Ульяна Белкина
Перспективный план и тематическое планирование кружка «Рюкзачок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 46»
Программа и тематическое планирование кружка «Рюкзачок"
Белкина Ульяна Петровна, инструктор по физической культуре
Соликамск 2008 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Перспективный план и тематическое планирование кружка „Рюкзачок“» размещена в разделах
В настоящее время туризм и краеведение в детских садах, школе и внешкольных учреждениях развиваются в непосредственной связи с учебно-воспитательными задачами. Они содействуют осуществлению трудового и нравственного воспитания ребёнка. Туризм позволяет реализовать потенциальные возможности личности каждого ребенка; учит умению жить в коллективе, сопереживать; решать проблемы коммуникативного характера; ориентироваться в экстремальных ситуациях; оказывать первую медицинскую помощь; изучать и любить свой край.
При составлении программы использованы материалы программ Андрейкина А. П., Елтышевой Л. С., Стариковой О. В., Стародубцевой И. П., Мальцевой Т. В. В содержание программы, в отличие от вышеназванных программ профильных лагерей, внесена тема «Тренинги» для отработки практических умений и навыков.
Программа ориентирована на детей 6 -7 лет. Программный курс рассчитан на 36 часов. 18 часов обязательных групповых занятий, 14 часов (тренинги) являются дополнительными, их количество может быть увеличено или уменьшено.
ЦЕЛЬ: формирование туристической, общефизической и специальной подготовки у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
формировать знания об основах туризма;
ознакомить с историей и культурой родного края;
обучить основам топографии, технике и тактике движения в походе;
способствовать воспитанию интереса к туристической деятельности.
Организация образовательной среды:
- система занятий;
- участие в спортивных мероприятиях;
- организация походов и экскурсий
Основные формы и методы работы:
- словесный рассказ, беседа;
- наглядная демонстрация оборудования;
- игры, соревнования;
- организация фотовыставок;
- выставки поделок из природного материла;
- практическая работа.
Форма контроля:
- Итоговые занятия;
- Тестирование;
- Устный опрос;
- Участие в спортивных соревнованиях.
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
- Технику безопасности в походе;
- Гигиену туриста;
- Растительный и животный мир родного края;
- Виды костров и их назначение;
- Топографические знаки;
- Туристическое снаряжение;
Могут уметь:
- Оказывать первую доврачебную медицинскую помощь;
- Ориентироваться по местным признакам;
- Преодолевать естественные препятствия;
- Пользоваться туристическим снаряжением.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
___ В том числе
№ Наименование темы Всего теор. прак.
темы часов занятия занятия
1. Гигиена туриста. Первая медицинская помощь 3 1 2
2. Родной край. Охрана природы 3 1 2
3. Топография. Ориентирование 3 1 2
4. Техника передвижения и преодоление естественных 3 - 3
препятствий. Техника безопасности
5. Туристическое снаряжение 3 1 2
6. Костры 2 1 1
7. Питание 1 1 -
8. Тренинги 14 - 14
___
Итого 32 6 26
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Гигиена туриста. Первая медицинская помощь.
Занятие:
- Одежда и обувь туриста. Помощь при мелких ссадинах, царапинах, резаных, ранах, потертостях кожи.
Тема 2. Родной край. Охрана природы.
Занятие:
- Растительный и животный мир родного края.
Тема 3. Топография. Ориентирование.
Занятие:
- Условные топографические знаки. Ориентирование по местным знакам.
Тема 4. Техника передвижения и преодоления естественных препятствий. Техника безопасности.
Занятие:
- Движение по дороге, тропе, болоту. Переправа через ручьи и канавы.
Правила дорожного движения. Взаимопомощь.
Тема 5. Снаряжение.
Занятие:
- Личное снаряжение. Укладка рюкзака.
Тема 6. Костры.
Занятие:
- Виды костров, назначение, устройство.
Тема 7. Питание.
Занятие:
- Режим питания. Правильное питание.
Тема 8. Тренинги.
Общие мероприятия: игры «Страны в картинках», «Добрый доктор Айболит», составление рассказов, «Экологическая эстафета», «Полоса препятствий», экскурсии в эколого – биологический центр, игра «Погоня за лисицей», «Водно - сухопутные игры», Семейный туристический слёт «Мы туристы!»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация данной программы предполагает формирование стойкого познавательного интереса к туристкой – краеведческой деятельности (получив азы туризма, попытаются продолжить эту интересную форму работы в дальнейшем времени в классе, в школе и дома). Группа формируются с учетом возрастных особенностей не более 15 человек.
Для того чтобы дать воспитанникам возможность проявить свою инициативу,
научиться организации туристской работы, можно провести между группами, совместно с родителями. Ход такой работы можно отразить на стендах, в туристических уголках, краеведческих музеях, организовать фотовыставку, выставку туристических поделок из природного материала. Все работы кружковцы делают самостоятельно, но под руководством инструктора.
Важнейшим моментом обучения является формирование практических навыков и умений, поэтому почти все занятия необходимо строить так, чтобы занимающиеся практически закрепляли навыки технической подготовки, походного опыта и краеведческой работы.
Для отслеживания результатов усвоения теоретических знаний, умений и навыков разработать материалы для тестового контроля (1-ый тест после изучения тем 1,2,3; 2-ой тест после изучения тем 5,6,7). Практические умения и навыки отслеживаются во время массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий «Полоса препятствий», «Погоня за лисицей».
Учебно–методическое обеспечение
- Наглядные пособия;
- Схемы, планы;
- Перевязочный материал;
- Спортивное оборудование;
- Туристическое снаряжение.
Оборудование
- Рюкзак,
- Палатка,
- Котелок,
- Канаты,
- Компас.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Для отслеживания результатов усвоения теоретических знаний, умений и навыков разработаны материалы для тестового контроля (1-ый тест – после изучения тем №1,2,3; 2-ой тест –после изучения тем 5,6,7). Практические умения и навыки отслеживаются во время массовых физкультурно – оздоровительных мероприятиях «Полоса препятствий», «Погоня за лисицей», «Эстафеты», «Семейный туристический слет «Мы туристы!»».
Проведение диагностики необходимо для:
- выявления начального уровня знаний о туризме,
- проектирования индивидуальной работы,
- оценки эффекта педагогического воздействия.
Цель: определить уровень овладения элементарными навыками туризма.
Методы диагностики: контрольные тесты (растения, виды костров, топографические знаки и др., наглядные, словесные, практические, игровые методы.
Оценка проводится по 3 бальной системе:
3 – самостоятельно выполняют задания,
2 – выполняют задания при помощи педагога,
1 – не справляются с заданием.
Основой для определения параметров оценки послужили труды Андрейкина А. П., Елтышевой Л. С., Стариковой О. В., Стародубцевой И. П., Мальцевой Т. В.
В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл, выстроить диаграмму или график показателей для общего сравнения динамики в освоении материала ребёнком на протяжении определенного периода времени.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрейкин А. П. Программа летнего оздоровительного лагеря «Школа юного туриста-ориентировщика» //Сборник авторских программ воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях. Пермь, 1996. С. 93-102.
2. Елтышева Л. С., Старикова О. В., Стародубцева И. П., Мальцева Т. В. Программа летнего оздоровительного краеведческого лагеря «Отечество» // Сборник авторских программ воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях. Пермь, 1996. С. 103-127.
3. Константинов Ю. С. Туристическая игротека. М. : Владос, 2000.
4. Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристических вожаков. М. : Владос, 1999.
5. Лейбсон В. И. Программы кружков и секций пионерских и профильных лагерей. М. : ДОСААФ СССР, 1979.
6. Маслов А. Г. Константинов Ю. С. Дрогов Н. А. Полевые туристические лагеря. М. : Владос, 2000.
7. Садов М. С., Никова В. К. Отдых на природе: Энциклопедия веселой компании. СПб. : Литера, 2000.
8. Сборник авторских программ воспитательной работы в детских оздоровительных лагерях. Пермь: ГУООДО, 1996.
9. Титов В. В. Туристско – краеведческие кружки в школе. М. : Просвещение, 1988.