Бакина Кристина Владимировна
Перспективное планирование на учебный год по приобщению к искусству детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц, № п/п Образовательная деятельность Содержание работы (виды деятельности детей с учетом их возрастных особенностей) Литература
Тема образовательной ситуации Задачи педагогической деятельности
1 2 3 4 6
Сентябрь,
1
Реальный мир и художественный образ.
Кто и как создает картины?
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (изобразительное искусство). Учить различать жанры и виды искусства : картина (репродукция). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. Беседа: «Какие бывают
Публикация «Перспективное планирование на учебный год по приобщению к искусству детей 3–5 лет» размещена в разделах
художники?»
д/и «Найди и покажи», иллюстрации с изображением скульптур, архитектурных сооружений,
репродукции
(на-тюрморт, пейзаж, портрет)
Краснушкин Е. В.
Наглядно-дидактическое пособие + методические рекомендации
Сентябрь,
2
Кто такой художник?
Познакомить детей с профессией художника, значимостью его деятельности для общества, орудиями труда, особенностями. Воспитывать интерес к профессии художника. Развивать творческое воображение. Репродукции картин, упоминаемых в ходе занятия, инструменты для работы художника.
Портреты художников Левитан, Васнецов и др.
Л. Дерягина: Картотека портретов художников.
Выпуск 31
Сентябрь,
3
Путешествие в мир искусства
«Цветы и плоды»
И. Т. Хруцский
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (изобразительное искусство).
Видеоаппаратура,
ноутбук,
презентация «Виды ИЗО»
Н. А. Курочкина
«Знакомство с натюрмортом»
Стр. 52
Сентябрь,
4
О чём и как говорит живопись?
Репин И. Е. «Яблоки и листья» Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.
Учить различать жанры и виды искусства : картина (репродукция). Закреплять умение замечать различия в сходных по форме предметов.
Видеоаппаратура,
ноутбук,
презентация «Жанры живописи»
Н. А. Курочкина «Знакомство с натюрмортом»
Стр. 58
Октябрь
1.
О чем рассказывает пейзажная картина? Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (изобразительное искусство). Учить различать жанры и виды искусства : картина (репродукция). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства Картины
В. Д. Поленова «Московский дворик»,
И. И. Шишкина «Рожь»,
И. К. Айвазовского «Спокойное море Н. А. Курочкина
«Знакомство с пейзажной живописью»
Стр. 19
Краснушкин Е. В.
Наглядно-дидактическое пособие + методические рекомендации.
Краснушкин Е. В.
Изобразительное искусство для дошкольников : натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4-9 лет
Октябрь
2. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (изобразительное искусство). Учить различать жанры и виды искусства : картина (репродукция). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень» Н. А. Курочкина
«Знакомство с пейзажной живописью»
Краснушкин Е. В.
Наглядно-дидактическое пособие.
Октябрь 3. Рассматривание картины Поленова В. Д. «Московский дворик». Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (изобразительное искусство). Учить различать жанры и виды искусства : картина (репродукция). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства Репродукция картины Поленова В. Д. «Московский дворик». Н. А. Курочкина
«Знакомство с пейзажной живописью»
Октябрь, 4
Октябрь
4.
Животные в русской графике. Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (изобразительное искусство).Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Животные в русской графике. Наглядно-дидактическое пособие для детей 4-7 лет. По произведениям Е. Чарушина.
Краснушкин Е. В.
Наглядно-дидактическое пособие.
Ноябрь
1. Животные в русской графике. Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (изобразительное искусство).Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Животные в русской графике. Наглядно-дидактическое пособие для детей 4-7 лет. По произведениям Васнецова Ю.
Краснушкин Е. В.
Наглядно-дидактическое пособие.
Ноябрь
2. «Знакомство с творчеством Ю. А. Васнецова» Знакомить с творчеством Ю. А. Васнецова – художника-иллюстратора. Учить различать жанры и виды искусства : стихи, проза, загадки (литература, песни, танцы, музыка, картина (репродукция, скульптура (изобразительное искусство, здание и сооружение (архитектура). Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Рисование «картинки к потешкам».
Выставка иллюстраций к потешкам, песенкам, прибауткам. Заучивание, понравившейся потешки. Краснушкин Е. В.
Наглядно-дидактическое пособие.
Ноябрь
3. Животные в русской графике. Ю. Васнецов «Лис». Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (изобразительное искусство).Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Животные в русской графике. Наглядно-дидактическое пособие для детей 4-7 лет. По произведениям
Краснушкин Е. В.
Наглядно-дидактическое пособие.
Ноябрь
4. Животные в русской графике. Чарушин Е. «Волчица с волчатами» Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (изобразительное искусство).Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Животные в русской графике.
Сюжетные картинки «Животные леса»
Краснушкин Е. В.
Наглядно-дидактическое пособие.
Ноябрь
5. Животные в русской графике. Рачев "Маша и медведь" Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (изобразительное искусство).Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Животные в русской графике.
Сюжетные картинки «Животные леса»
Краснушкин Е. В.
Наглядно-дидактическое пособие.
Ноябрь, 6 Животные в русской графике. Трофимов "Золотые рыбки» Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (изобразительное искусство).Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Животные в русской графике.
Сюжетные картинки «Обитатели рек,море»
Краснушкин Е. В.
Наглядно-дидактическое пособие.
Декабрь
1. "Мир искусства". Портрет. Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (изобразительное искусство).Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Знакомятся с картинами Серова В. А.
Рисование:
«Портрет мамы» Краснушкин Е. В.
Наглядно-дидактическое пособие.
Краснушкин Е. В.
Изобразительное искусство для дошкольников : натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4-9 лет
Декабрь
2. Портрет Серова В. А. «Девочка с персиками» Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (изобразительное искусство).Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Картина Серова В. А. «Девочка с персиками». Краснушкин Е. В.
Наглядно-дидактическое пособие.
Краснушкин Е. В.
Изобразительное искусство для дошкольников : натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4-9 лет
Декабрь
3 Ах, натюрморт, ах, натюрморт
Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (изобразительное искусство). Учить различать жанры и виды искусства : картина (репродукция). Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. Пять - шесть репродукций с изображением натюрмортов. Картина К. С. Петрова-Водкина.
Н. А. Курочкина «Знакомство с натюрмортом»
Стр. 60
Декабрь 4.
Рассматривание натюрморта И. И. Машкова «Снедь московская: хлебы» Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (изобразительное искусство). Учить различать жанры и виды искусства : картина (репродукция). Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. Репродукция с изображением натюрморта И. И. Машкова «Снедь московская: хлебы».
Н. А. Курочкина «Знакомство с натюрмортом»
Стр. 60
Январь 1.
Рассматривание натюрморта Хруцкий И. Ф. «Цветы и плоды» Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (изобразительное искусство). Учить различать жанры и виды искусства : картина (репродукция). Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. Репродукция с изображением натюрморта Хруцкий И. Ф. «Цветы и плоды»;
Сюжетные картинки «Цветы», «Ягоды и фрукты»
Краснушкин Е. В.
Наглядно-дидактическое пособие.
Краснушкин Е. В.
Изобразительное искусство для дошкольников : натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4-9 лет
Январь 2.
Рассматривание натюрморта Петров-Водкин
«Розовый натюрморт». Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (изобразительное искусство). Учить различать жанры и виды искусства : картина (репродукция). Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. Репродукция с изображением натюрморта Петров-Водкин «Розовый натюрморт».
Сюжетные картинки «Ягоды и фрукты» Краснушкин Е. В.
Наглядно-дидактическое пособие.
Краснушкин Е. В.
Изобразительное искусство для дошкольников : натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4-9 лет
Январь 3. Знакомство с дымковскими игрушками Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства. Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Дымковские игрушки,
Народное искусство - детям. Дымковская игрушка. Наглядно-дидактическое пособие. ФГОС
Февраль 1. Знакомство с архитектурой. Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания, — это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д. Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр). Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). Поощрять стремление детей изображать в рисунках сказочные строения. Наш дом. Виды домов. Методическое пособие с дидактическим материалом.
Разрезные картинки.
Раскраски «Мой домик». Наш дом. Виды домов. Методическое пособие с дидактическим материалом.
Февраль 2. Знакомство с Гжельским промыслом. Рисование каймы Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства. Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Иллюстрации с изображением гжельских изделий, посуда с вариантами украшения каймы; бумага белая 5x20 см, гуашь синяя, голубая, силуэты 2—3 предметов (чашка, блюдце). Народное искусство - детям. Сказочная гжель. Наглядно-дидактическое пособие. ФГОС
Февраль
3. Народное искусство - детям. Городецкая роспись. Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства. Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Раскраски
«Городецкая роспись»
Картотека картинок «Городецкая роспись». Городецкая роспись. Наглядно-дидактическое пособие.
Февраль
4. Богородская игрушка. Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства. Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Альбом «Богородская игрушка»,
Выставка «Богородские игрушки».
Презентация- «Деревянная игрушка из Богородска»
Март
1.
Знакомство с хохломской росписью
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства. Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Предметы с городецкой и хохломской росписью. Презентация «Хохломская роспись» Народное искусство - детям. Золотая хохлома. Наглядно-дидактическое пособие. ФГОС
Март
2. Рисование узора для ложки Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства. Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Бумага в форме ложки желтого, красного и черного цвета, гуашь, кисти. Народное искусство — детям. Хохломская роспись. Альбом для творчества. ФГОС
Март
3. Народное искусство - детям. Полхов-Майдан. Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства. Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Предметы с росписью Полхов -Майдан. Презентация «Полхов-Майдан».
Раскраски «Свистульки» Народное искусство - детям. Полхов -Майдан. Наглядно-дидактическое пособие. ФГОС
Март
4 Кто такая матрёшка? Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства. Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Рассматривание игрушки «Матрёшки».
Загадывание загадок.
Рисование карандашами «Матрёшка». Н. Леонова: Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка. ФГОС
Апрель
1. Русская матрешка» Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства. Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. Загадывание загадок.
Рассматривание картинок про Матрешек.
Аппликация «Украсим передник для матрешки»
Игры за столами «Собери Матрёшку»
Н. Леонова: Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка. ФГОС
Апрель
2. Виды матрёшек Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства. Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной деятельности. Чтение стихотворения «Восемь кукол деревянных»,
Физкультминутка «Мы веселые матрешки». Н. Леонова: Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка. ФГОС
Апрель
3. Знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами. Знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора. Чтение произведения малой фольклорной формы.
Загадывание загадок.
Хоровод «Каравай»
Апрель
4. Знакомство с книжной графикой - рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам и сказкам А. С. Пушкина Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литературе). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. Вспомнить с детьми профессии: художника и писател. Несколько книг сказок о животных с иллюстрациями Ю. Васнецова и Е. Рачева; сказки «Сивка-бурка», «По щучьему велению» с иллюстрациями Н. Кочергина; сказка «По щучьему велению» с иллюстрациями Т. Мавриной;
Знакомство с книжной графикой - рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам и сказкам А. С. Пушкина
Май
1. Знакомство с искусством – Архитектура. Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания, — это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д. Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр). Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). Поощрять стремление детей изображать в рисунках сказочные строения. Изображения красивых зданий, рисунки с изображением архитектурных деталей: окон разной формы, колонн, шпилей…
Аппликация «Мой дом». Комарова Т.
Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет
Май
2. Рисование
«Нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить» Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания, — это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д. Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр). Карандаши, листы бумаги
Рисование «Мой дом» Комарова Т.
Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет
Май
3. Знакомство с традициями народов севера Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. Иллюстрация “На Крайнем Севере”,
“Жизнь людей Севера”, Кукла в национальной одежде жителей Севера.
Альбом «Зима в картинах русских художников».
Май
4. Виртуальная экскурсия в музей изобразительных искусств. Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Организовать посещение музея (совместно с родителями, рассказать о назначении музея.). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. Презентация «Музей изобразительных искусств города Оренбурга». muz-izo@yandex.ru