Елена Кашина
Перспективное планирование «Народно-прикладное творчество» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Хохлома
1. Рисование в полосе «Осочки, травинки, капельки»
Познакомить детей с изделиями хохломских мастеров. Учить видеть красоту растительно-травного орнамента, необычность, сказочность золотого фона. Учить рисовать легкими формообразующими движениями основные элементы «травки» — осочки, травинки, капельки.
2. Панно «Золотая рыбка»
Публикация «Перспективное планирование „Народно-прикладное творчество“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Продолжать знакомить детей с изделиями мастеров Хохломы, их цветовой гаммой, основными элементами росписи («травка», завейки) и способами их выполнения. Учить рисовать легкими, округлыми движениями, с разной степенью нажима на кисть. Вспомнить с детьми отрывок из сказки А. С. Пушкина и предложить нарисовать золотую рыбку в манере хохломских мастеров. Развивать интерес к народным промыслам.
3. Узор «Хохломская веточка»
Продолжать знакомить детей с росписью Хохломы; учить при рассматривании миски выделять основные элементы «травки»; закреплять приемы рисования, красиво располагая их на веточке — стебле - «криуле». Учить детей ритмично располагать элементы красного или черного цвета. Развивать эстетические чувства.
4.«Роспись салфетницы (вазы)»
Продолжать знакомить детей с хохломской росписью; закреплять умение рисовать растительно-травный орнамент легкими круговыми движениями руки. Предложить детям придумать и нарисовать узор по мотивам хохломского, чередуя знакомые элементы с новыми — цветами и листьями. Развивать самостоятельность и творческую активность.
5.«Роспись тарелки по мотивам Хохломы»
Продолжать знакомство с хохломской росписью, ее колоритом, растительно-травным орнаментом. Учить рисовать красивую веточку с ягодами и листьями и украшать ее знакомыми элементами «травки», выбирать цвета красок для рисования узора в соответствии с фоном. Развивать творческую активность.
6. Панно «Золотой петушок»
Вспомнить с детьми содержание сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» и предложить расписать панно на основе узоров Золотой Хохломы. Рассказать детям о работах хохломских художников; закреплять умение рисовать узоры. Учить расписывать панно, изображая в центре золотого петушка и украшая края растительно-травным орнаментом. Развивать эстетические чувства, творческую активность.
7. «Хохломской букет»
На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность, торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.
8. «Составь хохломской узор»
Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.
9. «Подарок для мишутки»
Продолжать знакомить детей с хохломскими предметами. Учить составлять узор в зависимости от формы предмета (чашка, ложка). Использовать для составления узора знакомые элементы – ягодки, завитки, травку, листья. Закреплять умение рисовать концом кисти, выбирать цвета, сохраняя традиции росписи.
10. «Украшение посуды разной формы хохломским узором»
Закрепить знания о хохломе, ее истории, назначении предметов, их названии.
Учить составлять узор на форме по выбору, передавать характерные элементы (ягоды, цветы, травка, завитки и т. п., колорит, композицию в соответствии с формой бумаги. Учить выбирать цвет фона и элементов, сохраняя традиции росписи.
Дымковская игрушка
1. «Узор в полосе»
Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства — дымковской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения. Учить составлять узор в полосе, украшая его кругами одного цвета; рисовать круги безотрывными движениями руки всем ворсом кисти, ставить квачом черные точки; выбирать цвет. Развивать самостоятельность, аккуратность.
2. «Дымковская ткань»
Учить детей рассматривать узор на дымковских игрушках, называть виды узора: колечки, круги, точки, линии. Учить украшать квадрат дымковским узором; закреплять умение рисовать кольца одним круговым движением, рисовать каждый элемент узора своим цветом, рисовать квачом. Развивать чувство ритма, цвета. Закреплять интерес к русской народной игрушке.
3. «Узор на розете»
Учить рассматривать на дымковских игрушках мотив росписи: кольца, круги, точки, зернышки и т. д. Учить украшать середину и фестоны розета кольцами одного цвета, кругами другого цвета, использовать черный цвет для украшения (точки, черточки). Закреплять умение рисовать круг, кольцо неотрывным движением руки всем ворсом кисти. Развивать творческую активность, самостоятельность.
4. «Укрась узорами юбку дымковской барыни»
Учить рассматривать дымковских барынь, выделять узор на одежде: чередование вертикальных и горизонтальных полос, кругов, колец, точек. Закреплять умение рисовать красками прямые линии в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках — круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре; воспитывать интерес к народному прикладному искусству.
5. «Узор на круге»
Учить детей рассматривать дымковских индюков; выделять украшения хвоста. Учить составлять узор в круге, выделяя середину и кайму кольцами одного цвета, кругами другого цвета, украшать их точками и черточками. Закреплять умение рисовать кольцо и круг, самостоятельно выбирая цвета для элементов. Развивать цветовое восприятие, самостоятельность. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству.
6.«Дымковские кони»
Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Продолжать знакомство с дымковской игрушкой, ее формой, элементами украшения. Учить рисовать коня из отдельных полос широкой кистью, а мелкие детали (хвост, копытца, гриву) и элементы украшения — кистью маленького размера, квачами. Развивать творческую активность, умение радоваться красивому, яркому рисунку.
7. «Дымковские животные»
Учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных, их позы, лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого; использовать стеку для надрезания. Расписывать готовые игрушки дымковскими узорами. Развивать чувство цвета при составлении узора, воображение. Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки. Воспитывать самостоятельность и творчество.
Гжель
1. «Рисование узора на полосе-кайме»
Начать знакомить детей с историей промысла, рассказать о процессе изготовления изделий. Учить рассматривать гжельскую посуду. Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала и способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора, украшение каймой. Учить рисовать кайму по мотивам гжельской росписи: многократное повторение и сочетание линий, точек, мазков, пружинок и т. д. Развивать художественный вкус, уважение к рукотворному труду.
2. «Украшение стаканчика (бокала) гжельским узором»
Продолжать знакомство с гжельской керамикой. Учить детей любоваться гжельской посудой; отличать ее форму, цвет. Объяснить ее назначение: молочник, чайник, чашка и т. д. Учить выделять кайму и другие элементы узора. Закреплять умение рисовать орнамент из линий, завитков и «капелек» в верхней и нижней части изделия. Учить рисовать простейшие цветы из «капелек», завитков, мазков, располагая их в центре стаканчика; передавать опенки синего цвета; закреплять умение рисовать концом кисти. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
3. «Украшение блюдечка»
Знакомить детей с многообразием гжельских изделий. Учить видеть красоту, сказочность гжельских цветов, выделять в узоре элемент-мазок с оттенком, набирать краску краем кисти с палитры и наносить мазок, поворачивая кисть при симметричном рисовании в одну, затем — в другую сторону, получая цветок. Продолжать учить рисовать гжельские узоры, составлять композицию на круге, оформлять кайму в соответствии с рисунком на бокале, познакомить с понятием «чайная пара».
4. «Рисование цветка на сырной доске»
Продолжать знакомить детей с гжельским промыслом; учить видеть красоту и самобытность изделий. Рассказать об особенности гжельских узоров — изменении насыщенности цвета в каждом элементе. Учить рисовать цветы-розаны мазками оттенками синего цвета; составлять узор на форме, выделяя середину цветком, букетом; украшать края каймой. Закреплять умение детей рисовать концом кисти травинки, пружинки, спиральки, придавая узору сказочную легкость, воздушность. Развивать творческую активность, уважение к мастерам народных промыслов.
5. «Рисование петушка»
Рассказать, что гжельские мастера делают не только посуду, но и скульптуры малой формы: петушков, коровок, и т. д. Познакомить детей с гжельской скульптурой малой формы «Петушок», учить выделять особенности росписи. Учить делать карандашом набросок петушка, затем расписывать его гжельским узором: цветами, листьями, точками, сеточками, сочетая синий и голубой цвета. Закреплять умение детей рисовать мазковой росписью, концом кисти. Воспитывать интерес к народному искусству.
6. «Роспись гжельской посуды»
Продолжать учить детей видеть красоту, нежность, своеобразие гжельской росписи. Закрепить знание о промысле, колорите, элементах росписи. Учить выбирать узор, кайму для росписи объемных форм. Закреплять приемы рисования в технике «мазка с тенью», «капельки», концом кисти (спиралей, травинок, завитков, волнистых линий). Развивать творческую активность, интерес к рисованию.
7. «Зимняя сказка Гжели»
Закреплять знания детей об изделиях гжельских мастеров, необычном колорите этой росписи. Учить видеть красоту зимней природы, передавать в рисунке цветовую гамму и сказочность зимнего пейзажа, используя приемы гжельской росписи. Учить детей рисовать многофигурные композиции, располагая дома, дворцы, деревья и т. д. на ближнем и дальнем планах.
8. «Гжельское чудо»
Продолжать знакомить детей с изделиями мастеров Гжели, разнообразием их форм, размеров и назначения. Закреплять знания о гжельском промысле, колорите, элементах росписи, приемах рисования, учить придумывать и составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из цветов или птиц, по краям — бордюры, кайму. Учить рисовать гжельскую птицу. Закреплять умение рисовать мазком с оттенками синего цвета. Формировать у детей личностную позицию при восприятии искусства, народного творчества.
9. «Красивые кокошники Снегурочки»
Напомнить детям сказку о необычной снежной девочке — Снегурочке, предложить расписать для нее головной убор — кокошник в определенной цветовой гамме. Продолжить учить видеть своеобразие, красоту, нежность гжельской росписи, проявлять самостоятельную творческую фантазию. Учить из знакомых элементов, составлять композицию узора, заполняя середину, края и располагать узор на бумаге разной формы. Закреплять умение рисовать мазки с оттенками в одну сторону, затем в другую, создавая цветок: роза, тюльпан, бутон, листья. Совершенствовать навыки работы кистью и красками.
Филимоновские игрушки
1. Рисование узора в полосе «Дорожка»
Познакомить детей с новым видом народного декоративно-прикладного искусства — филимоновской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, называть цвета элементов росписи. Учить составлять узор, чередуя вертикальные линии двух цветов, рисовать прямые линии неотрывным движением кисти.
2. Узор в полосе «Елочка»
Продолжать учить детей рассматривать филимоновские игрушки (коровка, козлик); выделять материал, элементы украшения. Учить рисовать прямые и наклонные линии, длинные и короткие. Учить составлять узор в полосе, используя новый элемент — елочку. Развивать интерес к народному творчеству.
3. «Узор для шапочки»
Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, ее цветовой гаммой, особенностями узоров. Показать новые игрушки: барышню и кавалера; учить рассматривать и выделять элементы узора. Учить составлять узор в полосе, используя элементы: елочки и линии. Учить рисовать квачами; чередовать цвета, красиво их сочетая.
4. «Филимоновские цветы»
Учить детей узнавать фидимоновскую игрушку, элементы ее росписи, цветовую гамму узоров и способы их выполнения. Познакомить с элементом филимоновской росписи — «цветком». Показать образцы филимоновских цветов, объяснить последовательность выполнения каждого цветка. Развивать фантазию, цветовое восприятие.
5. «Укрась фартук для куклы филимоновским узором»
Продолжать знакомить детей с филимоновскими узорами, различными видами орнаментов. Учить рисовать тремя красками знакомые элементы, ритмично чередуя их и красиво сочетая цвета. Развивать самостоятельность, творческую активность.
6. «Укрась фигурку коровки или коня филимоновским узором»
Закреплять умение детей расписывать силуэт филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора в различных формах. Учить составлять узор из знакомых элементов на готовых силуэтах. Закреплять умение рисовать кистью или квачами, используя в узоре только три цвета.
7. «Филимоновская барыня»
Совершенствовать умение детей украшать узором силуэт барыни, используя цветовую гамму и элементы филимоновских узоров. Развивать уважение и интерес к народному творчеству.
8. «Веселый хоровод»
Закреплять знания детей о филимоновской игрушке, ее цветовой гамме, особенностях узоров. Учить узнавать филимоновские игрушки и отличать их от дымковских по форме изделия, узору и сочетанию цветов. Учить придумывать и рисовать карандашом барыню или солдата, украшать их филимоновским узором. Развивать цветовое восприятие, творческую активность.
Городец
1. «Рисование бутона»
Познакомить детей с историей городецкого промысла. Рассказать о разнообразии изделий, элементах узоров (цветы, листья, птицы, кони) и сочетаниях цветов. Учить рисовать голубой бутон «купавку», смешивая гуашь с белилами, синим и белым цветом оживляя цветок и листья. Развивать художественный вкус и прививать любовь к народному творчеству.
2. «Узор в полосе по мотивам городецкой росписи»
Продолжать знакомить детей с городецкой росписью. Закреплять умение рисовать «купавку», познакомить с новым элементом — «ромашкой», учить оживлять узор квачами и белой краской. Учить рисовать узор в полосе, чередуя «купавки» и «ромашки», выбирать цвета, составлять оттенки, оживлять цветы и листья.
3. «Роспись доски городецким узором»
Продолжать знакомство с росписью Городца, закреплять знания детей об основных элементах, колорите, закономерностях построения узора. Познакомить с новым цветком — «розаном» и способом его рисования. Учить создавать свою композицию при украшении доски, красиво располагая узор в форме. Развивать эстетические чувства, совершенствовать технические навыки. Прививать уважение к народным промыслам.
4. «Роспись городецким узором овала, сложной формы (на выбор)»
Закреплять знания детей о городецкой росписи, ее цветовой гамме, способах выполнения элементов «ромашка», «купавка», «розан». Учить выполнять сложный узор по этапам: замалевок (круги, листья, прорисовка (лепестки цветов, бутоны, прожилки листьев, оживка (белые точки, дуги). Совершенствовать умение самостоятельно составлять узор в выбранной форме. Развивать творческую активность, эстетические чувства.
5. Роспись панно «Городецкая птица»
Программное содержание. Закреплять знания детей о городецкой росписи, умение составлять узор, состоящий из цветов, бутонов, листьев. Показать детям изображения сказочных городецких птиц. Учить рисовать птиц, похожих на городецких, и украшать рисунок цветами; рисовать по этапам (замалевок, прорисовка, оживка). Совершенствовать умение составлять узор в форме. Развивать творческую активность, интерес к народно-прикладному искусству.
6. «Украшение крышки сундука Городецкими птицами, цветами»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с изделиями городецких мастеров, их разнообразием. Закреплять знания детей о приемах и этапах выполнения городецких узоров, их цветовой гамме. Совершенствовать умение детей рисовать городецких птиц, цветы. Учить украшать панно двумя птицами, смотрящими друг на друга, цветами и листьями. Развивать ритмичность в выполнении росписи, творческую активность, самостоятельность.
7. Роспись «Городецкий конь»
Расширять представление детей oб искусстве городецких мастеров. Учить рисовать гордых городецких коней, украшать рисунок цветами, листьями, закреплять технические навыки рисования узоров. Учить детей делать набросок коня, расписывать изделия по этапам (замалевок, прорисовка, оживка). Развивать творческую активность, желание нарисовать яркий, красочный узор. Прививать любовь и уважение к народному творчеству.
8. «Распиши любой предмет для украшения кухни по мотивам городецкого узора»
Развивать детское творчество на основе полученных знаний о городецкой росписи, ее элементах, колорите, композиции; закреплять технические навыки поэтапного рисования городецких узоров. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Полхов – Майдан
1.«Шиповник»
Программное содержание. Познакомить детей с промыслом Полхов- Майдана, его историей, материалом поделок, цветовой гаммой, особенностями и способами росписи. Учить рисовать красивый, большой розовый цветок на колючем стебле с зелеными листьями сначала черным фломастером (маркером, а затем — прорисовывать гуашевыми красками, стараясь не выходить за пределы контура. Обратить внимание детей на то, что мастера Полхов-Майдана могут нарисовать отдельные части цветка другой краской — желтой, голубой; цвета всегда используют яркие, сочные, праздничные. Развивать художественный вкус.
2.«Конь-огонь»
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с росписью Полхов-Майдана; учить выделять отдельные элементы рисунка, составлять композицию из цветов, ягод, листьев на форме лошадки. Закреплять умение сначала рисовать силуэты цветов черным фломастером, маркером, а затем раскрашивать гуашью, соблюдая основные правила полхов-майданской росписи. Развивать цветовое восприятие, учить детей красиво подбирать цвета при рисовании травного орнамента. Обратить внимание детей на то, что узор очень плотный, заполняет практически всю форму и может располагаться на цветном фоне. Развивать уважение и интерес к народному декоративно-прикладному искусству
3.«Укрась матрешку сказочным узором»
Программное содержание. Закреплять знания детей об изделиях полхов-майданских мастеров. Учить узнавать роспись, отличать от других. Познакомить детей с матрешкой из Полхов-Майдана, рассказать, чем она отличается от других матрешек (семеновских, загорских). Совершенствовать навыки детей в составлении узоров из цветов, стеблей, листьев, бутонов и т. д. в сложной форме. Закреплять умение детей рисовать контур цветочного орнамента черным фломастером; рисовать лицо, волосы матрешки, шаль-накидку, грудку-передник в цветах. Тренировать детей в подборе красок для выполнения узора в цвете и смешении их на палитре, аккуратном прокрашивании контуров. Создать радостную творческую атмосферу на занятии, стараться вызвать у детей желание самостоятельно рисовать красками.