Яна Артымук
Перспективное планирование для детей 4–7 лет «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план «Занимательная математика» (6-7 лет)
Введение
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа по пед. технологии «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
Публикация «Перспективное планирование для детей 4–7 лет „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
На каждом занятии ребенок отправляется в сказочное путешествие, где его ждут интересные задания, игры и испытания. Помогая героям сказок и мультфильмов выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.
Данная программа состоит из разделов: введения, пояснительной записки, учебно-тематического плана, содержания программы, ожидаемых результатов, методического обеспечения программы, материального обеспечения программы, литературы. Программа реализуется в объёме 36 часов в подготовительной группе детского сада, ориентируется на запросы и потребности детей и родителей.
Пояснительная записка
Программа по пед. технологии «Занимательная математика» составлена на основе программы Помораевой И. А, Позиной В. А «Формирование элементарных математических представлений» (6-7 лет, рассчитана на 1 год. Программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития.
Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, особенностью работы является то, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Занятия распределены по разделам:
• Количество и счет
• Величина
• Ориентирование в пространстве и во времени
• Геометрические фигуры
• Логические задачи
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Цель программы: создание условий для углубления знаний детей по сенсорному развитию.
Задачи программы:
• способствовать формированию общего представления о множестве и числе;
• способствовать формированию навыков количественного и порядкового счета в пределах 20;
• создать условия для знакомства с составом числа;
• способствовать развитию умений детей решать простейшие арифметические задачи;
• способствовать формированию умений соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
• создать условия для формирования умений сравнивать множества;
• обеспечить условия для знакомства с математическими знаками;
Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка.
Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная, самостоятельная деятельность. Занятия проводятся в игровой форме 1 раз в неделю 25-30 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики Помораевой И. А, Позиной В. А. «Формироваие элементарных математических представлений (6-7 лет)», провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Дети должны уметь:
• Объединять группы предметов по общему признаку
• Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);
• Называть числа в прямом порядке до 20;
• Соотносить цифру и количество предметов;
• Пользоваться цифрами и математическими знаками;
• Различать величины: длину, ширину, высоту;
• Делить предметы на несколько равных частей
• Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
• Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
Дети должны знать:
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;
• Предшествующее число, последующее число, соседей числа;
• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
• Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развиваются умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание
Тематическое планирование
Тема Количество занятий
1 Количество и счет 9
2 Величина 9
3 Ориентирование в пространстве и во времени 9
4 Геометрические фигуры 9
Перспективное планирование
Раздел Задачи:
Количество и счет Развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
Геометрические фигуры Закрепить представление о геометрических фигурах и их свойствах. Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Изображение фигур в тетради в клетку, составление символических изображений из геометрических фигур.
Определение величины Учить делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляют умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине. развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Ориентировка во времени Уточнение и закрепление знаний о временах года, месяцах, днях недели.
Решение логических задач Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Календарное планирование работы «Занимательная математика»
сентябрь
Количество и счет:
Закреплять умение считать до 10; разгадывать математические загадки; работать со счетным материалом. «Незнайка в гостях»
Цель: учить видеть равное количество
разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.
«В какой сетке больше мячей»
Цель: упражнять в сравнении числе и в определении, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого учить воспроизводить множество.
Величина. Раскладывать предметы по возрастанию; способствовать развитию глазомера «Кто быстрее подберет коробки»
Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.
Ориентировка во времени.
Ориентировка в пространстве. Закреплять временные представления «12 месяцев»
Цель: закрепить понятие о месяцах.
«Когда это бывает?» Математическая сказка
«Художники» №2
Цель: развитие ориентировки в пространстве
Геометрические фигуры Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, прямоугольник «Сломанная машина»
Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.
«Приключения Маши и Вани» Математическая сказка
октябрь
Количество и счет: Числа и цифры от 1 до 4.
Соотнесение количества предметов с цифрой.
Знаки + и -. «Угадай, какое число пропущено»
Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Величина. Знакомство со счетами Большой, маленький, поменьше. ««Достань мяч» Карточка
Цель: закрепить понятие величины.
Ориентировка во времени. Знакомство с названием осенних месяцев. «Назови пропущенное слово»
Цель: закрепить знания о днях недели.
Ориентировка в пространстве. Ориентировка на листе бумаги. «Расскажи про свой узор»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
Геометрические фигуры Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку. «Подбери фигуру»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
«Как Круг и Квадрат отправились в поход» - математическая сказка
ноябрь
Количество и счет Числа и цифры от 1 до 5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки. «Матрешки»
Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.
Величина Длинный, короче, еще короче, самый короткий «Что шире, что уже» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.
Ориентировка в пространстве. Понятия: лево, право, впереди, сзади. «Как расположены фигуры»
Цель: учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.
«Лабиринт», «Помоги мышке добраться к сыру», «Что где находится?»
Ориентировка во времени. Повторение названий осенних месяцев. Части суток. «Когда это бывает»
Цель: закрепить знания о частях суток.
«Вчера, сегодня, завтра», «Когда это бывает?», «Какой сегодня день?»
Геометрические фигуры Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры. «Сложи из палочек»
Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.
"Какие фигуры видишь?», «Заполни пустые квартиры», «Кто лишний и почему?»,
декабрь
Количество и счет Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>. «Поездка»
Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.
Математическая сказка «Яблоко»
Величина Часть и целое. «Кто какого роста?»
Цель: установление отношений между величинами.
«Снеговики»,
Ориентировка во времени и в пространстве Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели. «Клумба»
Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними. «Путешествие»
Цель: учить ориентироваться в пространстве.
«Назови пропущенное слово», «Найди игрушку», «Найди похожую»,
Геометрические фигуры Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части. «Сложи фигуру»
Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.
январь
Количество и счет Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших Решение примеров на сложение и вычитание Знаки <,>. «Встань на свое место»
Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
Ориентировка во времени и в пространстве Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток. «Найди парную картинку»
Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.
Величина. Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части. «Чем отличаются полоски?»
Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине.
Геометрические фигуры. Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. «Где какие фигуры лежат»
Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.
«Сколько треугольников?», «Кто где живет?»
февраль
Количество и счет Числа и цифры 1-9. Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших. «Живые числа»
Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
Геометрические фигуры Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур. Повторение названий геометрических фигур. «Кто быстрее найдет предмет?»
Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом.
Ориентировка во времени Дни недели. Месяцы зимы. Части суток.
Ориентировка в пространстве. «Куда бросим мяч?»
Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве.
Величина. Длинный - короткий. Часть и целое. «Разложи по порядку»
Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.
«Где, чей дом?»
март
Количество и счет. Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших. «Аэродром»
Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10. «Заполни пустые клетки»,
Величина Сравнение предметов по всем показаниям величины. «Сосчитай, не ошибись»
Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров
Геометрические фигуры Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур «Кто больше увидит»
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
«Гном строит дом»
Ориентировка во времени и в пространстве. Повторение названий месяцев осени и зимы. Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года. «Угадай, где стоит»
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
«Лови, бросай, дни недели называй», «Неделя стройся!», «День и ночь- сутки прочь»,
апрель
Количество и счет Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом. «Сосчитай правильно»
Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.
«Теремок» - математическая сказка
«Игры с разноцветными прищепками»
Геометрические фигуры Четырехугольники. Повторение круг, овал, треугольник. «Найди свою фигуру»
Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.
«Укрась коврик», «Что на что похоже?»,
Ориентировка во времени и в пространстве Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.
Ориентировка на листе бумаги в клетку. «Найди нужную картинку».
Цель: учить овладевать пространственными представлениями.
«Времена года», «Назови скорей»
Цель: формирование знаний о днях недели.
май
Количество и счет. Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала. «Каких кружков больше»
Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10
«Сколько разных игрушек»
Цель: закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.
«Напиши цифру»,
Геометрические фигуры Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур. «Кто быстрее найдет»
Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур.
Ориентировка в пространстве и во времени. Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года. «Подумай и закрась»
Цель: развивать умение выделять признаки предметов.
«Назови скорее», «Нарисуй правильно»