Наталья Дьяченко
Перспективное планирование в средней группе компенсирующей направленности «Восприятие художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
№ п/п Лексическая тема
Дата Тема ООД Программное содержание Методы и приемы Оборудование Литература
Сентябрь
1-3 неделя Обследование детей
01.09-18.09
1. «Семья»
20.09-24.09 Веселые стихотворения. Учить понимать содержание стихотворений, их юмористический смысл и несоответствия, помогать в осмыслении значений образных выражений, закреплять умение использовать средства интонационной выразительности.
1. Организационный момент 2. Чтение ст. Л. Квитко «Лемеле хозяйничает»
3. Беседа по содержанию 4. Чтение ст. О. Григорьева «Повар»
5. Беседа по содержанию 6. Интонационное упражнение 7. Чтение стихотворения
Темочки:
- Педагоги компенсирующей направленности
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Чтение, детская литература
- Темочки
Э. Успенского «Память» 8. Интонационное упражнение. 9. Итог Картинки – дрова, поварешка, кочерга, кастрюля, рыба. О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 77.
2. «Осень. Признаки осени. Деревья»
27.09-01.10 Стихотворение
И. Мазнина «Осень». Закреплять знания о признаках осени; воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы; формировать умение выражать свои впечатления в образном слове, выразительно читать стихотворение наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть.
1. Беседа об осени.
2. Чтение стихотворения.
3. Беседа по стихотворению.
4. Повторное чтение стихотворения.
5. Чтение стихотворения детьми.
6. Окончание занятия. Рисование рисунка к стихотворению. Иллюстрации (открытки) с осенними пейзажами (разные по настроению). О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». Стр. 92.
№ п/п Лексическая тема Тема ООД Программное содержание Методы и приемы Оборудование Литература
Октябрь
1. «Огород. Овощи»
04.10-08.10 Чтение русской народной сказки «Репка». Познакомить детей с русской народной сказкой «Репка».
воспитывать интонационную выразительность речи.
Обучающие: помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели;
Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 1. Организация начала занятия. Сюрпризный момент.
2. Чтение сказки, с показом иллюстраций.
3. Беседа по сказке.
4. Театрализованная игра (пальчиковый театр).
5. Физкультминутка.
6. Игра «Превращение».
7. Итог занятия.
Книга со сказкой «Репка» с иллюстрациями, игрушка — мышка, лист бумаги с нарисованными кружочками, пальчиковый театр по сказке. Разработка.
2. «Сад. Фрукты»
11.10-15.10 Чтение сказки
В. Сутеева «Яблоко». Учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки; оценивать поступки героев, учить находить выход из сложной ситуации, устанавливать позитивные межличностные отношения в коллективе, обогащать словарь детей.
1. Чтение сказки (в ходе чтения выставляются картинки героев-зайца, вороны, ежа и медведя).
2. Беседа для усвоения содержания по вопросам.
3. Физкультминутка.
4. Беседа.
5. Итог занятия.
Картинки: зайца, вороны, ежа, медведя; текст сказки. Разработка.
3. «Лес. Грибы. Ягоды»
18.10-22.10 Лесной колобок - колючий бок». В. Бианки. Поддерживать познавательный интерес к природе через чтение природоведческих рассказов. Учить вслушиваться в текст, понимать общий смысл, 1. Организационный момент 2. Чтение рассказа педагогом 3. Беседа по содержанию 4. Игра «Колобок» 5. Итог Игрушка-колобок, мяч, элементы костюмов ежика, волка, медведя, лисы для драматизации. Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. стр. 177
4. «Игрушки»
25.10-29.10 Мы любим играть. А. Барто. Познакомить детей со стихами А. Барто. Учить внимательно слушать, понимать характер стихов 1. Организационный момент 2. Рассматривание обложек книг и иллюстраций к стихам. 3. 3. Чтение педагогом стихотворения, сопровождая показом иллюстрации. 4. Игра «Гуси - лебеди» 5. Игра «Стадо» 6. Итог. Детская книга со стихами А. Барто «Игрушки» Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Стр. 28.
№ п/п Лексическая тема Тема ООД Программное содержание Методы и приемы Оборудование Литература
Ноябрь
1. «Одежда»
01.11-05.11 «Рассказывание детям украинской народной сказки «Рукавичка».
Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя. Формировать умение воспроизводить содержание сказки по вопросам. Развивать умение слушать и понимать услышанное, инсценировать отрывки.
воспитывать интерес и любовь к сказкам. Побуждать детей эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. 1. Организация начала занятия. Беседа.
2. Чтение сказки.
3. Беседа по сказке.
4. Игра-драматизация.
5. Заключительная часть. Рукавичка, изображения героев сказки, иллюстрации к сказке.
Разработка.
2. «Обувь»
08.11-12.11 «Чудо-дерево» К. Чуковский. Продолжать знакомить детей с произведениями К, И. Чуковского. Учить понимать юмор, пытаться интерпретировать его, придумывая собственные аналогичные варианты. 1. Организационный момент. 2. Чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Чудо-дерево». 3. Беседа по содержанию. 4. Игра с сороконожкой.
5. Итог Игрушка-сороконожка, Двустороннее дерево из картона, изображение разных вида обуви, одежды, игрушек. Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Стр. 207.
3. «Мебель»
15.11-19.11 Пересказ сказки «Три медведя» с элементами драматизации Продолжать формировать у детей понятие литературного жанра – сказки. Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста. Помочь усвоить содержание сказки с помощью моделирования. Уделять внимание формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию, дети пользовались словами в правильной грамматической форме. Воспитывать любовь к животным.
1. Организационный момент 2. Пересказ сказки по отрывкам 3. Физкультминутка 4. Игра - драматизация 5. Итог. Иллюстрации к сказке, три стула разной высоты, 3 чашки и три ложки разного размера,3 маски медведей, косынка, аудиозапись с фрагментом сказки. Разработка
4. «Посуда»
22.11-26.11 Чтение произведения «Федорино горе». Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе». 1. Рассматривание иллюстраций к сказкам К. Чуковского.
2. Чтение сказки.
3. Подвижная игра «Посуда».
4. Беседа по сказке.
5. Окончание занятия. Иллюстрации к сказкам. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Средняя группа. Стр. 53.
№ п/п Лексическая тема Тема ООД Программное содержание Методы и приемы Оборудование Литература
Декабрь
1. «Зима»
29.11-03.12 Чтение и заучивание стихотворений о зиме Приобщать детей к поэзии. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворения. 1. Организационный момент 2 Чтение педагогом стихотворений 3Подвижная игра «Как зимой нам поиграть». 4. Работа по содержанию стихотворения Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» 5. Итог Серия картин «Зима» В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
2. «Зимующие птицы»
06.12-10.12 Рассказ Е. Чарушина «Воробей» Учить пересказывать текст самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию. 1. Организационный момент 2 Чтение педагогом рассказа 3Подвижная игра «Стол для птиц». 4. Работа по содержанию, подготовка к пересказу 5. Придумаем загадку 6. Итог Бумага, карандаши. О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 99.
3. «Комнатные растения»
13.12-17.12 Продолжение ознакомления с малыми фольклорными формами Учить связывать значение пословицы с содержанием короткого рассказа; помогать произносить чистоговорки, скороговорки, знакомые считалки; Выучить текст народной игры «Панас». 1. Организационный момент 2. Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка» 3. Беседа по содержанию
4. Придумываем чистоговорки 5. Народная игра «Панас» Картинки – жук, медведь, оса, коза; листы бумаги, карандаши. О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 85.
4. «Новогодний праздник»
20.12-24.12 Чтение сказки Б. Заходера «Хрюша на ёлке» Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения; помочь овладеть приёмом сравнения 1. Организационный момент.
2. Чтение сказки.
3. Беседа по содержанию.
4. Разучивание пословицы.
5. Нарисовать эпизод из сказки. Портрет автора сказки, текст сказки, картинки по сюжету сказки; листы бумаги, карандаши. О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 71-72.
5. «Ёлочка - лесная красавица»
27.12-30.12 Стихи о елке Познакомить детей с поэтическими произведениями разных авторов на одну тему. Учить понимать смысл, эмоционально откликаться на содержание стихов, проигрывать содержание на игрушках. Развивать поэтический слух. Поддерживать эмоциональные переживания детей в предвкушении праздника. 1 Организационный момент. 2. Чтение стихотворения В. Берестова «Новогоднее происшествие» 3. Обыгрывание отрывка произведения. 4. Чтение стихотворения А. Барто «Дело было в январе» 5. Беседа по содержанию 6. Итог.
Групповая елка с игрушками, мягкие игрушки. Элементы костюма для ребенка – «елочки» Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Стр. 273.
№ п/п Лексическая тема Тема ООД Программное содержание Методы и приемы Оборудование Литература
Январь
1. «Домашние птицы»
10.01-14.01 «Петушок и бобовое зернышко» Поддерживать интерес и эмоциональное восприятие русских н. с. Приучать внимательно слушать, понимать главную мысль сказки, оценивать характеры героев, отвечать на простые вопросы по сюжету сказки. 1. Организационный момент 2. Чтение сказки педагогом с демонстрацией иллюстраций к сказке. 3Беседа по вопросам 4. Проигрывание сцен сказки. 5. Итог. Текст сказки, иллюстрации к ней. Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Стр. 107.
2. «Домашние животные»
17.01-21.01 Чтение сказки «Три поросенка» Познакомить с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова, помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят страдания ошпаренного кипятком волка. 1. Организационный момент 2. Чтение сказки педагогом 3. Беседа по содержанию 4. Игра на координацию речи с движением «Свинья» Книга С. Михалкова «Три поросенка» В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 35. Н. М. Быкова «Игры и упражнения для развития речи» стр. 96.
3. «Дикие животные»
24.01-28.01 «У страха глаза велики» Учить детей внимательно слушать сказку, верно понимать смысл прочитанного. Высказывать свои мысли и рассуждать, замечать похожесть сюжетов и главной мысли. 1. Организационный момент 2. Чтение сказки педагогом 3. Беседа по содержанию 4. Игра на координацию речи с движением «В сказочном лесу». 5. Итог. Игрушечный заяц. Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Стр. 159 Быкова «Игры и упражнения для развития речи» стр. 75
№ п/п Лексическая тема Тема ООД Программное содержание Методы и приемы Оборудование Литература
Февраль
1. «Профессии. Продавец»
31.01-04.02 Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять детей в инсценировании отрывков из произведения. 1. Организационный момент 2. Чтение сказки педагогом. 3. Игра «Телефон» 4. Итог. Иллюстрированное издание сказки К. Чуковского «Телефон» В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
2. «Профессии. Почтальон»
07.02-11.02 Рассказ Н. Носова «Живая шляпа» Учить понимать юмор, придумывать продолжение и окончание рассказа, закрепить знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. 1. Организационный момент 2. Чтение рассказа педагогом 3. Беседа по содержанию 4. Хороводная игра «Дрема» 5. Работа по рассказу. 6. Итог. Лист бумаги, разделенный на три части. О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 94.
3. «Транспорт»
14.02-18.02 Чтение произведения С. Михалкова «А что у вас?». Беседа о профессиях.
Познакомить детей с произведением С. Михалкова «А что у вас?»;
Познакомить с профессиями в армии. Формировать умение детей анализировать литературное произведение, высказывать свое мнение о прочитанном.
Продолжать работу по формированию интереса к книге.
Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
Формировать положительное отношение к поэзии;
Побуждать детей активно участвовать в беседе;
Обогащать и активизировать словарь.
1. Мотивационно-целевая ориентация.
2. Чтение произведения С. Михалкова «А что у вас?».
3. Физкультминутка.
4. Беседа о военных профессиях.
5. Подвижная игра «Самолеты».
6. Рефлексия.
Почтовая бандероль, книга С. Михалкова «А что у вас?», иллюстрации с изображением представителей разных профессий.
Разработка.
4. «Профессии на транспорте»
21.02-25.02 Чтение отрывка из произведения С. Михалкова «Дядя Стёпа». Познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя.
Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, активизировать словарь: называть слова с противоположным значением, обозначающим величину.
1. Организация начала занятия.
2. Чтение стихотворения.
3. Беседа по содержанию стихотворения.
4. Игра «Море волнуется раз…».
5. Словарная работа.
6. Отгадывание загадок.
7. Окончание занятия.
Иллюстрация моряка на фоне корабля и корабль. Разработка.
№ п/п Лексическая тема Тема ООД Программное содержание Методы и приемы Оборудование Литература
Март
1. «Мамин праздник. Профессии наших мам»
28.02-04.03 Стихотворение Я. Акима «Мама» Вызвать радостный эмоциональный настрой; помочь выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность; пополнит словарный запас. 1. Организационный момент. 2. Игра «Ласковые слова» 3. Чтение стихотворения педагогом. 4. Беседа по содержанию стихотворений 6. Рисуем солнышко 7. Итог. Листы бумаги, краски, ваза с цветами. О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 66.
2. «Весна»
09.03-11.03 Стихотворения о весне. Учить эмоционально воспринимать стихотворения, находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; развивать образность речи, творческое воображение. 1. Беседа. Рассматривание гуашевых красок.
2. Отгадывание загадок.
3. Игровое упражнение «Какой? Какая? Какое?».
4. Чтение стихотворений о весне.
5. Беседа по содержанию стихотворений.
Цветные карандаши, листы бумаги, набор гуашевых красок, кисточки; иллюстрации на тему «Ранняя весна». О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». Стр. 87.
3. «Первые весенние цветы»
14.03-18.03 Русская народная сказка «Жихарка». Учить замечать образные слова и выражения в тексте, закрепить умение подбирать синонимы, помогать детям понимать содержание поговорок, придумывать новые эпизоды. 1. Организационный момент 2. Педагог рассказывает сказку 3. Беседа по содержанию 4. Игра «Мое настроение». 5. Итог. Листы бумаги, карандаши. О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 86.
4. «Цветущие комнатные растения»
21.03-25.03 Заучивание русской народной песенки «Тень – тень- потетень». Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку. Формировать интерес и потребность в чтении русских народных песенок. Совершенствовать диалогическую речь. 1. Организационный момент 2. Чтение произведения 3. Беседа по иллюстрациям к сказке. 4. Инсценирование отрывков 5. Итог. Магнитная доска, иллюстрации к песенке. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 33.
5. «Дикие животные весной»
28.03-01.04 «Два жадных медвежонка» венгерская народная сказка Развивать у детей интерес и любовь к сказкам, желание вслушиваться в текст. Понимать основной смысл. Приучать делиться впечатлениями от прослушанного. 1. Организационный момент. 2. Вводная беседа 3Выразительное чтение сказки педагогом 4 Пальчиковая гимнастика «У кого какая шуба». 5. Работа по содержанию сказки. 6. Пересказ сказки педагогом. 7. Итог. Детская цветная, иллюстрированная книжка со сказкой «Два жадных медвежонка» Игрушки: медвежата, мама-медведица, лиса. Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Стр. 291. Н. М. Быкова «Игры и упражнения для развития речи»стр. 72.
№ п/п Лексическая тема Тема ООД Программное содержание Методы и приемы Оборудование Литература
Апрель
1. «Домашние животные весной»
04.04-08.04 Знакомство с творчеством кубанского поэта В. Д. Нестеренко Познакомить детей с творчеством кубанского поэта В. Д. Нестеренко, закрепить умение слушать понимать содержание и характер стихотворения, развивать мыслительную активность детей, воспитывать любовь и бережное отношение к животным через чтение книг В. Нестеренко. Вступительная беседа. 2. Чтение ст. «Сельский двор» 3. Беседа по содержанию 4. Игровое упр. «Найди отгадку» 5. Разучивание скороговорки «Лягушата» 6. Физминутка 7. Игра «Разноцветная экскурсия» 8. Итог. Портрет В. Нестеренко, картинки с изображением животных: заяц, индюк, ежик, крот, жеребенок. Цветные карандаши. «Ознакомление дошкольников с художественной лит -рой Кубани» Стр. 31
2. «Перелётные птицы»
11.04-15.04 Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» Обучение полному, последовательному, выразительному пересказу сказки «Гуси-лебеди» Формирование умения использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей. 1. Организационный момент. 2. Вводная беседа. 3Выразительное рассказывание сказки педагогом 4Подвижная игра «Кукушка и комарики» 5. Повторное рассказывание сказки педагогом вместе с детьми. 6. Итог. Сказка «Гуси-лебеди», цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки, обьемные фигурки. Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленностиДОО. стр412 стр. 35. Н. М. Быкова «Игры и упражнения для развития речи» стр. 50.
3. «Насекомые»
18.04-22.04 Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про
комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост» Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Продолжать
учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; помочь понять, почему автор так уважительно называет комара 1. Организационный момент
2. Чтение сказки
педагогом 3. Беседа по содержанию 4. Загадки о животных 5. Игра «На что похоже?» Книга со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» с
красочными иллюстрациями. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 63- 64.
4. «Аквариумные рыбки»
25.04-29.04 Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить» Познакомить детей с р. н. песенкой.
Учить выразительно читать наизусть, четко артикулируя слова. 1. Организационный момент
2. Чтение песенки педагогом 3. Беседа по содержанию 4. Физкультминутка 5. Работа над выразительным чтением песенки детьми. 6. Итог. Иллюстрации речных рыб к песенке. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 67-68.
№ п/п Лексическая тема Тема ООД Программное содержание Методы и приемы Оборудование Литература
Май
1. «День Победы»
04.05-06.05 «День Победы» Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова "Праздник Победы». 1. Рассказ воспитателя о В. О. войне, празднике Дне Победы по видео сюжету 2. Чтение стихотворения Т. Белозерова «День Победы» 3. Физкультурная пауза «Самолет» Ноутбук, видеосюжет «День победы». В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 35 Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО стр294
2. «Наш город. Моя улица»
10.05-13.05
Знакомство со стихами кубанских поэтов о природе родного края. Познакомить детей с творчеством кубанского поэтов о природе родного края. Закрепить умение слушать и понимать содержание и характер стихотворения, развивать мыслительную активность детей, воображение, умение аргументировать свои ответы. Воспитывать любовь к поэзии о природе. 1Организационный момент 2Чтение знакомых стихов В. Нестеренко 3. Чтение лирических стихов кубанских 4. Физкультминутка «На лугу растут цветы» 5 Чтение ст. «Кубань» 6. Беседа по содержанию 7. Итог. Портрет писателя В. Бакалдина, картина с изображением казака. «Ознакомление дошкольников с художественной лит - рой Кубани» Стр. 37. Методическое пособие
3. «Правила дорожного движения»
16.05-20.05 «Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
Дать понятие о жанровых особенностях рассказа, видеть его начало, основную часть и завершающую часть.
Уметь оценивать поступки героев
Развивать пантомимические навыки, учить создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.
Учить детей анализировать поступки героев рассказа, иметь свое мнение о прочитанном. 1. Организационный момент.
2. Чтение рассказа.
3. Физкультминутка «Насос».
4. Беседа по содержанию.
5. Игра «Красный, желтый, зеленый». Портрет автора, текст рассказа, иллюстрации к тексту. Разработка
4. «Лето. Цветы на лугу»
23.05-31.05 Литературный калейдоскоп Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; Знают ли они считалки и загадки. Расширять и активизировать словарь по теме 1. Организационный момент. 2. Вспоминаем сказки 3. Рассказы о животных 4. Считалки 5. Загадки 6. Стихи 7. Итог. Выставка книг и иллюстраций к произведениям. Ноутбук, видеосюжет «Здравствуй, лето» В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» стр. 71.