Марина Груднева
Перспективное планирование по развитию речи в средней группе
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка
–детский сад №77 «Золотая рыбка» города Ставрополя
Перспективное планирование по развитию речи в средней группе «Красная шапочка».
Подготовила:
Груднева М. И
г. Ставрополь 2022 год
Месяц Неделя Тема Направление работы Цель Литература
Публикация «Перспективное планирование по развитию речи в средней группе» размещена в разделах
Сентябрь 1. «Наш детский сад» Развитие речи. Тема: «Описание игрушек – кошки и собаки».
Учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида, активизировать слова, обозначающие действия и состояние (глаголы, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 106.
Развитие речи. «Обследование речи детей.
2 «Наш детский сад» Восприятие художественной литературы.
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский. Чтение произведения
Познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание, оценивать поступки героев. Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа» с. 8
Развитие речи
«Обследование речи детей»
3 «Осень. Изменения в природе. Труд человека осенью» Восприятие художественной литературы Тема: «Описание игрушек – кошки и собаки».
Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр. 30.
.
4 «Осень. Изменения в природе. Труд человека осенью»
Восприятие художественной литературы Тема: «Дождь» перевод Н. Гернет и С. Гиппиус. Заучивание песенки.
Воспитывать у детей любовь к чтению. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет. с. 85
Развитие речи Тема : «Звуковая культура речи :звуки с и сь».
Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр. 28.
Октябрь 1 Деревья. Кустарники» Восприятие художественной литературы Тема: Чтение стихотворения. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Я по лесу по зеленому бреду».
Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи детей. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет. с. 15
Развитие речи Тема : Звуковая культура речи : звук л». Ознакомить детей со звуком л; учить четко артикулировать звук, закрепить его произношение в слоге, словах; учить произносить звук л мягко и твёрдо. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр. 63.
2 «Фрукты. Овощи»
Восприятие художественной литературы. Тема: Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».
Развивать диалогическую речь, учить самостоятельно отвечать на вопросы и задавать их. Учить использовать в речи интонации вопроса, радости. Помочь понять содержание сказки, её образный язык. Н. С. Голицына «Конспекты комплексно тематических занятий в средней группе» стр. 160.
Развитие речи.
Тема: Звуковая культура речи : звуки з и зь.
Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в словах и слогах); учить произносить звук з и зь твердо и мягко; различать слова со звуком з, зь. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр. 32.
3 «Ягоды. Грибы»
Восприятие художественной литературы. Тема: «Чтение сказки В. Даля «Война грибов с ягодами».
Формировать умение внимательно слушать произведение. Отвечать на вопросы. Развивать диалогическую и монологическую речь. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет. с. 16
Развитие речи.
Тема: Звуковая культура речи : звуки з и зь. Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в словах и слогах); учить произносить звук з и зь твердо и мягко; различать слова со звуком з, зь. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр. 32.
4 «Домашние животные. Домашние птицы». Восприятие художественной литературы. Тема: «Три поросенка». Обработка С. Михалкова. Довести до сознания детей замысел автора. Повышать словарный запас. Научить детей понимать содержание произведения. При повторном чтении, хоровое проговаривание рифмующихся строк. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет. с. 62
Развитие речи. Тема: Звуковая культура речи : звуки з и зь.
Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в словах и слогах); учить произносить звук з и зь твердо и мягко; различать слова со звуком з, зь. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр. 32.
Ноябрь 1 «Дикие животные». Восприятие художественной литературы.
Тема: Пересказ сказки К. Ушинского «Козлятки и волк»
Развивать умение детей пересказывать знакомую короткую сказку. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа» с. 31
Развитие речи Тема : Звуковая культура речи : звуки з и зь.
Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в словах и слогах); учить произносить звук з и зь твердо и мягко; различать слова со звуком з, зь. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр. 32.
2 «Комнатные растения». Восприятие художественной литературы. Тема: Заучивание стихотворения «Одуванчик». Серова Е. В.
Познакомить детей с новым произведение, учить понимать содержание, сопереживать героям. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет. с. 148
Развитие речи. Тема: Звуковая культура речи : звук ч.
Объяснить и показать детям артикуляцию звука ч, поупражнять их в произнесении звука изолированно, в слогах, в словах, в стихах; учить произносить звук ч медленно, быстро; воспитывать интонационную выразительность речи, обогащать словарь. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр. 53.
3 «Дикие птицы». Восприятие художественной литературы. Тема: Чтение рассказа Г. Андерсен «Дикие лебеди».
Развивать логику посредством чтения. Прививать любовь к чтению. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет. с. 31
Развитие речи.
Тема: «Зимующие птицы». Рассказывание по картинкам.
Продолжать знакомить детей с зимующими птицами. Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа» с. 69
4 «Человек. Здоровье. Гигиена». Восприятие художественной литературы.
Тема: Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр».
Формировать умение осознавать тему, содержание поэтического произведения; вызывать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.
Тема: Составление описания внешнего вида.
Учить составлять описания друг у друга внешнего вида, одежды. О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи» стр. 56.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 149.
5 «Мой дом. Мебель. Приборы». Восприятие художественной литературы. Тема: Чтение К. Чуковского «Федорино горе»
Закреплять умение правильно называть предметы посуды и обобщающее понятие. Активизировать глаголы в речи, учить понимать содержание произведения, его юмористический смысл. Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа» стр. 103.
Развитие речи. Тема: Звуковая культура речи : звук ш.
Формировать умение детей отчетливо произносить звук ш: изолированный, в слоге, в чистоговорках, в словах; развивать речевое дыхание – учить произносить звук ш длительно (2 – 3 сек) на одном выдохе; воспитывать интонационную выразительность речи. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр. 46
Декабрь 1 «Посуда. Сервировка». Восприятие художественной литературы. Тема: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 121.
Развитие речи. Тема: Составление сюжетного рассказа по ролям.
Формировать навыки диалогической речи, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 121.
2 «Продукты». Восприятие художественной литературы. Тема: «Колобок» пересказ сказки.
Учить детей пересказывать знакомую сказку по опорным сигналам. Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа» с. 59
Развитие речи. Тема: Составление рассказа с использованием предложенных предметов.
Упражнять в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 150.
3 «ОБЖ» Восприятие художественной литературы. Тема: Чтение Л. Воронков «Как Алёнка разбила зеркало»
Закрепить знание правил обращения с опасными для жизни и здоровья предметами. Познакомить с литературным произведением, помочь понять его смысл, учить оценивать поступки героев. Н. С. Голицына «Конспекты комплексно - тематических занятий. Средняя группа» стр. 174.
Развитие речи. Тема: Звуковая культура речи.
Проверить, помнят ли дети звуки, с которыми их знакомили на предыдущих занятиях, правильно ли произносят их. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр. 121.
4 «Новый год. Зимние забавы». Восприятие художественной литературы.
Тема: «Зима» И. Суриков. Заучивание стихотворения.
Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить отвечать на вопросы, используя строки из стихотворения. Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа» с. 55.
Развитие речи. Тема: Звуковая культура речи : звук ш
Познакомить детей со звуком ш: показать его артикуляцию, формировать умение произносить звук ш в слоге, слове, добиваясь четкости произношения; воспитывать звуковую выразительность речи (произнесение звука с разной силой голоса). В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр. 46
Январь 1 Каникулы
2 «Сказки» Восприятие художественной литературы. Тема: «Лисичка-сестричка и серый волк». Рассказывание русской народной сказки.
Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание, характеризовать героев. Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа» с. 68
Развитие речи. Тема: Звуковая культура речи : звук ш.
Познакомить детей со звуком ш: показать его артикуляцию, формировать умение произносить звук ш в слоге, слове, добиваясь четкости произношения; воспитывать звуковую выразительность речи (произнесение звука с разной силой голоса). В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр. 46
3 «Зима. Изменения в природе. Труд человека зимой». Восприятие художественной литературы Тема: Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк». Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова,помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр. 43.
Развитие речи. Тема: Звуковая культура речи : звук щ.
Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр. 60
4 «Одежда. Обувь. Головные уборы» Восприятие художественной литературы. Тема: Чтение стихотворения «Пахнет варежка лошадкой».
Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности; развивать образность речи детей. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет. с. 154
Развитие речи. Тема: Составление детьми описательных рассказов.
Формировать у детей умение составлять описательные рассказы про куклы и её одежду по образцу рассказа воспитателя. Активизировать использование в речи детей предлог на. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр. 66.
Февраль 1 «Родная страна. Мой город. Моя улица». Восприятие художественной литературы. Тема: Чтение произведений «О Родине».
Знакомить детей с понятием Родина через художественные произведения. Учить поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа» с. 125
Развитие речи. Тема: Звуковая культура речи : звук ц.
Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного в словах, слогах) совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова начинающиеся со звука ц., ориентируясь не смысл слова а на его звучание. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр. 36.
2 «Транспорт. Труд водителя». Восприятие художественной литературы. Тема: «Чтение отрывков из стихотворений Т. Шатского, В. Борисова, О. Высотской».
Формировать умение детей следить за развитием действия, высказывая свои впечатления о прочитанном. Обогащать словарный запас, игровой и личный опыт. Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа» стр. 127.
Развитие речи. Тема: «Описание транспортных игрушек».
Закрепить представление о транспорте, побуждать к составлению рассказа по игрушке. Закреплять понимание предлогов: в, на, под, между. Учить произносить фразу с разной силой голоса. Н. С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа» стр. 127.
3 «День защитников Отечества. Военные профессии». Восприятие художественной литературы. Тема: «Пограничники». Заучивание стихотворения С Маршак.
Познакомить детей с новым стихотворение – о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину. Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа» с. 82
Развитие речи. Тема: Звуковая культура речи : звуки л, ль. Упражнять детей в четком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие- учить определять слова со звуками л,ль. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр. 63
4 «Правила дорожного движения». Восприятие художественной литературы Тема: «Чтение стихотворения Усачева «Правила дорожного движения…»
Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения, элементами дороги. Формировать представления о важности их соблюдения. Способствовать обогащению опыта восприятия информации в образной, чувственной сфере. Л. Л. Тимофеева «Планирование образовательной деятельности в ДОО. Средняя группа» стр. 26.
Развитие речи. Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением.
Продолжать учить составлять описания предметов, игрушек, учить правильно употреблять слова. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 160.
Март 1 «Моя семья. Мамин праздник». Восприятие художественной литературы. Тема: Заучивание стихотворения «Наши мамы» Е. Благиненой.
Познакомить детей с новыми стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию. Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа» с. 89
Развитие речи. Тема: Звуковая культура речи : звуки л, ль.
Формировать умение детей определять настроение, выраженное в стихотворении (стихи веселые, смешные, Формировать умение читать его выразительно. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр. 63.
2 «Моя семья. Мамин праздник». Восприятие художественной литературы. Тема: Чтение рассказа Л. Толстого «Отец и сыновья».
Формировать умение четко и правильно произносить звук ч изолированный, в словах и фразах. Учить понимать и оценивать поступки героев. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет. с. 201
Развитие речи. Тема: Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?»
Упражнять детей в четком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие- учить определять слова со звуками л,ль. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр. 27
3 «Труд взрослых. Профессии». Восприятие художественной литературы. Тема: Пересказ сказки «Чем пахнут ремесла» Д. Родари.
Познакомить детей с трудом взрослых – ремесло, работа, профессия. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об окружающем мире. Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа» с. 74
Развитие речи. Тема: Звуковая культура речи - звук ш.
Напомнить артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах, различать слова со звуком ш. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр. 46
4 «Народное творчество. Промыслы». Восприятие художественной литературы. Тема: Чтение русской народной сказки «Смоляной бычок».
Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание, учить отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом. Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа» с. 52
Развитие речи Тема : Пересказ сказки «Козлятки и волк».
Формировать умение детей рассказывать знакомую сказку самостоятельно, выразительно передавать разговор действующих лиц. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр. 92.
5 «Народная игрушка». Восприятие художественной литературы. Тема: Придумывание загадок-описаний об игрушках.
Учить описывать предмет, не называя его; развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 125.
Развитие речи. Тема: Звуковая культура речи : звук щ.
Показать артикуляцию звука щ, поупражнять детей в его произношении; закрепить произношение звука в слоге, словах; дифференцировать произношение звуков щ и ч; вырабатывать интонационную выразительность речи. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр. 96.
Апрель 1 «Искусство». Восприятие художественной литературы. Тема: Пересказ рассказа Я. «Поезд».
Учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей О. С. Ушакова «Развитие речи детей 3-5 лет» стр. 140.
Развитие речи. Тема: Составление детьми описательных рассказов по двум игрушкам.
Учить детей, рассматривая игрушки, обращать внимание на существенное в облике персонажа (маленький, забавный); добиваться, чтобы при самостоятельном описании внешнего вида игрушки ребенок не просто перечислил её приметы, а составил маленький (в 2 – 3 фразы) рассказ. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр. 88.
2 «Весна. Изменения в природе. Труд человека». Восприятие художественной литературы. Тема: «Уж тает снег…» А. Плещеев. Заучивание стихотворения.
Учить детей запоминать короткое стихотворение, читать его с естественной интонацией. Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа» с. 103
Развитие речи. Тема: Звуковая культура речи : шипящие звуки.
Закрепить произношении шипящих звуков, потренировать в различении звуков в рифмовках; упражнять детей в отыскивании на рабочих листах изображений предметов, в названиях которых есть заданный звук. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр. 103.
3 «Насекомые». Восприятие художественной литературы. Тема: Чтение К. Чуковского «Тараканище»
Формировать умение детей понимать содержание. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет. с. 246
Развитие речи. Тема: Составление рассказов по картине.
Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр. 62.
4 «Рыбы». Восприятие художественной литературы. Тема: Чтение произведения С. Михалков «Дядя Степа».
Познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы. Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа» с. 79.
Развитие речи. Тема: Звуковая культура речи : звук р и л.
Напомнить детям артикуляцию звуков р и л, поупражнять в правильном произношении этих звуков. Закрепить произношение звуков в словах. Формировать умение детей находить звук в слове. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр. 115.
Май 1 «Земноводные». Восприятие художественной литературы Тема: Чтение «Лягушка-путешественница.
Формировать умение детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формировать тему, стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке; формировать умение понимать значение пословицы, связывать её с сюжетом сказки. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет.
2 «Цветы луга и сада». Восприятие художественной литературы. Тема: «Стихи Е. Серовой о цветах».
Закреплять представление о цветочных растениях. Закрепить знание названий цветов. Способствовать эмоциональному восприятию цветов. Н. С. Голицына «Конспекты комплексно - тематических занятий. Средняя группа» стр. 218.
Развитие речи. Тема: Совершенствование грамматического строя речи. Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых».
Формировать умение детей в речи правильные формы глагола хотеть (хотите – хотим); отвечать на вопросы по содержанию сказки, оценивать поступки героев, выразительно передавать их речь. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского» стр. 109.
3 «День рождения города». Восприятие художественной литературы. Тема: Чтение «Аленушкины сказки» Д. Мамин-Сибиряк
Продолжать формировать умение детей понимать содержание сказки. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 4-5 лет. с. 213
Развитие речи. Тема: «Рассказывание из опыта «Где мы были, что мы видели».
Закрепить представления о родном городе и его достопримечательностях. Н. С. Голицына «Конспекты комплексно - тематических занятий. Средняя группа» стр. 208.
4 «Скоро лето»
Развитие речи Тема : Составление рассказов по картине «На полянке».
Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду Средняя группа». стр. 55
Список использованной литературы:
1 Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ. Москва. 2017.
2. Голицына Н. С. Конспекты комплексно – тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М. : Издательство
«Скрипторий 2003», 2016. – 224с.
Затулина Г. Я. Развитие речи дошкольников. Средняя группа. Методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2017.-
144 с.
3. Г. Я. Затулина «Развитие речи дошкольников. Средняя группа». – М. : Издательство Оникс, 2016. – 272 с.
4. Хрестоматия для средней группы : Книжное литературно – художественное издание для детей дошкольного возраста/ Сост. М. В.
Юдаева – М. : Издательство ООО «Самовар – книги», 2015. – 202с.