юлия тофт
Перспективный план по инновационной деятельности «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план по инновационной деятельности
«Формирование познавательной и творческой активности дошкольников
через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края
(глиняная игрушка)
Приложение 1
Дата Наименование мероприятия Программное содержание Ответственные
Сентябрь Вводный мониторинг-
выявление знаний о народных промыслах Нижегородского края (глиняная игрушка). Воспитатели:
Сентябрь – май Оснащение и пополнение развивающей предметно-пространственной среды:
Публикация «Перспективный план по инновационной деятельности „Формирование познавательной и творческой активности дошкольников“» размещена в разделах
Наглядно-дидактический материал по теме «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников
через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края
(глиняная игрушка)
Альбомы:
• «Глиняные игрушки народных промыслов России»,
• «Глиняные изделия». Свистульки.
• «Жбанниковская игрушка. Ее своеобразие»,
• «Глиняная игрушка XIX-XXвв».
Настольно-печатные, дидактические игры :
• «Народные промыслы. Лото»,
• «Найди лишний предмет».
• «Пазлы»
• «Мемо»
• «Четвертый лишний»
• «Домино»
Презентации
и видеоролики:
• «Послушная глина»
• «Свойства глины»
• «Что такое глина? Почемушка»
• «Гончарное ремесло»
• «Глиняная игрушка»
• «Драгоценное наследие» Народные художественные промыслы Нижегородского края
• «Народные промыслы Нижегородского края «На крыльях мастерства»
• «Чудеса народных промыслов»
• Свистульки. Из серии «Лелины сказки»
• Нижегородская область. Край легенд и народных промыслов.
Мультфильмы:
• «Глинька. Русская сказка.»,
• «Глиняная сказка(1983г. Мультфильм СССР»,
• «Откуда появилась глина»
• «Живая глина. Кукольный мультфильм»
• «Приключение глины»
• «Послушная глина»
• «Приключение глиняного комочка» (1986г)Казахзфильм»
• «Гордый Мыш и глинька»
Книги с иллюстрациями:
• Александр Пловерин «Русская народная глиняная игрушка»
• Сказка «Путешествие Василисы в города народных промыслов»
• «Сказки и легенды о русских народных промыслах»
Раскраски («Дорисуй орнамент»)
трафареты
формочки для самостоятельной творческой деятельности
глина
свистульки (глиняные игрушки, фигурки глиняных игрушек
Работа с родителями
• «Игрушки в жизни детей дошкольного возраста»
• Консультация «Свистульки – наши помощники в развитии речи»
• Консультация «Глинотерапия»
• Привлечение родителей к созданию мини-музея в группе
• Привлечение родителей в организации экскурсии в художественную школу на занятие лепки
Создание условий для формирования представлений о народных промыслах Нижегородского края (глиняная игрушка).
Создание условий для развития познавательного интереса, творческих способностей детей. Вызвать желание использовать полученные на занятиях навыки в самостоятельной творческой и игровой деятельности.
Расширить знания детей о глине, как художественном и исследовательском материале Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Музыкальный руководитель:
Яшкова Е. М.
Сентябрь Родительское собрание «Формирование познавательной и творческой активности дошкольников
через ознакомление с народными промыслами Нижегородского края»
Выявление компетенции родителей в вопросах формирования представления детей о народных промыслах Нижегородского края. Ознакомление родителей с целями и задачами программы, а также с необходимостью знакомства с промыслами в развитии творческого потенциала личности дошкольника, формирование эмоциональной отзывчивости и интереса к традициям своего народа. Выявить степень заинтересованности родителей данной темой. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Вводная диагностика Выявление уровня развития детей 5-го года жизни в области знаний о народных промыслах, о глиняных игрушках- видах, типах, подтипов Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Консультация для родителей:
«Игрушки в жизни детей дошкольного возраста» Знакомство родителей с ролью игр и игрушек в дошкольном возрасте ребенка. Как выбрать игры по возрасту и содержанию. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Игра путешествие «Глиняная игрушка России»
Формирование и развитие основ художественной культуры воспитанников через ознакомление с народными промыслами. Познакомить с многообразием глиняной игрушки. Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Октябрь ООД Познание предметного и социального мира «В гости к глиняным мастерам» Формирование у детей представлений о труде гончарных мастеров, с глиняной игрушкой и историей ее возникновения. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
ООД Развитие речи «Описание глиняной игрушки» Способствование умению составлять описательный рассказ об игрушке и ее свойствах. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
ООД Чтение художественной литературы Е. А. Алябьева Сказки о предметах и их свойсвах. «Филимоновские чудеса»
Развитие познавательного интереса к народным промыслам. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Раскраски «Глиняная игрушка» Развитие мелкой моторики, умения гармонично подбирать цвета, раскрашивать, не выходя за контуры. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Дидактические настольно-печатные игры:
• «Найди пару» Развитие наблюдательности, внимания, тонкости зрительного восприятия, умение подбирать пару каждому предмету. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Праздник подвижных игр «Прокачусь на поезде со Свистулькой и Свистулечкой» Развитие положительных эмоций при игре на музыкальных игрушках. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Муз. рук Яшкова Е. М.
Рассматривание альбомов и иллюстраций (СДД) :
• Глиняные игрушки народных промыслов России»,
• «Глиняные изделия» Обогащение представлений и развитие познавательного интереса Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Просмотр презентаций и видеороликов:
• «Послушная глина» Создание условий для развития познавательного интереса, творческих способностей. Знакомство с профессией гончар. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Взаимодействие с родителями:
Консультация «Создание условий для экспериментирования детей дома» Повышение педагогической компетенции родителей.
Повышение познавательного интереса детей к новым знаниям в совместной творческой деятельности с родителями; развитие детской любознательности. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Ноябрь Экспериментальная деятельность «Волшебный материал- глина» Формирование знаний детей о свойствах глины. Обогатить представления детей об использовании глины человеком. Способствовать формированию умений проводить опыты, а также умение обобщать результаты Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
ООД Лепка декоративная из глины полимерной с элементами дизайна «Бусы для мамочки» Формирование умения отламывать кусочки от куска глины, раскатывать круговыми движениями между ладонями, выкладывать бусинки на нитку, ровно, на одинаковом растоянии. Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать отзывчивость, заботу о ближнем. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
ООД Рисование декоративное «укрась силуэт игрушки» Формирование умения детей украшать силуэт игрушки используя: линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы. Закреплять умение, правильно держать кисть, пользоваться гуашью, убирать излишки воды на кисточке, салфеткой. Развивать чувство цвета, воображение. Воспитывать усидчивость, аккуратность. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Раскраски «дорисуй орнамент» Развитие внимания, мелкой моторики, умения гармонично подбирать цвета, раскрашивать, не выходя за контуры. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Дидактические настольно-печатные игры:
• «Гончарное мастерство» (укрась силуэт игрушку)
• «Найди пару» Воспитание познавательного интереса, внимания, памяти, мышления. Развитие творческих способностей. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Рассматривание альбомов и иллюстраций
• «Глиняные игрушки народных промыслов России»,
• «Глиняные изделия»
• «Русская народная глиняная игрушка»,
Просмотр презентаций и видеороликов (СДД) :
• «Свойства глины»
• «Что такое глина? Почемушка»
Мультфильмы:
• ««Глиняная сказка(1983г. Мультфильм СССР»,
• «Откуда появилась глина» Расширение кругозора детей изделиями глиняных игрушек, способствовать развитию познавательного интереса и любознательности. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Взаимодействие с родителями:
• Создание альбоов: ««Русская народная глиняная игрушка»,
• «Глиняная игрушка для детей и взрослых».
• «Глиняная игрушка XIX-XXвв». Привлечение родителей к созданию тематического альбома. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Декабрь ООД Развитие речи «Путешествие в мир игрушек» Расширение представлений детей о глиняной игрушке способствовать умению классифицировать игрушки по типам и подтипам. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
ООД Лепка «Филимоновская уточка» Повышение интереса к глине, как к природному материалу и желание работать с ней. Формировать интерес и желание создавать игрушки. Вызвать положительный настрой в работе с глиной. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
ООД Рисование «Роспись игрушки по образцу» Учить детей последовательно наносить узор на готовое изделие, формировать умение правильно держать кисть и рисовать кончиком кисти. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Просмотр видеоролика «Гончарная мастерская» Расширение представлений детей о работе гончара. Активизация словаря : гончар, гончарный круг, обжиг, муфельная печь. Музыкальный руководитель:
Яшкова Е. М.
Раскраски: Раскраски («Дорисуй орнамент»)
формочки для самостоятельной творческой деятельности
Развитие внимания, мелкой моторики, умения гармонично подбирать цвета, раскрашивать, не выходя за контуры.
Способствовать развитию творческих способностей. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Рассматривание альбомов и иллюстраций (СДД) :
• «Глиняная игрушка для детей и взрослых».
• «Глиняная игрушка XIX-XXвв».
Мультфильмы:
• «Живая глина. .Кукольный мультфильм»
• Просмотр презентаций и видеороликов «Гончарное искусство для дошкольников» Расширение кругозора и представление детей о разнообразии глиняной игрушки, способствовать развитию познавательного интереса и любознательности. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Дидактические игры :
«Четвертый лишний»
«Домино» Учить детей обобщать, выделять народные игрушки из группы, находить лишнюю игрушку. Развивать внимание, мышление.
Развитие логического мышления. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Физкультурный досуг «Путешествие в мастерскую глиняных игрушек». Активизация словарного запаса по теме. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Взаимодействие с родителями:
Изготовление дидактических игр :
• «Народные промыслы. Лото»
• «Запомни народные промыслы» Приобщение родителей к созданию дидактических игр. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Январь Чтение познавательной сказки
«Путешествие Василисы в города народных промыслов» Развитие познавательного интереса к народным прогмыслам. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Познание предметного и социального мира «История создания жбанниковской игрушки свистульки. Как играть? Знакомство с технологией изготовления свистулек. Развитие интереса и любознательности. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
ООД Лепка «Жбанниковская уточка» Вызвать эмоциональный отклик на народную игрушку. Закреплять навык лепки фигуры уточки. Развивать творчество, образное видение при анализе поделок. Вызвать интерес к результатам лепки. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Музыкальное развитие
Беседа :Как играть на свистульках? Приемы игры на свистульке. Познакомить детей с игрой на свистульках Муз. рук. Яшкова Е. М.
Раскраски:
«Гончарное мастерство» (укрась силуэт игрушки) Развитие творческих способностей, мелкой моторики. Воспитание интереса к глиняной игрушке. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Рассматривание альбомов и иллюстраций (СДД) :
• «Глиняные игрушки народных промыслов России»,
• «Глиняные изделия»
• «Русская народная глиняная игрушка»,
• «Глиняная игрушка для детей и взрослых».
• «Глиняная игрушка XIX-XXвв». Продолжать поддерживать интерес к глиняным игрушкам. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Дидактические игры :
«Четвертый лишний»
«Кто спрятался?»
«Найди лишний предмет».
«Запомни народные промыслы»
Мультфильмы:
«Приключение глиняного комочка» (1986г)Казахзфильм Закрепление знаний. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Взаимодействие с родителями:
• Изготовление дидактических игр
• «Найди, что изменилось?»
• «Пазлы» Приобщение родителей к созданию дидактических игр и организации экскурсии в художественную школу для поддержания познавательного интереса. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Февраль
ООД Познание предметного и социального мира «Мастерская. Технология лепки и росписи игрушки». Развитие познавательного интереса, закрепление представлений о технологии лепки и росписи игрушки. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
ООД Рисование «Роспись игрушки» Закреплять умение рисовать, используя шаблоны, раскрашивать изображение в соответствии с заданием. Развивать эстетические чувства. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Музыкальный видеоклип «Как звучат свистульки» Развитие познавательного интереса. Музыкальный руководитель:
Яшкова Е. М.
СДД- Рассматривание альбомов и иллюстраций.
Дидактические настольно-печатные игры: «расписная игрушка свистулька» (Логико-малыш)
Просмотр презентаций и видеороликов:
«Драгоценное наследие» Народные художественные промыслы Нижегородского края Расширение представлений детей о многообразии узоров народных промыслов России. Совершенствовать представление о характерных элементах узора и сочетании народного декоративно-прикладного искусства Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Взаимодействие с родителями:
Организация экскурсии в художественную школу на занятие лепки Повышение активности родителей в реализации деятельности инновационной площадки. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Март Развитие речи. «Старинное-современное»
Например: сандалии-лапти; плита-печь, машина-сани (повозка) и т. д. Способствование умению отгадывать загадки, объяснять свой ответ полным предложением. Способствовать развитию связной речи, пополнять активный словарь детей названиями предметов старины. (после предварительного знакомства с названием-назначением и использованием) Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Танец- игра со свистульками «Для любимой бабушки». Развитие музыкального слуха, речевого дыхания и артикуляционного аппарата. Муз. рук. Яшкова Е. М.
Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
ООД Рисование. «Музей глиняных игрушек» Формирование умению украшать глиняные фигуры узорами по замыслу, находить красивые сочетания красок в зависимости от фона, использовать в своём творчестве элементы декоративно-прикладного искусства. Развивать творческие способности детей. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Рассматривание альбомов и иллюстраций (СДД)
Дидактические игры :
• «Народные промыслы»
• «Мемо»
Просмотр презентаций и видеороликов
• «Чудеса народных промыслов»
• Свистульки. Из серии «Лелины сказки»
Продолжить знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства, обогащать зрительные впечатления, формировать интерес и эстетический вкус у дошкольников. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
СДД. Закрашивание раскрасок Развитие мелкой моторики детей. Воспитывать аккуратность и умение закрашивать в одном направлении. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Взаимодействие с родителями:
• Привлечение родителей к созданию мини-музея в группе. Повышение активности родителей в реализации деятельности инновационной площадки. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Апрель ООД Рисование «Игрушки наших бабушек» Закрепление умению рисовать с помощью трафарета, украшать и раскрашивать игрушки по своему усмотрению. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Воспитывать чувство взаимовыручки, желание помогать друг другу. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
ООД Чтение художественной литературы «Сказки и легенды о русских народных промыслах» Способствовать расширению и активизации словаря за счёт исконно русских слов и понятий. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Познавательное развитие «Народная игрушка – свистулька» Познакомить с русскими традициями на Руси, закрепить знания о духовом инструменте, т, воспитывать уважительное отношение к русской народной культуре. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Муз. рук. Яшкова Е. М.
• Просмотр видеоролика «Нижегородская область. Край легенд и народных промыслов.» Формировать у детей представления о труде взрослых, воспитывать любовь к родному краю, родной культуре.. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Рассматривание альбомов и иллюстраций, закрашивание раскрасок (СДД)
Дидактические настольно-печатные игры:
• «Назови элемент узора росписи»
• «4й лишний»
• «Мемо» Развитие внимательности, памяти; закрепление знаний о народных промыслах, развитие умения доказывать свой выбор Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Май Итоговое мероприятие. ООД «Ярмарка мастеров» Закрепление знаний о духовом инструменте, русских традициях на Руси, воспитание уважительного отношения к русской народной культуре, развитие положительных эмоций и доброжелательных отношений. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Муз. руководитель:
Яшкова Е. М.
Итоговое родительское собрание. Доклад с презентацией о деятельности Воспитатели :
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.
Итоговый мониторинг. Выявление представлений детей о народных промыслах, о глиняных игрушках- видах, типах, подтипах. Воспитатели:
Тофт Ю. М.
Звонкова Е. А.