МААМ-картинки

Пересказ рассказа Пришвина «Дятел»

Наталья Кнепман
Пересказ рассказа Пришвина «Дятел»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Пересказ рассказа Пришвина «Дятел».

ЗАДАЧИ:

1. Закрепление представлений о зимующих птицах.

2. Коллективное составление плана прослушанного рассказа с установкой на запоминание.

3. Обогащение лексики причастиями.

4. Закрепление употребления простых предлогов.

5. Пересказ рассказа по плану по цепочке.

6. Развитие мышления, воображения, памяти.

7. Координация речи с движением.

Публикация «Пересказ рассказа Пришвина „Дятел“» размещена в разделах

Интеграция умений и навыков ребенка через образовательные области «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Предварительная работа:

Чтение рассказов о зимующих птицах :

Г. Скребицкий. Налесной полянке.

Г. Скребицкий и В. Чаплина. Появились синички.

И. Соколов-Микитов. Глухари. Тетерева.

Рассматривание зимующих птиц на картинках.

Материал:

Раздаточные предметные картинки: снегирь, синица, сова, тетерев, воробей, сорока, ворона, голубь, клёст, дятел пёстрый.

Адаптированный текст рассказа М. Пришвина «Дятел», отрывок из статьи о дятлах из «Жизни животных» А. Э. Брэма.

План:

I. Повторение зимующих птиц.

а) припоминание,

б) игры с картинками:

«Запомни, положи»,

«Кто где и как зимует?».

II. Краткое вступительное слово логопеда о дятлах (по А. Э. Брему).

Дятлы бывают разные: зелёный, чёрный, пёстрый.

Чаще всего встречаются пёстрые дятлы. Живут они в дремучих лесах, держатся на деревьях и очень редко спускаются на землю.

Пища дятла — различные насекомые, их личинки, гусеницы, которых дятлы добывают из-под коры деревьев своим крепким и острым клювом. Дятлы также едят орехи, ягоды, любят семена еловых и сосновых шишек.

За один день каждый дятел успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее 100 деревьев.

Дятел — охранитель, защитник леса. Это очень трудолюбивая, умная и полезная птица.

В народе дятла называют лесным доктором.

(Рассматривание дятла на картинке.)

III. Чтение логопедом адаптированного текста рассказа М. Пришвина «Дятел».

Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой в клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка, и новую шишку некуда девать.

И горе какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и освобождённым клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый и деловой!

Показ иллюстрации (шишка в развалине).

IV. Словообразование причастий no образцу на материале рассказа М. Пришвина «Дятел».

летит дятел — летящий дятел,

сидит на берёзе дятел — сидящий на берёзе дятел,

побежал вверх по стволу (дятел) — побежавший вверх по стволу (дятел,

дятел отработал шишку — дятел, отработавший шишку,

шишка отработана дятлом — шишка, отработанная дятлом,

дятел выбросил старую шишку — старая шишка, выброшенная дятлом,

дятел освободил клюв — освобождённый дятлом клюв.

V. Подбор признаков и действий к дятлу на материале рассказа М. Пришвина «Дятел».

Признаки Действия

умный летел

находчивый сел

сообразительный побежал вверх по стволу

догадливый зажал шишку

трудолюбивый освободил клюв

пёстрый выбросил старую шишку

бодрый заработал клювом

деловитый шелушил шишку

Динамическая пауза:

VI. Коллективное составление плана рассказа.

а) повторное чтение текста,

б) деление текста на смысловые отрывки,

в) коллективное составление плана путем выделения ключевой фразы из каждого отрывка (части)

Летел дятел.

Сел на берёзу.

Какое горе!

Находчивый и умный дятел.

Установка на запоминание плана.

VII. Беседа по содержанию рассказа.

1. Вначале вопросы задает логопед.

Как называется прочитанный рассказ?

Кто написал этот рассказ?

Что пришлось сделать дятлу, чтобы сбросить отработанную шишку?

О чём говорит этот поступок дятла?

Почему дятла называют в народе лесным доктором?

2. Затем роли меняются: дети, стимулируемые логопедом, ставят вопросы, а отвечает на поставленные детьми вопросы логопед.

Предполагаемые вопросы детей:

Что дятел нёс в клюве?

Куда он нёс шишку?

Куда летел дятел?

Что у дятла на берёзе?

Что делал дятел в мастерской?

Какое горе у дятла?

Почему он не мог сбросить старую шишку? Какую пользу приносит дятел?

VIII. Игра «Потерялись маленькие слова» — третье чтение рассказа логопедом с пропуском предлогов. Дети вставляют пропущенные предлоги.

IX. Пересказ рассказа по цепочке по составленному плану с предварительным припоминанием плана.

X. Итог. Что мы узнали новое о дятле?

Публикации по теме:

Приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возрастаМонологическая речь. Рассказывание. Методы и приемы- совместное рассказывание.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пересказ рассказа Пришвина «Дятел»
Опубликовано: 16 декабря 2014 в 06:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пересказ рассказа Пришвина «Дятел»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кнепман в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД