Галина Лахина
Перспективное планирование игр по развитию речи (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь-ноябрь
Игра «Крестики-нолики»
Рисуется квадрат 33 клетки. Играющие должны по горизонтали, вертикали или диагонали поставить три одинаковых значка: крестик или нолик. Выигрывает тот, кто быстрее справится с этой задачей.
Публикация «Перспективное планирование игр по развитию речи (1 часть)» размещена в разделах
Игры со словами активизируют речь и мышление дошкольников, например, игры, в ходе которых дети сочиняют небылицы и нелепицы («Что получится, то и получится», «Кто это был?»). Параллельно старших дошкольников знакомят с лучшими авторскими и народными образцами этого жанра («Вы послушайте, ребята.», «Богат Ермошка.» — русские народные песенки; «Пудель» С. Маршака и т. п.).
Игра «Что получится, то и получится»
В эту игру можно играть как на улице, так и в помещении. Но сначала нужно поупражнять детей в ответах на вопросы: Что? Какой? Что делает? Где находится? В первое время воспитателю наверняка придется чаще самому отвечать на эти вопросы, предлагая подсказки. Например: «Какой? — спрашивает педагог и отвечает: — Желтый». А дети продолжают перечислять цвета : «Зеленый, красный, розовый» и т. п.
— Круглый, — говорит воспитатель.
— Квадратный, треугольный, — перечисляют дети.
Подсказки могут быть лаконичными и развернутыми.
— Когда лежишь на мягком луговом ковре, то можно наблюдать за живыми существами — порхающими, ползающими, жужжащими. Можете назвать их?
— Где лежат вещи? Где можно спрятаться? Где можно гулять?
— На свете много интересных дел. Чем можно заняться, чтобы не заскучать?
Если дети начали отвечать на вопросы самостоятельно, можно предложить им поиграть. Надо взять лист бумаги, разделить его по вертикали на четыре части и вписать в них вопросы в такой последовательности: кто? что? какой? что делает? где?
Сформулировав вопрос, воспитатель должен выслушать ответы детей и предложить им для обсуждения ряд своих ответов. Слова, которые явно не соотносятся по смыслу, следует вписать в таблицу. Когда колонки будут заполнены, нужно прочитать детям небылицы, начиная фразу с прилагательного («Замороженный сундук мяукает в печке»).
Приведем варианты небылиц, которые педагоги составили вместе с детьми.
Кто? Что?
Какой?
Что делает?
Где?
Шуба
Чайник
Носорог
Краб
Вода
грустный
ласковый
сахарный
клубничный
кукурузный
плачет
пляшет
валяется
греется
кудахчет
на горе
в огороде
на скамейке
в люстре
на очках
Если дети не проявляют интереса к этой игре, нужно вернуться к ней спустя 3–4 месяца.
В ходе игры следует проговаривать детям правильно построенную фразу и фразу с нарушениями в согласовании слов, например: «Грустный шуба плачет на горе». Пусть дети заметят ошибку и исправят ее. Такие упражнения полезны для совершенствования грамматического строя речи.
Усвоив технологию составления небылиц по схеме, дети начнут придумывать их самостоятельно.
Игра «Кто это был?»
Эта игра позаимствована из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». В ней изменены характер вопросов и их последовательность.
Воспитатель зачитывает вопрос и с помощью детей выбирает наиболее удачный ответ. Затем читает получившуюся небылицу.
— Кто это был? (Бегемот.)
— Где находился? (На пляже.)
— Что делал? (Вязал жилет.)
— Что вдруг прокричал? (Ку-ка-ре-куу)
— Что сказали люди? (Он знает иностранный язык.)
— Чем кончилась эта история? (Бегемот стал знаменит.)
Приведем примеры совместного творчества воспитателя и детей.
— Кто это был? (Крокодил.)
— Где находился? (На кухне.)
— Что делал? (Пробовал жареную картошку.)
— Что вдруг прокричал? (Эврика! Ура! Нашел! Победа)
— Что сказали люди? (Он сделал какое-то открытие.)
— Чем кончилась эта история? (С тех пор все крокодилы мечтают попробовать жареной картошки.)
— Кто это был? (Человек рассеянный.)
— Где он находился? (В троллейбусе.)
— Что делал? (Шел пешком.)
— Что прокричал? (Прошу вас, остановите Землю! Она качается.)
— Что сказали люди? (Вы, должно быть, устали или переутомились.)
— Чем закончилась история? (Человек рассеянный вышел из троллейбуса, постоял, подождал и успокоился — Земля больше не качалась.)
Развитию звукопроизношения и внимания детей способствует следующая игра.
Игра «Сова»
Эта старинная русская народная игра адаптирована для детей дошкольного возраста.
Прежде чем начать игру, следует выяснить у детей, каких птиц они знают.
«Действительно, птиц очень много, но про некоторых из них вы забыли», — говорит педагог и читает стихотворение И. Токмаковой «Десять птичек — стайка».
Затем воспитатель выбирает сову, а остальным игрокам (4–7 детей) предлагает «превратиться» в разных птиц. Педагог уточняет, как должна кричать та или иная птица, услышав «свое имя». Например, сорока кричит: «Трр-трр-трр!», индюк — «Курлык-дык-дык!», попугай — «Хочешь чаю!», жаворонок — «Тир-лили!»
При слове «сова» все дети-«птицы» срываются со своих мест и улетают (при этом они машут руками (крыльями). Сова пытается поймать кого-либо из играющих.
Воспитатель-«птицелов» рассказывает: «Сегодня мне надо поймать и окольцевать (накануне педагог рассказывает, кто и зачем окольцовывает птиц) некоторых птиц.
Иду, слышу, как поет-заливается жаворонок, но где он, не могу разглядеть. Споткнулся об индюка. Ужасно сердитый повстречался индюк. Посмотреть, что случилось, решил попугай. Попугай прыгал по подоконнику и смотрел на березу. Кто там? Ага, прилетела сорока. Вот она-то, голубушка, мне и нужна. Я к сороке, но ее испугала невесть откуда взявшаяся белым днем сова». И так далее.
Ребенок, который прослушал свой позывной, выбывает из игры.
На прогулке и на занятиях дети с удовольствием играют в игру на составление цепочек слов.
Игра «Свяжите (составьте) цепочку»
Воспитатель называет слово, например, лето, а дети конкретизируют его: жарко, ягоды, солнце, длинный, долгий день, сенокос, белые ночи и т. п. (Тесто — хлеб, булка, калачи, крендели, сушки и т. п.) И так далее.
Игра «Поймай свой хвост»
Дети (7–8 и более человек) встают цепочкой, обнимая за талию впереди стоящего товарища, и следуют за головой дракона (гусеницы и т. п., который, двигаясь и увлекая за собой играющих, пытается схватить последнего ребенка в цепочке. Если кто-то из играющих разорвал цепочку, то он или выбывает из игры, или становится хвостом дракона.
Если на участке детского сада есть свободная площадка, можно сделать большой лабиринт и двигаться внутри него, ориентируясь на цветную стрелку (стрелки). Проходы по лабиринту достаточно узкие, требуют координации движений, поэтому в ходе этой игры успокаиваются даже гиперактивные дети.
Следует продолжать работу по рассматриванию иллюстрированных книг. В старшей группе организуются выставки книг — сборников сказок, повестей, рассказов, стихов; книг одного автора (художника). Дети самостоятельно рассматривают книги, делятся с педагогом своими наблюдениями. Воспитатель, в свою очередь, дает задания: «В какой книжке самые забавные (смешные) лица? Как на рисунке передан испуг людей (радость? Что повторяется во всех рисунках книги?.». Выполнить «трудные» задания — престижно для детей этого возраста, так как это вызывает уважение сверстников.
О том, как лучше рассказать о творчестве художника, см. в разделе «Работа с детьми в летнее время».
Игровое упражнение «Четвертый лишний»
Воспитатель предлагает детям исключить из группы лишний предмет. Выполняя упражнение, ребята действуют путем проб и ошибок, поэтому желательно подсказывать пути решения задачи: «Надо подумать, каким словом можно назвать большинство изображенных предметов. Предмет, не относящийся к группе, — лишний. (Здесь три гриба и корзинка. Грибов больше. Значит, корзинка лишняя.) На всех картинках — средства передвижения. Какая из них лишняя?» (Автобус, трамвай, троллейбус ездят по земле. Это наземный транспорт. А самолет летает, и он один. Лишняя картинка с изображением самолета.)
Игровое упражнение «Выбери сам»
Для игры необходимы картинки, дающие ребенку возможность показать свою осведомленность, связанную с решением простейших бытовых проблем. Ориентируясь на них, педагог задает детям вопросы: «Что ты купил бы для себя в этом магазине? Какие часы где лучше повесить? Какую сумку лучше купить в дорогу? Какой из дачных домиков самый красивый?» (