Получи документы

Перспективное планирование кружковой работы «Профилактика плоскостопия»

Ирина Каева
Перспективное планирование кружковой работы «Профилактика плоскостопия»

Пояснительная записка.

Приобщение к физической культуре начинается с создания условий для достижения оптимального уровня двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

На базе МБДОУ организована работа по профилактике плоскостопия у детей. Разработана адаптированная программа и создан кружок «ЗДОРОВЕЙКА».

Публикация «Перспективное планирование кружковой работы „Профилактика плоскостопия“» размещена в разделах

Плоскостопие- это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы. Стопа человека осуществляет опорную, рессорную и локомоторную функции. Вследствие этого в строении стопы имеются существенные особенности, обусловленные вертикальным положением туловища. Пальцы стопы короткие и менее подвижные; плюсна мощная и прочная; кости располагаются в разных плоскостях и образуют продольный поперечный своды. Укрепляют своды стопы туго натянутые связки, называемые пассивными «затяжками» стопы. В укреплении сводов стопы важную роль играют мышцы, которые являются активными «затяжками» стопы. Таким образом, конструкция стопы в виде сводчатой арки поддерживается благодаря форме костей, прочности связок и тонуса мышц.

Детская стопа по сравнению с взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что приводит нередко к диагностическим ошибкам. Кости стоп целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Мышцы стопы, которые, как уже отмечалось выше, играют важную роль в укреплении сводов стопы, относительно слабо развиты. Суставн –связочный аппарат стоп ещё не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объём движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по её окончании тот час же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведёт к переутомлению мышц и стойкому опущению свода. (И. Ловейко).

Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение её функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребёнка (В. Старковская). Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьёзным препятствием к занятиям спортом.

Основные цели:

1. Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребёнка.

2. Своевременная профилактика и закаливание стоп.

3. Повышение сопротивляемости организма.

4. Создание полноценной физкультурно- оздоровительной среды.

Занятия организуются на основе следующих принципов. 1. Дозировка физических упражнений определяется особенностями и общим состоянием ребёнка.

2. Системность воздействия обеспечивается определённым подбором упражнений и последовательность их применения.

3. Постепенное нарастание физической нагрузки.

4. Разнообразие и новизна физических упражнений.

5. Умеренность воздействия физических упражнений (продолжительность занятий 20-25 мин., дробная физическая нагрузка).

6. Чередование упражнений с отдыхом, упражнениями на расслабление.

7. Учёт возрастных особенностей при комплектовании групп детей (возрастной шаг должен составлять один год).

Для проведения занятий необходимо соблюдать требования по технике безопасности.

1. Чистый и сухой пол.

2. Хорошее освещение зала.

3. Проветренный зал.

4. Исправность и безопасность оборудования.

5. Наличие спортивной формы.

Краткая характеристика структуры программы.

Программа подготовлена для работы с детьми средней и старшей групп, в возрасте от 4 до 6 лет. Курс занятий рассчитан на один учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю (по 20-25 минут). Содержание программы, практический материал могут конкретизироваться, варьироваться в зависимости от возраста и способностей детей, условий её использования.

Упражнения могут быть использованы на занятиях по физической культуре, а также на физкультурных досугах, утренней зарядке, гимнастике после дневного сна.

Диагностика.

Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования.

Физкультурно-оздоровительная среда.

Создание полноценной физкультурной оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени, оказывающее положительное влияние на формирование сводов стопы

(ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, специальные тренажёры и т. д.)

Изготовлены дополнительные приспособления для предупреждения плоскостопия («дорожки» разного размера и разными наполнителями, с нашитыми пуговицами; мелкие предметы (для захвата пальцами ног); косички; длинные тонкие ленточки.

Структура занятий.

Занятия строятся с учётом постепенного наращивания, а затем снижения физической нагрузки, чем и обусловлено содержание упражнений, последовательность их распределения, а также методика проведения.

Дозировка упражнений может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений, до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования.

Основной целью вводной части занятий является подготовка к выполнению предстоящей нагрузки (длительность 4-5 мин.)

Основная часть (8-15 мин.) обеспечивает высокую активность детей.

В заключительной части (3-5 мин.) организм ребёнка приводится в относительно спокойное состояние, при сохранении бодрого настроения.

Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы, применяются в различных формах физического воспитания.

Особенностью комплексов является использование игровых упражнений с привлекательными для детей образами («котята», «утята», «матрёшки» и др., а также упражнений с предметами – скакалкой, гимнастической палкой, обручами, мячами.

С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку. Кроме того, необходимо применять наглядные пособия (различные картинки, рисунки, а также загадки, песни, стихотворения. Это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

План работы.

Октябрь:

1,2 занятие- упражнение для снятия мышечного напряжения «Пружинка», массаж стоп, комплекс упражнений, упражнение на тренажёрах, п/игра «Солнышко и дождик», ходьба по массажным дорожкам.

3,4 занятие- разминка, массаж ступней, упражнение с мячом, упражнение на дыхание, п/игра «Передай мяч ногами», ходьба по массажным дорожкам.

Ноябрь:

1,2 занятие- разминка, упражнение для стоп, упражнение «Стретчинга»,п/ игра «Зайцы и волк», упражнение на дыхание.

3,4 занятие- разминка, гимнастика для ног, массаж стоп, комплекс упражнений «Весёлый зоосад», собирание камушек ногами, п/игра «Совушка-сова», ходьба по массажным дорожкам.

Декабрь:

1,2 занятие- гимнастика для ног, самомассаж ног, ходьба по косичкам собирая их пальцами ног, упражнение «Стретчинга», п/игра «Медведь», ходьба по массажным дорожкам.

3,4 занятие- гимнастика для ног, массаж стоп «Ай, тари,тари», комплекс упражнений, дыхательная гимнастика, ходьба по массажным дорожкам, п/игра «Лохматый пёс».

Январь:

1,2 занятие – гимнастика для ног, массаж ног, комплекс упражнений «Загадки», п/ игра «Солнышко и дождик», ходьба по массажным дорожкам.

3,4 занятие – вводная часть, массаж ступни, комплекс упражнений с палкой, ходьба по массажным дорожкам, п/игра Удочка», дыхательная гимнастика.

Февраль:

1,2 занятие- двигательные упражнения, массаж ступни (карандашами, комплекс упражнений :с лентами и «собери камешки», п/игра Два Мороза», ходьба по массажным дорожкам, дыхательная гимнастика.

3,4 занятие- ходьба, бег, упражнение для стоп : гимнастические упражнения, сбор игрушек ногами, массаж стоп,п/ игра «Кто быстрее?», упражнение на тренажёрах.

Март:

1,2 занятие – ходьба на месте, по залу, массаж стоп, упражнение с косичками, п/ игра «Гори, гори ясно», дыхательная гимнастика, ходьба по массажным дорожкам.

3,4 занятие- двигательные упражнения, массаж стоп, упражнение на гимнастической стенке, п/ игра «Пингвин», упражнения на дыхание, упражнение на тренажёрах.

Апрель:

1,2 занятие- упражнения для снятия мышечного напряжения «Пружинки», упражнения с теннисным мячом, п/игра «Хитрая лиса», ходьба по массажным дорожкам, упражнение на дыхание «Ветер».

3,4 занятие – двигательное упражнение «Айболит», массаж стоп, гимнастические упражнения (лёжа). ходьба по гимнастической палке: катание вперёд – назад, боком, на палке прямо, дыхательные упражнения, п/ игра «День и ночь».

Май:

1,2 занятие – гимнастика для стоп «Посмотри на дорожке ходят маленькие ножки», массаж стоп «Вышел зайчик погулять», гимнастические упражнения, п/ игра «Ловишки с ленточками», дыхательное упражнение «Воздушные шарики», упражнения на тренажёрах.

3,4 занятие – двигательные упражнения: бег, ходьба, массаж стоп «Улитки», гимнастика, дыхательное упражнение «Сдуем одуванчик», хотьба по массажным дорожкам, п/ игра «Весёлые ребята».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Журнал «Дошкольное воспитание», 1986г. №6; 2005г. №1;

2. Настольная медицинская энциклопедия для родителей. М. 2005г. Онучин Н. А.

3. Журнал «Воспитание и обучение» С. Шарманова, А. Фёдоров «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей».

Публикации по теме:

Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Фото отчет занятия по ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Лечебная физкультура дает возможность оказывать, общеукрепляющие.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Помимо детского сада я работаю в МБУЗ ЦГБ г. Азова инструктором-методистом по лечебной физической культуре (ЛФК). Каждый день я сталкиваюсь.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия в условиях ДОО и семье» «Профилактика плоскостопия в условиях ДОО и семье» В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще встречается плоскостопие, а.

Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников«Консультация для родителей «Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия у дошкольников« Консультация для родителей "Здоровые ножки" У 65 % дошколят плоскостопие. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата оказывают негативное.

Перспективное планирование кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе (1 часть) 1.«Солнышко лучистое» Цель: Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики.

Перспективное планирование кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе (2 часть)Перспективное планирование кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе (2 часть) Здравствуйте, дорогие коллеги! Я 4 год веду кружковую работу по художественно-эстетическому развитию. Так у меня оформлены планы: Если.

Перспективное планирование работы по ОБЖ для детей 5–6 лет (продолжение) Декабрь Дорожная безопасность Чтение Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» ([2], стр. 76) Дидактические игры «Говорящие.

Планирование кружковой работы в детском саду «Умелые пальчики» Планирование кружковой работы в детском саду "Умелые пальчики" в группе Почемучка. Пояснительная записка. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая.

Профилактика плоскостопияПрофилактика плоскостопия Профилактика плоскостопия. Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные.

Упражнения для стоп — профилактика плоскостопия Свод стопы формируется у детей 3–4 лет. Однако относительная слабость мышц и связок сохраняется до 6–7 лет даже у здоровых детей. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное планирование кружковой работы «Профилактика плоскостопия»
Опубликовано: 16 сентября 2023 в 18:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективное планирование кружковой работы «Профилактика плоскостопия»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Каева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.

19 июля. День летней безопасности. Передвижка «Польза и вред солнца»

Летом дети много времени проводят на улице, играя и наслаждаясь солнечным теплом. Как сделать их пребывание на солнце безопасным и полезным?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД