Любовь Мартынова
Перспективный план исследовательской работы в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план исследовательской работы в старшей группе
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №167»
Перспективный план исследовательской работы для детей старшего дошкольного возраста
г. Оренбург, 2022г.
Цель: Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности, развитие любознательности, сообразительности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Сентябрь
Публикация «Перспективный план исследовательской работы в старшей группе» размещена в разделах
Тема: «Электричество вокруг нас»
Цель: Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии, с понятием «электрический ток». Уточнить представления детей о значении электричества для людей. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. Учить строить гипотезы, делать выводы.
Беседа: «Полезные и опасные свойства электричества»
Дидактическая игра «Электроприборы»
Опыты: «Почему горит Фонарик?», «Чудо-расческа», «Вертушка»
Рассказ «История электрической лампочки»
Октябрь
Тема: «Удивительный песок»
Цель: Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, определить форму песчинок.
Опыты: «Свойства мокрого песка», «Сыпучесть сухого песка
Эксперимент «Куда исчезла вода?» (В стакан с песком нальём воды) Каким стал песок? Куда исчезла вода? (Вода быстро впитывается в песок)
«Песочная страна» (рисование сухим песком)
Ноябрь
Тема: «В мире стекла»
Цель: Помочь детям выявить свойства стекла: прочное, прозрачное, цветное, гладкое, его применение. Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов: микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп; познакомить с правилами пользования приборами. Проявлять познавательную активность, развивать любознательность.
Опыт «Звучащее стекло» (слегка постучать по разным стеклянным предметам – чем стекло толще, тем звук ниже)
Опыт – эксперимент: Сравнение свойств лупы и простого стекла, выявить свойство лупы увеличивать предметы.
Эксперимент: «Изготовим лупу самостоятельно (пищевая пленка и вода)»
Декабрь
Тема: «Бумажные истории»
Цель: Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.
Эксперимент «Весёлая полоска»
Взять полоску бумаги горизонтально поднести к губам и подуть – она издает звук.
Опыт «Бумага намокает»
Взять емкость с водой и положить в нее сначала салфетку, а потом тетрадный лист. Салфетка сначала намокла, а потом и тетрадный лист. Значит бумага намокает.
Опыт «Бумага рвется»
Предложить порвать руками целлофановый пакет, а теперь бумагу, и нам это удалось. Значит бумага хорошо рвётся.
Опыт «Бумага мнется»
Попробуйте смять рукой кусочек ткани и кусочек бумаги. Ткань распрямилась, а бумага так и осталась мятой. Значит она хорошо мнётся.
Январь
Тема: «Волшебница - водица»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды через игры и опыты, учить исследовать воду в разных состояниях, делать самостоятельные выводы по результатам обследования.
Опыт «Когда льётся, когда капает?»
С помощью пипетки и полиэтиленового пакета дети определяют, когда быстрее наполняется емкость, когда капает или льется?
Опыт «Откуда берётся вода?».
Взрослый накрывает ёмкость с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке)
Опыт «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».
Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Когда очень тепло).
Опыт «Растения «пьют» воду»
Поставить букет цветов в прозрачную вазу, уровень воды отметить маркером. Через некоторое время посмотреть, что уровень воды снизился. Почему? (растения «пьют» воду)
Занятие «Ходит капелька по кругу»
Цель: Познакомить детей с понятием – круговорот воды в природе.
Февраль
Тема: «Воздух»
Цель: Продолжать знакомство детей со свойствами воздуха, его ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Опыт Воздух не видим и прозрачен.
Детям предлагается опустить стакан в емкость с водой, держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт Воздух в стакане.
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт Воздух толкает предметы.
Надуть воздушный шарик, затем попытаться медленно выпустить из него воздух. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.
Опыт Воздух легче воды.
Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом (шарики, мелкие пластмассовые, резиновые игрушки) Почему они не тонут? (воздух легче воды)
Опыт Свеча в банке
Можно ли погасить горящую свечу, не прикасаясь и не задувая ее? Взрослый зажигает свечу и накрывает ее банкой. Что произошло со свечой. Почему свеча погасла? (прекратилась подача воздуха)
Просмотр презентации «Значение воздуха в жизни человека, растений и животных»
Март
Тема: «Магнит и его волшебные свойства».
Цель: Познакомить с понятиями «магнит» и «магнитная сила»; формировать и приобретать знания посредствам опытов, делать выводы, обобщения; развивать воображение, творческие способности.
Опыт «Сила магнитов»
Познакомить магнитами: большой подковообразный и полосовой средней величины магнит. Предложите детям определить, какой магнит сильнее.
по расстоянию – сильнее тот магнит, который притянет стальной предмет (скрепку, на большем расстоянии (сравниваются расстояния между магнитом и тем местом, где находится притянутая им скрепка);
по количеству скрепок – сильнее тот магнит, который удерживает у своего полюса цепочку с большим количеством стальных скрепок (сравнивается количество скрепок в цепочках, «выросших» у полюсов магнитов)
Опыт «Всё ли притягивают магниты?»
В ходе эксперимента надо разделить все предметы на две группы : металлические и не металлические. Поднеся магнит по очереди к предметам первой и второй группы. Мы определяем, что неметаллические предметы не притягиваются к магниту.
Вывод: магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
Опыт «Как достать скрепку из воды не намочив рук»
Стаканчик с водой, в нем железные предметы, скрепки.
Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы в воде. Такой же опыт с песком.
Вывод: Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой или песком.
Беседа-рассуждение «Магнит вреден или полезен»
Апрель
Тема: «Свет и тень»
Цель: Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света
Занятие «Откуда берется свет?»
Опыт «Солнечные зайчики»
Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами).
Поймать луч света и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой.
Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на телефоне, на часах и т. д.)
Опыт «Образование теней»
Материал. Настольная лампа, фонарик, игрушка (машина, фигура животного, вырезанная из картона (собачка). Поставить фигуру собачки между экраном и источником света, попеременно приближать фигурку то к стене, то к свету. То же самое сделать с игрушкой машиной.
Результат. Чем ближе игрушка к фонарю, тем больше ее тень на экране. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень.
Вывод. Если какой-нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому, если предмет расположен близко к источнику света, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой.
Литература:
Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л. Н. Прохорова. -М. ; 2010 г.
Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель. _214 с.