Елена Семенова
Перспективный план дидактических игр по развитию словаря в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели Дидактические игры
Сентябрь
3 неделя
«Осень. Признаки осени» «Какое время года?» Учить определять осень по характерным признакам. Развивать активный словарь прилагательных.
«Бывает-не бывает» Учить определять по признакам времена года. Развивать словарь.
«Что неправильно» Учить находить и исправлять ошибки, называть признаки осени. Развивать мышление, словарь.
Публикация «Перспективный план дидактических игр по развитию словаря в средней группе» размещена в разделах
«Назови признаки» Учить называть признаки осени. Развивать словарь прилагательных.
4 неделя
Осень в гости к нам пришла» «Найди такой же листок» Упражнять в нахождении листка по образцу. Развивать мышление, память.
«Составь картинку» Упражнять в составлении картинки из частей. Развивать наглядно-образное мышление.
«Дары осени» Упражнять в назывании овощей и фруктов по их внешнему виду, обобщать по общим признакам.
«Угадай, чего не стало?» Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
Октябрь
1 неделя
«Огород. «Овощи» «Я собрал на огороде» Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти.
«Что растет на огороде?» Упражнять в назывании овощей, обобщать понятия по общим признакам. Развивать словарь существительных.
«Что растет в саду?» Упражнять в назывании фруктов, обобщать понятия по общим признакам. Активизировать словарь.
«Во саду ли в огороде» Упражнять в умении классифицировать предметы по признакам. Развивать мышление.
2 неделя
«Сад. Фрукты» «Лови да бросай – фрукты называй» Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
«Собери фрукты» Упражнять в умении составлять из кубиков целое изображение фруктов. Развивать мышление.
«Лишнее слово» Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
«Угадай по описанию» Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
3 неделя
«Лес. Грибы и лесные ягоды» «Съедобные –
несъедобные» Учить различать и называть съедобные и несъедобные грибы по внешним признакам. Развивать словарь.
«Что растет в лесу?» Учить называть различать и грибы, активизировать словарь
«Что лишнее?» Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
«Лови да бросай - грибы называй» Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
4 неделя
«Игрушки» «Назови части» Учить называть части предметов, развивать мышление.
«Собери картинку» Упражнять в умении составлять из кубиков целое изображение игрушек. Развивать наглядно-образное мышление.
«Найди лишний предмет» Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
«Угадай, чего не стало?»» Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
Ноябрь
1 неделя
«Одежда» «Волшебный мешочек» Упражнять в назывании предметов одежды, их частей, называть обобщающее слово.
«Твой дом» Упражнять в умении обобщать понятие по общему признаку. Развивать мышление.
«Угадай по описанию» Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
«Одень куклу» Упражнять в одевании куклы в определенной последовательности. Развивать глагольный словарь.
«Обувь»
Упражнять в назывании предметов обуви; использовать обобщающее слово
«Волшебные шнурочки» Развивать мелкую моторику рук.
«Путаница» Упражнять в нахождении предметов обуви по контурному изображению и называть обобщающее слово.
2 неделя
«Обувь»
«Угадай, чего не стало?» расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
3 неделя
«Мебель» «Твой дом» Упражнять в умении обобщать понятие по общему признаку. Развивать мышление.
«Лови да бросай – мебель называй» Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
«Сложи картинку» Упражнять в умении составлять из частей целое изображение обуви. Развивать наглядно-образное мышление.
«Переезжаем в новую квартиру» Упражнять в постройке мебели из деталей конструктора, назывании частей мебели.
4 неделя
«Посуда» «Посуда» Упражнять в назывании предметов посуды, умении обобщать по общим признакам. Развивать словарь существительных.
«Назови ласково» Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
«Найди лишний предмет» закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению
1 неделя
«Зима» Декабрь
«Отгадай время года? Развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры.
«Бывает - не бывает?» Расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.
«Круглый год» Учить составлять времена года по признакам. Развивать словарь прилагательных.
«Собери картинку» Упражнять в умении составлять целое изображение из частей, развивать наглядно-образное мышление.
2 неделя
«Зимующие птицы» «Зимующие птицы» Учить различать и называть зимующих птиц. Активизировать словарь.
«Чей домик» Учить находить жилище для животного и называть его. Развивать умение использовать в речи существительные.
«Четвертый лишний» закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
«Летает – не летает» Упражнять в умении классифицировать предметы по общему признаку. Развивать слуховое восприятие.
3 неделя
«Комнатные растения» «Назови части цветка» Учить называть части растения. Активизировать словарь.
«Что лишнее?» Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
«Угадай, какое растение?» Учить различать и называть растение по характерным признакам. Развивать словарь существительных.
«Собери картинку» Упражнять в умении составлять целое изображение из частей, развивать наглядно-образное мышление.
4 неделя
«Новогодний праздник» «Угадай, чего не стало?» Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
«Назови одним словом» Учить называть обобщающее слово-существительное.
«Расскажи, что на картинке» Учить составлять предложения по сюжетной картинке, развивать связную речь
Январь
3 неделя
«Домашние животные» «Семья» Упражнять в составлении семьи животных из пазлов; называть животных и их детенышей.
«Животные и их детеныши» Закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
«Собери картинку» Упражнять в составлении целого изображения из нескольких частей. Развивать наглядно-образное мышление
«Четвертый лишний» Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
3 неделя
«Домашние животные» «Семья» Упражнять в составлении семьи животных из пазлов; называть животных и их детенышей.
«Животные и их детеныши» закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
«Собери картинку» Упражнять в составлении целого изображения из нескольких частей. Развивать наглядно-образное мышление
«Четвертый лишний» Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
4 неделя
«Дикие животные» «Кто как разговаривает?» Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
«Скажи ласково»
Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
«Загадки-добавлялки» Развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры.
«Назови одним словом» Учить называть обобщающее слово-существительное.
Февраль
1 неделя
«Профессии. Продавец» «Кто чем занимается?» Развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры.
«Профессии» Упражнять в назывании профессий по способам действий. Развивать глагольный словарь.
«Что лишнее» Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
«Угадай, чего не стало?» Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
2 неделя
«Профессии. Почтальон»
«Что лишнее?» Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
«Что нужно для работы?» Упражнять в назывании предметов, необходимых для работы. Развивать словарь.
«Профессии» Упражнять в назывании профессии –почтальон, умении подбирать предметы, необходимые для его работы
«Что делает?» Закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
3 неделя
«Транспорт»
«Собери машину» Упражнять в умении собирать целое изображение транспортных средств из кубиков. Развивать мышление.
«Транспорт» Упражнять в назывании транспорта, его назначении. Развивать словарь существительных.
Назови одним словом» Учить называть обобщающее слово-существительное.
«Назови части» Упражнять в умении называть части машины. Активизировать словарь.
4 неделя
«Профессии на транспорте» «Кто работает…» Упражнять в назывании профессии – водитель. Развивать активный словарь.
«Что делает?» Закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
«Угадай, чего не стало?» Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
«Что лишнее» Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Март
1 неделя
«Весна» «Бывает – не бывает» Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях.
«Назови приметы» Упражнять в назывании примет весны. Развивать мышление, словарь прилагательных.
«Круглый год» Учить составлять времена года по признакам. Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.
«Контрасты» Учить называть противоположные по смыслу слова. Развивать мышление.
2 неделя
«Мамин праздник» «Мамины помощники» Упражнять в назывании действий; расширение глагольного словаря.
«Что делает мама» Закрепление знаний детей о действиях мамы, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
«Накроем на стол» Упражнять в умении правильно сервировать стол, называть свои действия. Развивать глагольный словарь.
«Расскажи по картинке» Учить составлять предложения по сюжетной картинке, развивать связную речь.
3 неделя
«Первые весенние цветы» «Назови цветок» Учить различать и называть весенние цветы по характерным признакам. Развивать словарь прилагательных.
«Собери цветок» Упражнять в составлении целого изображения цветка из частей. Развивать мышление.
«Назови одним словом» Учить называть обобщающее слово-существительное.
«Что лишнее» Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
4 неделя
«Дикие животные» «Кто больше увидит?» Расширение объема словаря, развитие зрительного восприятия.
«Мяч бросай и животных называй» Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
«Скажи ласково» Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
«Угадай, чего не стало?» Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления
Апрель
1 неделя
«Дикие животные» «Чей домик?» Упражнять в назывании жилища животного, развивать умение использовать в речи предлоги.
«Чей малыш» Упражнять в назывании детенышей животных. Развивать активный словарь.
«Собери животных» Упражнять в составлении целого изображения из частей. Развивать мышление.
«Четвертый лишний» Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
2 неделя
«Домашние животные» «Какая польза?» Учить детей понимать и называть пользу, приносимую животными. Развивать словарь.
«Назови части тела» Упражнять в назывании частей тела животного. Развивать мышление.
«Назови детенышей» Упражнять в назывании детенышей животных. Активизировать словарь.
«Скажи ласково»
Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
«Назови птицу» Упражнять в умении различать и называть перелетных птиц по внешнему виду. Развивать словарь.
«Найди части тела» Упражнять в умении находить части тела птиц. Активизировать словарь существительных.
«Что лишнее» Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
3 неделя
«Птицы прилетели»
«Что лишнее» Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
«Угадай, чего не стало?» Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.
4 неделя
«Насекомые» «Собери насекомых» Упражнять в умении находить части тела насекомого. Развивать словарь.
«Как передвигается» Упражнять в умении определять способы передвижения животного; расширять глагольный словарь.
«Лови да бросай – насекомых называй» Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
«Назови насекомого» Упражнять в назывании насекомых по внешнему виду. Развивать словарь.
Май
1 неделя Дианостика
2 неделя
«Наш город» «Наш город» Учить называть свой город. Активизировать словарь.
«Назови достопримечательности» Учить называть достопримечательности города. Расширять знания об окружающей действительности.
«Мой адрес» Упражнять в назывании своего домашнего адреса. Развивать память, активный словарь.
«Назови здание» Учить узнавать и называть здания по характерным признакам. Развивать словарь признаков.
3 неделя
«Правила дорожного движения» «С Дино я гулять пойду, и в беду не попаду» Упражнять в умении анализировать и исправлять неправильные ситуации на улице. Развивать мышление, речь.
«Дорожные знаки» Учить называть дорожные знаки и их значение. Развивать словарь.
«Что лишнее» Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
«Что делать?» Учить решать проблемные ситуации на дороге, развивать связную речь.
4 неделя
«Лето. Цветы» «Назови признаки лета» Упражнять в назывании признаков лета. Развивать словарь прилагательных.
«Назови цветы» Учить различать и называть полевые цветы
по характерным признакам. Развивать словарь.
«Лови да бросай – цветы называй»
Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
«Собери цветы»
Упражнять в составлении целого изображения цветка из кубиков. Развивать мышление.