. Объяснение и показ рисование листочков на дереве
5. Самостоятельное рисование
6. Итог
30 Апрель Птицы весной Накормим птиц весной» учить детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками, используя яркие краски. Учить рисовать точки («корм для птиц»). Продолжать знакомить детей с перелетными птицами, называть знакомых птиц. Воспитывать чувства доброты и любви к птицам. Развивать самостоятельность, творчество. 1. Орг. Момент
2. Показ иллюстраций с изображением гусеницы
3. Пальчиковая гимнастика
4. Объяснение и показ рисования
5. Самостоятельное рисование
6. Итог
31 Апрель Дикие животные весной Колючки для ежика Расширять представления детей о художественных материалах, используемых в рисовании. Познакомить с карандашом, его свойствами и приемами рисования. Учить детей правильно держать карандаш и рисовать короткие, прямые линии, дополняя созданный педагогом образ ёжика. Учить наблюдать за творческой работой педагога и действовать по подражанию. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность.
1. Музыкально-художественная.
Слушание песни «машина» (муз. Ю. Чирикова, сл. Я. Мировой).
2. Чтение. Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик», договаривание слов, фраз за воспитателем.
3. Коммуникативная. беседа по вопросам : «Какая машина была у детей? Кого решили покатать дети? Куда они посадили? Что сделал кот?»
4. Продуктивная: рисование, коммуникативная:
А) рисование колёс для машин.
Б) выставка рисунков детей, обмен впечатлениями.
32 Апрель Любимые игрушки Неваляшка - закрепить круглую форму частей тела (глаза, нос, ручки, рот);
-учить рисовать неваляшку, состоящую из шариков разной величины;
- создать интерес эмоционального настроя к занятию;
- воспитывать усидчивость, дисциплинированность, аккуратность в работе;
- прививать эстетические чувства.
1. Орг. Момент
2. Путешествие на автобусе
3. Физминутка
4. Показ и объяснение приёмов рисования
5. Самостоятельная работа детей
6. Итог
33 Май Природный мир весной
Дерево весной Формировать у детей интерес к художественному творчеству Конкретизировать знания детей о явлениях природы, характерных признаках весны. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисование (использование ватных палочек)
Развитие умения правильно пользоваться материалами на рабочем месте, мелкую моторику рук. 4 Активизировать словарный запас детей словами: сад, весна, голые, почки.
Воспитывать доброе отношение к окружающему миру; усидчивость, аккуратность, последовательность в выполнение работы. Умение работать в коллективе 1. Орг. Момент
2. Беседа о цветке
3. Пальчиковая игра
4. Объяснение и показ рисования цветка
5. Самостоятельное рисование цветка
6. Итог
34 Май Животные и птицы весной Преображение природы весной Познакомить детей с изменениями, происходящими с природой весной.
- Формировать у детей представления о характерных признаках весны;
-познакомить с нетрадиционным способом рисования – примакиванием (печатанием) 1. Орг. Момент
2. Беседа о ягодах
3. Пальчиковая игра
4. Объяснение и показ рисования ягод
5. Самостоятельное рисование ягод
6. Итог
35 Май Животные жарких стран Веселая зебра Продолжать формировать умения детей использовать в рисовании нетрадиционный способ -рисование ладошкой
-продолжать формировать у детей умения и навыки рисования нетрадиционными методами;
- формировать предметные представления у детей по теме «Животные». –формировать умения сочетать несколько приёмов рисования (ладошкой, кисточкой). 1. Чтение. чтение стихотворения А. Богородского «солнечные зайчики»
2. Двигательная. физминутка
3. Продуктивная: рисование
Рисование солнечного зайчика
4. Коммуникативная. беседа по вопросам: «Что мы сегодня рисовали? Какого цвета солнечный зайчики? Понравилось ли вам играть с солнечными зайчиками?»
36 Май Скоро лето Одуванчик на лугу Заинтересовать и побудить детей к рисованию в нетрадиционной технике «рисование вилкой», «рисование тычком», «рисование в технике печати».
Учить передавать красоту цветущего луга, округлого форму цветов одуванчика, свободно располагать цветы по всему листу 1. Чтение. чтение сказки Ч. Янчарского «Друзья».
2. Двигательная. Пальчиковая гимнастика
3. Продуктивная: рисование.
Рисование мячей.
4. Коммуникативная. вопросы по содержанию сказки.