елена шумова
Перспективный план артикуляционной гимнастики в подготовительной логопедической группе
Комплексы артикуляционной гимнастики для логопедической группы «Василёк»
Воспитатели: Казарина Т. А., Шумова Е. И. Артикуляционная гимнастика №1.
1) «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые тубы (удерживать 5 сек.)
2) «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек.
3) «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его, произнося пя-пя-пя.
Публикация «Перспективный план артикуляционной гимнастики в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
4) Набрать воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы с включением голоса.
5) Кончик языка упереть в нижние резцы, причём выгибать кверху переднюю часть спинки языка, если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твёрдым, напряжённым.
6) Упражнения для губ: удерживание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены.
Артикуляционная гимнастика №2.
1) «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы (удерживать 5 сек.)
2) «Хоботок» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.
3) «Улыбка - хоботок» - чередовать упражнения.
4) «Вкусное варенье» - языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.
5) «Грибок» - открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу.
6) «Чистим нижние зубы» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево (нижняя челюсть не двигается)
7) «Чашечка» - открыть рот положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки (удерживать 5 сек)
Артикуляционная гимнастика №3.
1) «Улыбка - хоботок» - чередовать упражнения
2) «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек
3) «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его, произнося ПЯ-ПЯ-ПЯ
4) «Грибок» - открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу.
5) «Гармошка» - положение языка как в упражнении «Грибок». Не отрывая языка от нёба, открывать и закрывать рот.
6) «Дразнилка» - зубы на расстоянии ширины пальца, ребёнок показывает язык, обтягивает вглубь рта.
7) «Цоканье».
Артикуляционная гимнастика №4.
1) «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые тубы (удерживать 5 сек.)
2) «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек.
3) «Пароход» - приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы
4) «Вкусное варенье» - языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.
5) «Кучер» - останови лошадку губами.
6) Облизать зубы спереди, сзади, губы в улыбке.
7) Упражнения для губ: удерживание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены.
Артикуляционная гимнастика № 5 - для звуков [Л. Л’].
1) «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые тубы (удерживать 5 сек.)
2) «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек.
3) «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его, произнося пя-пя-пя.
4) «Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.
5) «Вкусное варенье» - языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.
6) «Качели» - улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз- два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
7) «Пароход» - приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы-Ы.
8) «Чистим верхние зубы» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево (нижняя челюсть не двигается).
9) «Посчитай нижние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны.
10) «Поймай звук Л» - улыбнуться. Во время произнесения звука [А] широкий кончик языка «закусить» зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук [Л].
Артикуляционные гимнастика № 6 - для звука «Р».
1) Для развития силы и направления воздушной струи:
- Набрать воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы с включением голоса.
- Кончиком языка ударять в нёбо за зубами и говорить ДДД.
- «Фокус».
- «Кто дальше загонит мяч».
2) Упражнения для губ:
- «Кучер» - останови лошадку губами.
- Положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и тоже остановить лошадку губами.
3) Упражнения для языка:
- «Вкусное варенье»
- «Маляр»
- Язык широко распластать и просунуть его между зубами, сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя дрожать язык
- «Цоканье»
- «Грибок»
- «Почистим зубы»
- «Барабанщики» (песенка на дддд).
Артикуляционная гимнастика № 7 – для звука «Й»
1) «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые тубы (удерживать 5 сек.)
2) «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек.
3) Кончик языка упереть в нижние резцы, причём выгибать кверху переднюю часть спинки языка, если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твёрдым, напряжённым.
Артикуляционная гимнастика №8 - для Звука «Л» для развития силы воздушной струи.
1) Для развития силы и направления воздушной струи:
- «Сдуй ватку».
- «Пропеллер» - губы сближены, струя воздуха направлена через узкую щель. Ребёнок рассекает движениями указательного пальца струю из стороны в сторону.
- «Кто дальше загонит мяч».
- «Фокус».
2) Упражнения для губ:
- Широко открыть рот, губы и челюсти неподвижны. Зубы открыты на 1,5 пальца. Язык на дне рта. Подержать так на счёт 3, 5,10.
- «Покажи зубки».
- «Произносить ы-а» - оскал - широко открыть рот, облизать верхнюю и нижнюю губу.
- Облизать зубы спереди, сзади, губы в улыбке.
3) Упражнения для языка:
- «Наказать непослушный язычок», «Вкусное варенье»
- «Пароход» - язык между зубами, произносить «ы ы».
- «Индюк», «Болтушка», «Качели».
- Пощёлкать языком, пощёлкать беззвучно - «Чашечка».
- «Дразнилка» - зубы на расстоянии ширины пальца, ребёнок показывает язык, обтягивает вглубь рта.
Артикуляционная гимнастика № 9 – для звука «Ц».
1) Для развития силы и направления воздушной струи:
Просунуть кончик языка между зубами и, разжав зубы, с силой отдёрнуть кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно с выдохом воздуха толчком.
2) Упражнения для губ:
Удерживание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены.
3) Упражнения для языка:
Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние зубы, язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу, язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук «Т», - кончик языка упирается в передние нижние зубы.
Артикуляционная гимнастика № 10 - для шипящих звуков (Ш. Ж, Ч, Щ)
1. «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы (удерживать 5 сек.)
2. «Хоботок» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.
3. «Улыбка - хоботок» - чередовать упражнения.
4. «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек.
5. «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и «пошлёпать» его, произнося ПЯ-ПЯ-ПЯ.
6. «Чашечка» - открыть рот положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки (удерживать 5 сек).
7. «Бублик» - выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы.
8. «Лошадка» - пощёлкать кончиком языка.
9. «Маляр» - открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.
10. «Вкусное варенье» - языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз.
11. «Грибок» - открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу.
12 «Гармошка» - положение языка как в упражнении 11 «Грибок». Не отрывая языка от нёба, открывать и закрывать рот.
Артикуляционная гимнастика № 11 - для свистящих звуков (С. 3. Ц)
1. «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы (удерживать 5 сек.)
2. «Хоботок» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.
3. «Улыбка - хоботок» - чередовать упражнения.
4. «Лопаточка» - открыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Держать 3-5 сек.
5. «Накажем непослушный язычок» - положить широкий язык между губами и «пошлёпан»» его, произнося пя-пя-пя.
6. «Киска сердится» («Горка») - улыбнуться, открыть рот.
7. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «раз» - выгнуть язык горкой упираясь кончиком в нижние зубы. На счёт «два» вернуться в исходное положение.
8. «Чистим нижние зубы» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево (нижняя челюсть не двигается).
9. «Качели» - улыбнуться, открыть рот. На счёт «раз-два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
10. «Посчитай нижние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот, Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны.