Ирина Голосовская
Перспективный план непосредственной образовательной деятельности в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к рабочей программе средней группы 2011-2012г.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Лесная сказка» п. Лонгьюган Надымского района»
Нормативной базой для составления рабочей программы в средней группе МКДОУ «Детский сад «Лесная сказка» являются следующие документы:
• Закон РФ «Об образовании»;
• Закон «Об образовании ЯНАО»;
Публикация «Перспективный план непосредственной образовательной деятельности в средней группе» размещена в разделах
• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении № 666 от 12.09.2008г. ;
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03;
• Образовательная программа МКДОУ «Детский сад «Лесная сказка», разработанная в соответствии с ФГТ и Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2010 г.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» в структуре учебного плана МКДОУ «Детский сад «Лесная сказка» выделены 3 части: инвариантная, вариативная и образовательный компонент дошкольного учреждения.
Инвариантная часть обеспечивает единство дошкольного образовательного пространства на территории РФ, выполнение федеральных государственных требований к образовательной программе ДОУ. Инвариантная часть представлена двумя компонентами: федеральным и региональным.
Реализация федерального компонента осуществляется за счёт организации образовательной деятельности в МКДОУ «Детский сад «Лесная сказка», на основе Образовательной программы МКДОУ «Детский сад «Лесная сказка» разработанной в соответствии с ФГТ и Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2010 г.
главные задачи, которой:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности;
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- подготовка ребёнка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Выше перечисленные цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности : игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Содержание образовательной деятельности в средней группе дополнено следующими парциальными программами:
«Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой 2006г. дополняет раздел «Изобразительная деятельность» основной комплексной программы;
«Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой 2000г. дополняет раздел «Музыкальное воспитание» основной комплексной программы;
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной 2002г. дополняет раздел «Ознакомление с окружающим» основной комплексной программы.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
• «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.
• программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, образовательную область «Художественное творчество»;
• программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (под редакцией С. А. Стеркиной, Н. Н. Авдеевой, Н. Л. Князевой) образовательную область «Безопасность»; 1 раз в месяц в образовательной деятельности по формированию целостной картины мира.
• Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста воспитания «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, дополняет образовательную область «Музыка».
Региональный компонент реализуется через тематическую неделю «Малая Родина - Ямал», а также в непосредственно образовательной деятельности в разделе «Формирование целостной картины мира» серии занятий «Наш дом - Ямал»; ознакомление с традициями и обычаями коренных жителей через организацию цикла подвижных игр «Игры народов Севера» в совместную и самостоятельную деятельность.
Для реализации дополнительных возможностей, предоставляемых основной комплексной воспитательно-образовательной «Программой воспитания и обучения в детском саду», в учебный план включен компонент дополнительного образования :
• Факультатив художественно- эстетического развития «Весёлый ручеёк». Рабочая программа дополнительного образования факультатива «Весёлый ручеёк» утверждена решением педагогического совета (протокол №4 от 31.08.2011г, срок освоения программы 1 год. Факультатив посещают дети средней группы, занятие проводится 1 раз в неделю. При проведении факультативной работы учитываются индивидуальные особенности детей.
• технология М. Монтессори.
Основные составляющие технологии М. Монтессори.
I. Обучение навыкам практической жизни. Цели:
Дают возможность реализовать потребность в различных движениях. При этом ребёнок учится контролю и координации собственных движений;
Впервые дают ребёнку возможность пережить некоторую деятельность как завершенный процесс с началом, серединой, концом;
Ребёнок впервые имеет право выбора – он выбирает материал, место работы с ним и длительность работы;
Способствует развитию независимости ребёнка от взрослого, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самооценности;
Косвенно подготавливают ребёнка к работе со всеми остальными материалами.
II. Сенсорное воспитание. Цели:
Упражнения сенсорной зоны развивают и тренируют чувственный аппарат: осязание, вкус, обоняние; учится слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов; косвенно подготавливают детей к изучению математики, ботаники, географии, музыки; способствуют интеллектуальному развитию в процессе целеустремлённых движений, работы руками.
III. Математика. Цели:
Материалы построены в тесной связи с сенсорными материалами и учитывают сенсомоторные потребности ребёнка.
На этом материале прослеживается связь арифметики и геометрии;
В построении системы математических материалов и в методике работы с ними соблюдаются два важнейших принципа: от конкретного к абстрактному; от знакомства с количеством через знакомство с символами к соотнесению количеств и символов.
IV. Обучение грамоте и развитие речи:
Помочь ребёнку овладеть разными видами речевой деятельности : слушанием, говорением, чтением, письмом.
V. Космическое воспитание. Цели:
Формирование представлений о живой и неживой природе, о мире растений, о мире животных; о человеке, как части живой природы; о человеке, как социальном существе; формирование представлений о Космосе; о сезонных изменениях в природе и жизни людей.
VI. Уроки социальной жизни. В тематику входит обучение навыкам социальной жизни: 1) Я и другие люди; 2) Поведение в общественных местах; 3) гигиена и опрятность; 4) Человек в природе; 5) Основы безопасности жизнедеятельности.
VII. Обучение восприятию искусства через собственную изобразительную творческую деятельность. Цель: организация познавательного процесса, процесса восприятия художественного изображения и языка изобразительного искусства через собственные практические действия.
VIII. Трудовое обучение и воспитание. В основу программы положен так называемый метод групповых проектов, т. е. больших блоков различных видов работ, сводящихся к одному общему продукту. Эти работы включают в себя не только непосредственно трудовые операции, но и работу с литературой, познавательные беседы и экскурсии, работу по сбору природного материала, его изучению, систематизации, составление коллекций, постановку простейших экспериментов, литературное и художественное творчество.
IX. Музыкальное воспитание. Цель: помочь воспитать музыкально развитого человека, любящего и понимающего музыку самых разных жанров.
Развитие музыкального слуха;
Формирование певческого навыка;
Умение осуществлять движение в соответствии с характером музыки;
Умение импровизировать, сочинять, участвовать в музыкальных играх;
Слушать музыку;
Участвовать в музыкальных спектаклях.
Выше обозначенная работа способствует формированию и развитию речевой активности и самостоятельности мышления во всех видах деятельности; совершенствованию двигательной активности; развитию художественного и эстетического вкуса. При этом учитывается охват большого количества детей и нагрузка на одного ребёнка, не превышающая одного кружка.