Галина Рупп
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц Неделя
Тема Тема по нравственному воспитанию
Программные задачи
Работа с детьми
Сентябрь
1 неделя
«Игрушки»
«Русская матрёшка»
Познакомить детей с историей матрёшки - сувениром, символ дружбы, любви и согласия русского народа; с технологией её изготовления.
Развивать интерес детей к народному творчеству.
Публикация «Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию „С чего начинается Родина“ в средней группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
Воспитывать любовь к народному искусству, бережное отношение к игрушке, созданной руками человека, чувство гордости за Россию, за русский народ.
Беседа на тему: «Народная игрушка».
2 неделя
«Овощи» «Собирай урожай на земле родной»
Расширять представление у детей об овощах, о труде людей, выращивающих овощи.
Развивать логическое мышление, познавательный интерес.
Воспитывать любовь к труду на родной земле, желание участвовать в трудовой деятельности, чувство гордости за тружеников села.
Чтение произведений из книги Н. Кокоревой, А. Бондаренко «Любить труд на родной земле».
3неделя «Фрукты»
«Фрукты родного края»
Учить описывать фрукты согласно схеме. Развивать логическое мышление, познавательный интерес.
Воспитывать бережное и благодарное чувство к природе.
Дидактическая игра «Чудо фрукты».
Тема:
Расширить представление о фруктах, развивать логическое мышление, познавательный интерес. Воспитывать бережное и благодарное чувство к природе.
Дидактическая игра «Чудо фрукты».
4 неделя
«Осень» «Осенняя пора очей очарованья…»
Учить детей собирать пазлы осенней природы, видеть красоту природы. Развивать моторику пальцев, интерес к изучению природы родного края. Воспитывать осознанное действенное отношение к родному краю, желание беречь и охранять её. Игра «Время года - осень» (собирать из пазлов картинки осеннего пейзажа).
Октябрь 1неделя
«Грибы. Ягоды» «Лесные осенние дары родного края» Расширить представление о грибах и ягодах, учить быть осторожными с неизвестными объектами.
Развивать слуховое восприятие, мышление.
Воспитывать бережное, благодарное отношение к природе. Чтение сказки: «Война грибов с ягодами».
2 неделя
«Птицы» «Птицы Родины моей» Учить детей называть птиц нашего края, угадывать птиц по голосу, заботиться о них.
Развивать познавательный интерес, любознательность.
Воспитывать бережное отношение к птицам. Просмотр видео с голосами птиц.
3 неделя
«Домашние животные» «Кто у бабушки живёт?» Учить называть, описывать по наиболее типичным признакам домашних животных в русских народных сказках. Развивать наблюдательность, любознательность.
Воспитывать чуткое, заботливое отношение к животным, интерес детей к сказкам, прививать любовь к устному народному творчеству.
Д/и «Домашние животные в русских народных сказках».
4 неделя
«Дикие животные»
«Дикие животные наших лесов» Учить детей внимательно слушать русскую народную сказку, следить за развитием сюжета.
Развивать познавательную активность, любознательность.
Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам, отзывчивость, желание помочь. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».
Ноябрь 1 неделя
«Одежда. Обувь».
«Русский народный костюм» Познакомить детей с особенностями русского национального костюма (предметов одежды, обуви, его роли в жизни человека.
Развитие внимания, памяти, мышления. Воспитывать уважение к русской народной культуре. Просмотр презентация «Русский народный костюм».
2 неделя
«Профессии, инструменты»
«Хлебороб - древняя профессия на Руси» Познакомить детей с главной профессией на Руси - хлебороб, тянущейся своими корнями в самые глубины истории Руси (в давние времена этим словом называли людей, стараниями которых получалось вырастить зерно, с социальной значимостью труда хлебороба.
Развивать познавательный интерес.
Воспитывать уважительное и благодарное отношение к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу. Беседа: «Откуда хлеб пришел на стол».
3 неделя
«Бытовая техника» «Русская изба и предметы её обихода»
Учить детей отгадывать загадки по описанию старинного русского быта. Развивать сообразительность, мышление, воображение.
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам.
В гостях у бабушки - загадушки (отгадывание загадок о предметах старинного русского быта).
4 неделя
«Виды росписи»
«Золотая хохлома» Учить детей расписывать посуду хохломской росписью - завитками, травинками, листочками, ягодами. Развивать познавательную активность, творческое воображение.
Воспитывать любознательность, чувство гордости за свою страну и уважительное отношение к труду народных мастеров. Рисование: «Золотая хохлома»
Декабрь 1 неделя
«Виды росписи» «Славится Россия чудо мастерами» Познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.
Развивать интерес детей к традициям и промыслам родного края, умение детей эстетически воспринимать красоту окружающего мира.
Воспитывать уважение детей к культурному прошлому родного края, интерес и уважение к труду людей, создающих изделия, чувство гордости за свой край. Рассматривание иллюстраций об истории промысла, полок красоты предметов одного народного промысла (дымковские игрушки или хохломская посуда).
2 неделя
«Зима. Природа родного края». «Всюду снег, кругом всё тихо. Зимним сном природа спит…» Учить детей видеть красоту природы родного края зимой, развивать чуткое отношение к красоте родной зимней природы, Родины и малой Родины через поэзию.
Воспитывать чувство гордости за то, что мы живёт в таком прекрасном краю, любовь к художественному слову. Чтение стихов о зимней природе.
3 неделя
«Зимующие птицы и животные» «Зимующие птицы и животные родного края» Закреплять знания детей о жилищах птиц и животных родного края.
Развивать логическое мышление, зрительное внимание.
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты к природе, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает. Дидактическая игра «У кого какой домик».
4 неделя
«Зимние забавы. Новый год» «Новый год у ворот» Формировать представления детей о праздновании Нового года, о его значимости.
Развивать диалогическую речь детей. Воспитывать познавательный интерес и любознательность к проведению общенародного праздника – Новый год.
Беседа о праздновании Нового года.
Январь
2 неделя
«Животные жарких стран» Тема «Мир вокруг нас»
Учить раскрашивать пластилином животных Африки нарисованных на картоне, смешивать пластилин, создавая новые оттенки. Формировать представление о разных странах мира, о животных Африки.
Развивать моторику пальцев рук, воображение и мышление детей, интерес к познанию окружающего мира вокруг нас.
Воспитывать любовь и бережное отношение к животным. Раскраска пластилином «Животные жарких стран» (пластинография).
3 неделя
«Животные Заполярья» «Жизнь в Заполярье» Познакомить с особенностями жизни людей, животных Севера, климатическими условиями Арктики и Антарктики.
Развивать любознательность, внимание, память, воображение, творчество.
Воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать природу, формировать понимание, что для сохранения природы ее нужно беречь, чувство уважения к жизни и труду людей в тяжёлых климатических условиях. Просмотр презентации о жизни животных Заполярья.
4неделя
«Наша страна - Россия» «Россия - Родина моя» Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем. Вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России. Формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну. Познакомить детей с понятиями «большая» и «малая» Родина. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Вызвать чувство сопричастности к истории страны.
Развивать познавательные процессы, память, внимание, желание приумножать красоту родного края. Знакомить детей с достопримечательностями Москвы.
Знакомство с государственной символикой и символикой столицы нашей родины.
Учить узнавать российский флаг. Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность расположения цветных полос на нём.
Воспитывать азы гражданственности и патриотизма, уважение к государственным символам России. Слушание рассказа воспитателя «Моя родина - Россия».
Февраль 1 неделя
«Мой край родной Кузбасс» «Вот эта улица, вот этот дом» Учить замечать характерные отличительные особенности зданий (при рассматривании домов ближайшего окружения).
Развивать у детей наблюдательность.
Уточнить представления детей о жилых и общественных зданиях. Дать детям обобщенный образ жилого и общественного дома
(цоколь, стены, крыша, двери, окна).
Воспитывать любовь к родному селу и чувство гордости за него. Целевые прогулки по близлежащим улицам.
2неделя
«Транспорт» «Транспорт в нашем поселке» Учить детей ходить парами, действовать по сигналу воспитателя.
Развивать внимание, пространственную ориентировку.
Воспитывать уважение к профессии водителя. Подвижная игра «Трамвай».
3 неделя
«Наша Армия» «Хочется мальчишкам в Армии служить» Расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину. Уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, солдаты, которые охраняют, защищают свою Родину, свой народ, у каждого народа, в каждой стране есть армия, которая защищает свой народ от врагов).
Развивать у детей быстроту, выносливость, силу, внимание.
Воспитывать гордость за наших воинов, защитников Отечества, патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну, гордость за свое Отечество.
Спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить».
4 неделя
«Моя семья. Папы» «Счастливая семья - основа процветания страны» Учить детей высказываться на темы из личного опыта, рассуждать, ориентироваться в родственных отношениях, отвечать на вопросы, строить простые и распространенные предложения.
Развивать диалогическую речь. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, уважения, взаимопомощи в семейной жизни.
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Составление рассказов «Мама, папа и я – дружная, счастливая семья».
Март 1 неделя
«Моя семья. О любимых мамах». «Моя семья - моё богатство» Учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, уважения, взаимопомощи в семейной жизни.
Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности, любознательность, наблюдательность.
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека, любовь и нежное чувство к матери, послушание ей, желание помогать маме.
Досуг «Мама, папа и я – талантливая семья»
2 неделя
«Весна» «Встречай весну мой край родной» Учить детей проявлять заботу об окружающем.
Развивать интерес к познанию окружающего мира, внимание, память, мышление, воображение, наблюдательность.
Воспитывать бережное отношение к природе, доброе, заботливое отношение к окружающему миру. Беседа «Труд людей в городах и сёлах» (как люди заботятся о красоте своего города, села после зимы)
3неделя
«Мебель» «Лес – богатство России» Сформировать представление детей о значении леса в жизни каждого человека и о необходимости бережного отношения к лесным богатствам, закрепить у детей понятия что лес - это строительный материл, человек научился использовать его в своих нуждах (изготавливать мебель).
Развивать познавательный интерес детей, мышление, воображение, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Воспитывать уважение к людям труда, чувство любви к окружающим нас природным богатствам, желание беречь и охранять природу, бережное отношение к окружающим предметам сделанными руками человека. Рассказ воспитателя «Лес – одно из богатств России».
4 неделя
«Посуда. Продукты питания» «Путешествие в прошлое посуды» Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком.
Закрепить знания о материалах (камень, стекло, дерево, металл, керамика, пластик).
Активизировать познавательную деятельность детей.
Развивать любознательность, мышление, творческое воображение.
Воспитывать бережное отношение желание любоваться красивыми предметами быта. Воспитывать бережное отношение к тому, что сделано руками человека, прививать чувство благодарности к людям за их труд.
. Посещение выставки «Прошлое посуды».
1 неделя
«Вода. Жители рек» «Голубые реки России» Познакомить детей с названием крупных рек России, формировать понимание значения воды в жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России. Рассказ воспитателя о крупных реках России, бережном и рациональном использовании воды.
Апрель 2 неделя «Космос» «Страна, открывшая путь в космос» Познакомить детей с историей возникновения праздника «День космонавтики». Сформировать элементарные представления о космосе, о планетах, Солнце, Луне, о первом полете в космос, первых летчиках-космонавтах, покоривших просторы Вселенной. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос Просмотр презентации о космосе, о первых летчиках-космонавтах «Ими гордится страна»
3 неделя
«Безопасность жизни». «Безопасность и здоровье детей – залог стабильного будущего России» Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных, уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации, соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях.
Развивать охранительное самосознание. Воспитывать чувство взаимопомощи.
Дидактическая игра «Опасно – не опасно».
4 неделя
«Безопасность жизни» • «Будущее – за здоровой, счастливой Россией» (опасные предметы) Учить соотносить речевую форму описания к изображениям. Помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья.
Развивать умственные способности и зрительное восприятие, охранительное самосознание.
Воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Загадывание загадок на тему: «Опасные предметы».
Май 1 неделя «Насекомые» «Встреча с насекомыми родного края» Учить различать насекомых по внешнему виду, по их характерным особенностям, делать выводы, наблюдая за насекомыми; устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать диалогическую речь детей, интерес к познанию окружающего мира, внимание, память, мышление, воображение, логическое мышление. Воспитывать аккуратность, бережное отношение ко всему живому, желание соблюдать правила безопасного поведения с насекомыми.
Рассматривание насекомых (муляжей).
2 неделя
«День Победы» «О Родине, о мужестве, о славе» Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы.
Побуждать уважительно относиться к подвигу наших соотечественников. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.
Возложение цветов к памятнику погибшим воинам ВОВ.
3 неделя
«Цветущая весна.
Птицы» «Первоцветы Кузбасса» Закрепить представления детей о первоцветах Кузбасса, научить определять первоцветы по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми.
Развивать познавательный интерес, воображение, мышление, умение сравнивать и анализировать.
Воспитывать бережное отношение к первоцветам.
Беседа «К первоцветам в гости».
4 неделя
«Лето» «В гости к лету» Расширять знания детей о летних изменениях в природе, многообразии летних цветов.
Развивать любознательность, наблюдательность, познавательные и творческие способности детей, его эмоциональную отзывчивость в процессе общения с природой.
Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства, положительно-эмоциональное отношение к красоте летней природы, беречь и защищать её. Вызвать интерес к жизни растений.
Досуг «Здравствуй лето».