Сидорова Светлана
Перспективное планирование ознакомления детей дошкольного возраста с предметами быта в мордовской избе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительная группа
месяц тема программное содержание материал
Сентябрь Диагностика
Октябрь Хлеб всему голова (К. ,с. 87) Знакомство с историей появления жерновов, их назначением; воспитание уважительного отношения к труду Жернова; пословицы и поговорки о хлебе
Ноябрь Светит, но не греет (К. ,с. 91;Д. ,с. 120) Уточнение представлений о различных источниках освещения; знакомство с историей появления лампочки; формирование интереса к истории предметов Свечи, лучины, электрическая лампа, керосиновая лампа
Публикация «Перспективное планирование ознакомления детей дошкольного возраста с предметами быта в мордовской избе» размещена в разделах
- Мордовия
- Планирование. Планы работ
- Русская изба
- Электричество, бытовые приборы. Проекты, планы
- Темочки
Штатолт, чевкст
Декабрь Обогревательные приборы (Д. ,с. 94) Знакомство с историей появления и преобразования обогревательных приборов; обучение установлению причинно-следственных связей между назначением и способами употребления предметов Макеты обогревательных приборов; стеклянный.
пластмассовый. деревянный стаканы; металлические игрушки; кубики со слогами
Суликань, пластмассовой, чувтонь стопкат, кшнинь налксемка
Январь Поэзия народного костюма (К. ,с. 97) Уточнение представлений о народном костюме; формирование интереса к процессу изменения и преобразования одежды Альбом «Народный костюм»; аудиозапись песен «Валенки», «Красный сарафан»
Платок, рубаха
Панго, паця, пулай, панар.
Февраль Мебель Продолжение развития интереса к народному быту; уточнение знаний о современной мебели; установление аналогий между старинным сундуком и старинным шкафом Сундук. кровать, стол, лукошко
Горобия, удоматарка, столь, паргине
Март Инструменты Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий. Корыто, долото, гвозди, молоток
Очко, долота, эскеть, молотка
Апрель Чудесное превращение очков (Д. ,с. 123) Знакомство с историей очков, их видами; формирование интереса к историческому прошлому предметов Макеты очков, лорнета, пенсне
Сельмукшт
Май
Прощание с избой (К. ,100) Обобщение полученных знаний
Занятие 1
Тема: «Хлеб всему голова»
Программное содержание: Знакомство с историей появления жерновов, их назначением; воспитание уважительного отношения к труду
Материал: Жернова; пословицы и поговорки о хлебе
Беседа строится на сравнении: современные способы уборки урожая и старинные. Используется иллюстративный материал. Затем в «избу» вносят жернова и хозяйка показывает как ими пользовались. Все занятие сопровождается пословицами и поговорками о труде, хлебе. Хозяйка предлагает детям узнать как на эрзянском языке будут звучать следующие слова: хлеб –кши
В заключении детей угощают караваем.
Занятие 2
Тема: «Светит, но не греет»
Программное содержание: Уточнение представлений о различных источниках освещения; знакомство с историей появления лампочки; формирование интереса к истории предметов
Материал: Свечи, лучины, электрическая лампа, керосиновая лампа
Вы любите путешествовать? Хотите, мы сегодня с вами отправимся в путешествие? Но сначала нужно собраться в дорогу. Давайте положим в сумку самое необходимое. В первую очередь надо взять с собой дружбу, ведь без нее нам будет очень трудно в пути. Как вы думаете, что еще необходимо взять с собой? (Знания, компас, карту, взаимовыручку, дисциплину, улыбку, хорошее настроение.)
— Сумка уложена, теперь мы должны выбрать транспорт. На чем мы будем путешествовать? (На самолете.) Как будем путешествовать, знаем, сумку собрали. А вот куда отправимся путешествовать, вы знаете? (Нет)
— Отправимся в страну, где живут предки электрической лампочки. Для этого давайте посмотрим на карту. Сначала мы должны найти болото и попробовать его пройти. Итак, заводим моторы, расправляем крылья и летим. (Проводится игра «Самолеты».)
— Я вижу заколдованное болото. Спускаемся и заглушим моторы. Чтобы пройти болото, нужно разделиться на три команды.
Дети самостоятельно делятся на три команды.
— В каждой команде нужно выбрать представителя, который выполнит определенное задание и тем самым поможет своей команде пройти болото. Сереже необходимо, проходя с кочки на кочку, на каждый шаг называть слова, обозначающие предметы, связанные с электрической лампочкой и ее предками; Алене — на каждый шаг называть слова, обозначающие действия предмета, связанные с электрической лампочкой и ее предками; Маше — на каждый шаг называть слова, обозначающие признаки предметов, связанные с электрической лампочкой и ее предками. Как только представители команд выполнят свои задания, болото сразу станет сухим и команды смогут пройти его.
Дети выполняют задания.
— А сейчас вновь посмотрим на карту. Как вы думаете, какое препятствие дальше у нас на пути? (Это лес.)
— Действительно, это лес темнеет вдали. Подойдем поближе. Чтобы пройти лес, нам необходимо выполнить следующее задание. Вчера мы с вами читали произведение одного писателя. Кто вспомнит, как оно называется и кто его автор? (Это «Сказка про спички», а написал ее С. Я. Маршак.) А теперь вспомните, кто предки у спичек. (Деревья, кустарники.) А теперь подумайте и скажите, кто предок у электрической лампочки? (Огонь.) Чем служил огонь в то далекое время для первобытных людей? (Он был очагом, кухонной плитой, печкой, освещал помещение.)
— Теперь, чтобы пройти через лес, нам нужно сделать звуковой анализ слова «свет» и записать его буквами.
Дети садятся за столы, делают звуковую и буквенную запись слова «свет» в тетрадях. Один из детей выполняет задание у фланелеграфа, давая при этом объяснения.
— Дальше на нашей карте обозначено неизвестное помещение. Чтобы попасть в него, тоже необходимо выполнить задания. Каждой команде даются карточки. 1-й и 2-й командам карточки, на которых изображены электрический фонарик, костер, электролампочка, спичка, спичечный коробок, топор, свечи, — задание: «Найди лишнее» : команде даются карточки, на которых изображены] электролампочки, — задание: «Найди различия». Молодцы! Вы быстро и правильно справились с Заданиями. Я знаю, что вчера каждый из вас выучил загадку о предметах, которые находятся здесь. Следующее задание заключается в том, чтобы отгадать загадки, которые вы будете загадывать друг другу.
Дом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек,
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
Висит груша — нельзя скушать.
Чудеса на потолке — повисло солнце на шнуре.
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом.
Стоит столб, горит свет,
А углей нет.
Белое сеет, черное роняет.
Накормишь — живет, напоишь — умрет.
Отгадав загадки, мы сможем увидеть, что находится в этом помещении.
Дети заходят в помещение и рассматривают предметы.
— Здесь находятся предметы, которые являются предками электролампочки. Как вы думаете, они расположены в той последовательности, в какой появились, когда их придумывали люди? Будьте очень внимательны, возможно, некоторые предметы пропущены. (Сначала в пещерах люди зажигали очаг. Затем придумали лучину. Лучина — это щепка, закрепленная на одном конце. Потом появились свечи, их делали из пчелиного воска, бараньего сала, затем люди научились из нефти делать керосин и появились керосиновые лампы. Много лет прошло, пока люди догадались зажигать газ, и лишь затем появились электролампочки.)
— Вы прекрасно справились с заданием. Осталось ответить на последний вопрос: где в детском саду находятся все предметы? (Все предметы находятся в нашем музее предметов.) Хозяйка предлагает детям узнать как на эрзянском языке будут звучать следующие слова: свечи – штатолт, лучины – чевкст